Шаг первый. Знакомство
В прежние времена присмотреть себе пару можно было у родника. Семейное положение девушки определяли по кувшину или по прическе: у замужних было две косы и кувшин с широким горлышком, у свободных — одна коса и узкий кувшин.
— Раньше не было такого, чтобы парень напрямую подходил к девушке и спрашивал, можно ли с ней познакомиться. Если она ему понравилась, он шел за нею до дома, расспрашивал у соседей про нее, про семью и затем (иногда через несколько дней) просил позвать ее на улицу, — рассказывает этнограф Зулай Хасбулатова.
Первая встреча, впрочем, как и последующие, проходила при свидетелях — друзьях парня, подругах и сестрах девушки. Они вместе общались, шутили. Это было «первое разрешение» девушки — на знакомство. Оно не обязывало ее выйти замуж за этого парня.
— Сейчас многое стало проще. Молодежь знакомится в учебных заведениях, на улице, в социальных сетях. И все же традиции во многом сохраняются — встречи обязательно происходят днем, в людном месте, при свидетелях. Даже если они пьют чай в кафе вдвоем, без третьих лиц, как было принято прежде, это все же общественное место, где много людей, — говорит этнограф.
Фото: Елена Афонина/ТАСС
Помимо родника традиционным местом знакомства были и остаются вечеринки — синкерам.
— Раньше синкерам проводились часто, особенно, когда приезжали гости издалека. И все прекрасно знали, что у тех-то сегодня будут танцы. Когда все гости собирались, хозяин дома представлял женщину, ответственную за танцы. Если парню понравилась девушка, он мог подойти к этой, скажем так, тамаде, и попросить ее узнать, может ли девушка с ним познакомиться. Женщина передавала это послание, показывая парня. И если девушка соглашалась на знакомство, то весь вечер должна была танцевать с ним, — делится воспоминаниями жительница села Новые Атаги Фатима Дудаева.
Эта традиция тоже отчасти сохранилась. Юноши не обращаются напрямую к понравившейся им девушке, а просят своих сестер или других родственниц подойти к ней и передать послание, попросить номер телефона. Если они встретились в большой компании, парень обращается к ее спутникам и просит разрешения познакомиться с нею.
Шаг второй. Ухаживание
На ухаживание тоже нужно было попросить разрешение девушки. При этом девушка могла иметь сразу несколько ухажеров, и это считалось нормальным, ведь ей нужно время, чтобы сделать выбор. Как гласит пословица, «девушка принадлежит тому, кто ее завоевал».
Свидания проводились при свидетелях. Чаще всего молодой человек приходил с другом и ждал, пока кто-нибудь из соседок или родственниц девушки позовет ее. Девушка выходила вместе с сестрой, тетей или снохой, и молодые люди могли пообщаться, отойдя в сторонку, желательно на другую улицу, где их не увидят мужчины из рода девушки.
— Сейчас также считается неприличным, когда мужчины видят свою родственницу на свидании. Да, бывало такое, что случайно натыкались, и тогда все разбегались в разные стороны, — рассказывает Зулай Хасбулатова.
Но официальным местом свиданий всегда был родник. Так что, идя за водой, девушки надевали самые красивые платья.
С тех пор мало что изменилось. Девушки так же придирчиво перебирают кандидатов, смотрят, кто лучше к ним относится, советуются с близкими. Правда, большинство современных чеченок предпочитают иметь одного кавалера и выстраивают стандартные отношения.
В конфетно-букетный период молодые встречаются чаще вдвоем, чем в компаниях, парни дарят цветы, подарки, поздравляют с днем рождения и другими праздниками. Часто презенты передают через третьих лиц, например сестер.
Если девушка не хочет принимать ухаживания юноши, она вежливо отказывается: говорит, что не свободна (или пока не думает о браке) и надеется, что юноша станет ей братом. Позднее она даже может сосватать ему кого-нибудь из родственниц, дав, так сказать, хорошую рекомендацию. А породнившись, потом вспоминать эту историю с юмором.
Отношения могут продлиться месяц и привести к свадебным хлопотам, а могут и четыре года — и закончиться расставанием. У всех по-разному, но длительные отношения не очень приветствуется и считаются пустой тратой времени.
— Я всегда говорила своей дочери, что мужчина принимает решение в первый год знакомства. Если за год он не позвал замуж или не намекнул на создание семьи, то не стоит тратить на него время, — считает жительница Урус-Мартана Таиса.
Шаг третий. Сватовство
— Раньше парень просил у девушки кар хум («дать что-то в руки») в знак согласия на брак. Это могло быть кольцо или платок, что-то из личных вещей девушки, которые на ней все видели. Если в этот момент у нее ничего под рукой не было, парень просил поднять с земли камень и дать его, — рассказывает Зулай Хасбулатова.
К сожалению, сейчас этим красивым обрядом часто пренебрегают, считая его формальностью.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Решив пожениться, молодые сообщают об этом матерям или тетям, которые передают новость мужчинам рода.
Первые «переговоры» ведут женщины. Родственницы жениха наносят визит в дом невесты или встречаются с нею и ее родственницами в ресторане, обсуждают день и детали свадьбы.
Затем к делу подключаются мужчины. Отец жениха и другие родственники приходят в дом невесты просить ее руки.
— Отец не сразу дает ответ. Говорит, что нужно спросить дочь. Но если он уже знает ее мнение и знает, что за люди хотят с ним породниться, то отвечает сразу, — говорит этнограф.
После согласования даты стороны начинают готовиться к свадьбе.