Полевой биолог, фотограф, руководитель некоммерческой организации «Фотоэкспедиция в дикую природу» Валерий Мосейкин, пожалуй, первый бердвотчер на Северном Кавказе. Он не только сам приезжает сюда наблюдать и снимать птиц, но и организует туры для других любителей экотуризма. В этом году вместе с Дагестанским заповедником подготовил для общероссийского фестиваля «Первозданная Россия» экспозицию, посвященную природе республики. В силу своих занятий хорошо знаком не только с флорой и фауной Дагестана, но и с деятельностью ведомств, ответственных за туристическую отрасль в этом регионе.
По просьбе портала «Это Кавказ» Валерий Мосейкин рассказал, что он думает о перспективах развития туризма в Дагестане и в России в целом и об угрозе, которую «дикий» туризм несет дикой природе.
— Спрос на экотуры в мире ежегодно увеличивается на 20—30%, в то время как ряды всех других туристов за это же время пополняются только на 5%. Что понятно: человек ищет то, чего ему не хватает, а именно — дикую природу, которой в богатых промышленных центрах почти не сохранилось.
Цель экотуризма — здоровый и познавательный отдых с возможностью наблюдать за жизнью дикой природы изнутри, находясь в гуще событий с фото- или видеокамерой.
По данным Всемирной туристской организации ООН, Россия с ее обширными и малоосвоенными территориями, занимает 5-е место среди 139 стран мира по потенциальной привлекательности для экологических путешествий. Экотуризм с его доходами мог бы стать для нашей страны второй «нефтяной трубой». Однако ожидаемого бума внутреннего туризма у нас пока не происходит. Почему — можно разобрать на примере Дагестана.
— Представители турбизнеса любят сетовать на слабое развитие туристической инфраструктуры. При этом забывают, что главное в любом туризме — событие, вокруг которого формируется инфраструктура.
Туалеты необходимы — да, но люди отправляются в путешествия все же не ради туалетов. Никто не станет строить дорогостоящие гостиницы, если нет туристов. Поэтому главное, о чем сегодня нужно думать, — о грамотном позиционировании туристических событий и их эффективном продвижении на общефедеральном и мировом рынках. Будут туристы — инфраструктура сама вырастет.
Не следует списывать собственные промахи на локальные полицейские операции. Израиль фактически находится в состоянии войны, но его ежегодно посещают 3,6 млн туристов и фестивали бердвочеров там порой устраивают в нескольких километрах от границ с воюющей Сирией. Вооруженные выступления экстремистов в Кении не снижают туристические потоки в надежно охраняемые национальные парки. Революционные события в Таиланде, войсковые операции с наркокартелями в Колумбии или в Мексике практически никак не отражаются на посещаемости всегда хорошо охраняемых экотуристических территорий.
— В Дагестане туристам предлагают главным образом море и горы. Однако Каспийское побережье сегодня далеко не самое чистое. Что касается гор, то такие же или даже еще более высокие и красивые горы предлагают практически все соседи Дагестана. Важно учиться предлагать то, в чем ты наиболее конкурентоспособен. Дагестан — единственный регион в России и в Европе, где на сравнительно небольшой территории сохраняется богатейшее разнообразие природного ландшафта и высочайший уровень биоразнообразия.
Заснеженные горы соседствуют с морскими лагунами, субтропическими лиановыми лесами, степями и самыми настоящими пустынями. Здесь сохраняются крупнейшие в мире поселения редких птиц. Здесь же проходят традиционные пути миграции птиц, гнездящихся в северных областях европейской России, Сибири и Казахстана.
Экотуризм в Дагестане развивается крайне медленно, потому что люди, занятые продвижением туризма, неэффективно рекламируют туристические преимущества Дагестана на федеральном рынке. В богатых и промышленно развитых регионах России, где проживают потенциальные туристы, о Дагестане почти ничего не знают. А между тем тут есть чем удивить.
Сулакский каньон
В мировых рейтингах пятое и шестое места со знаменитым Гранд-каньоном в США разделяет грандиозный Сулакский каньон. Когда мы два года назад посетили его, никаких туристов там не было вообще. Мы стали рассказывать о нем жителям Центральной России, и вот теперь в сезон и по выходным дням каньон посещают до трех тысяч туристов.
Но, к огромному сожалению, развитие туризма там пошло по «дикому» пути. В это трудно поверить, но уникальный в мировом отношении Сулакский каньон до сих пор не является особо охраняемой природной территорией. Туристические потоки там никем и никак не контролируются.
Бархан Сарыкум
Это еще одно чудо природы России и мира. Это самый высокий в мире одиночный бархан! Сарыкум входит в состав Дагестанского государственного природного заповедника, и там проводится большая работа по сохранению биоразнообразия. Пожалуй, на сегодняшний день это единственное место в Дагестане, где проходит становление настоящего, классического экотуризма, под которым понимается обоюдовыгодное сотрудничество экологических и туристических организаций. На этой территории сегодня реализуются очень интересные природоохранные и экотуристические проекты.
В свое время на Сарыкуме снимались эпизоды знаменитого фильма «Белое солнце пустыни» — культовая кинолента! Мы сделали попытку популяризировать Сарыкум и привязать событие «Белое солнце пустыни» к природному объекту Сарыкум, предложили сделать фестиваль «Белое солнце пустыни», но, к большому сожалению, не нашли поддержки и заинтересованности в республиканском Министерстве туризма. А фильм и его героев знает каждый житель России — готовый бренд!
Пеликаны
В Дагестане находится самое крупное в мире поселение кудрявых пеликанов, там же располагаются огромные скопления самых разных околоводных птиц. Готовый бренд для привлечения тысяч бердвотчеров.
Стервятники
В Дагестане располагается самое крупное в России поселение грифовых птиц и, в частности, стервятника, включенного в список «Ста самых редких птиц мира». В России, кстати, обитает лишь пять видов из этого списка. Один из кних — стерх, известный всем благодаря уникальному природоохранному проекту «Полет надежды», поддержанному Путиным.
Синий дрозд
У бердвотчеров, которых мы привозим в Дагестан, эта обаятельная и красивая птица пользуется, пожалуй, наибольшим успехом — как за внешний вид, так и за ее легендарный образ, созданный Метерлинком, автором сказки «Синяя птица», и «Машиной времени». Эта птаха во всем мире стала символом удачи и счастья. На Мальте, кстати, синий дрозд — государственный символ.
Маковые поля
Дагестан — единственное место в России, где каждую весну массово зацветают горные маки. Мы только заикнулись об этом в Москве, как к нам со всех сторон посыпались просьбы посоветовать, как можно попасть на цветение маков. В следующую весну на цветение маков в Дагестан специально собирается приехать группа туристов из Израиля.
Лотосы
Из цветов еще можно упомянуть ореховый лотос — сказочный цветок, окруженный множеством легенд. Сегодня лидер туристических путешествий в края цветущих лотосов -Астрахань, где в свое время лотос сумели сохранить, а затем массово рассадить по всей волжской дельте. В Дагестане лотосы очень хорошо растут, но здесь ими специально никто не занимается, а немногие места произрастания этого чудесного цветка порой уничтожаются местными хозяйственниками.
Салтинский водопад
По водопадам Дагестан в целом проигрывает соседям, но есть один действительно захватывающий водопад, на который захотят посмотреть самые искушенные туристы, — это водопад, низвергающийся в залах огромной пещеры недалеко от села Салта. Его тоже можно позиционировать как одно из чудес природы России.
Тюлений остров
Тюлений остров в Каспийском море уникален зимними лежбищами ставших ныне очень редкими каспийских тюленей, несметным числом местных и пролетных птиц и фантастической рыбалкой. Из людей там живет лишь смотритель метеостанции. Остров включен в состав биосферного резервата, и специалисты Дагестанского заповедника готовят там очень интересные природоохранные проекты. Остров вместе с прилегающим к нему Кизлярским заливом в перспективе может стать одним из самых привлекательных экотуристических мест в республике.
Лиановый лес
Реликтовый субтропический лес в дельте реки Самур, безусловно, уникален в масштабах России. Здесь и еще на двух участках долины Самура готовится создание первого в республике национального парка, где станет возможным развитие настоящего экологического туризма.
— Охрана природы эффективна тогда, когда она становится понятной, престижной и экономически выгодной местным жителям. Эта аксиома экологического туризма встречает в Дагестане угрозу со стороны хаотично развивающегося дикого природного туризма, после которого зачастую не остается ничего живого, лишь груды мусора. И эту тенденцию мы сегодня наблюдаем в Дагестане.
Дикая природа — это то, чем исключительно богат Дагестан, но многие обитающие здесь звери и птицы, наученные горьким опытом, ведут себя крайне пугливо и скрытно. Нужны специальные программы и люди, умеющие их реализовывать, способствующие оптимизации и гармонизации взаимоотношений диких животных и человека, как это сегодня делается во всех зарубежных национальных парках мира. Это не такое долгое и сложное дело, как многие представляют.
Очень многие местные турфирмы позиционируют свою деятельность как экотуристическую, но на самом деле она таковой не является. Экотуризм — всегда обоюдовыгодный союз экологических и туристических организаций, когда экологи на средства туристов спасают диких зверей и птиц и восстанавливают целостность, увы, неизбежно повреждаемых природных экосистем.