Томас Вальстен живет в небольшом шведском городке Булиден. Работает инженером-механиком на горнорудном предприятии. Как-то познакомился с дагестанцами, которые живут в Швеции уже 9 лет, но регулярно приезжают на родину. По их приглашению Томас тоже решил отправиться на Кавказ, в дагестанский город Буйнакск, погостить у родственников друзей. Языковой барьер не помеха — его знакомая Саида отлично знает шведский и взяла на себя роль переводчицы, а иногда выручал английский. Шведскому гостю так понравилось в Дагестане, что на следующее лето он приехал снова. И не просто так, а со своим сварочным аппаратом.
— Я давно знаю Саиду, мы близко общаемся, и мне было очень интересно познакомиться с ее родителями. Ведь рассказы — это одно, а увидеть своими глазами — совсем другое. Так я впервые попал сюда в прошлом году.
Мне много рассказывали о жизни в дагестанских горах. Поэтому я представлял, что условия будут непростыми. Действительно, в горах тут живут так, как у нас жили лет семьдесят назад. Тяжелая жизнь сразу бросается в глаза. Но в городах все иначе. Жизнь в дагестанских городах мало отличается от нашей.
В этом году я успел увидеть гораздо больше, чем прошлым летом. Дербент, Чох, Сарыкум, Гуниб, Чиркейское водохранилище, Сулакский каньон, Ботлих, Рахата, Махачкала, Буйнакск, Каспийск — это неполный список мест, где мне удалось побывать.
Все туристы, приезжающие в Дагестан, обязательно должны посетить Дербент. Крепость Нарын-кала — исключительное место, которое мне очень запомнилось. Хочу побывать там еще раз, и сделаю это в следующий приезд. В Швеции в старинном городе Эребру тоже есть замок, построенный в средние века. Но если говорить о размерах, это мизерная часть Нарын-калы. Такой же по масштабам крепости у нас нет. Нарын-кала впечатляет своей историей, но больше всего меня поразило, в каком виде крепость сохранилась до наших дней. Если бы она находилась в Швеции, она бы потеряла свой первозданный облик — ее бы испортили для удобства туристов. Дербентская крепость не испорчена ничем.
Поселок Дубки и Сулакский каньон тоже очень понравились. А еще бархан Сарыкум. Это места, которые я бы назвал must see для первого визита в Дагестан.
— Кухня в Дагестане очень вкусная. Но на самом деле нет большой разницы с тем, что едят у нас в Швеции. Мы используем почти те же самые продукты: мясо, рыбу, рис, картофель. Немного отличаются методы приготовления, но в итоге вкус блюд похожий. Вот, например, чуду. У нас есть подобное блюдо, правда, мы его едим с вареньем. В Швеции есть блюдо пальт, которое готовится из картофельной муки, по консистенции напоминает дагестанский хинкал. Так что какого-то сильного удивления или восторга местная кухня у меня не вызвала.
Я бы выделил три блюда, которые должен попробовать каждый. Это чуду с мясом и зеленью, аварский хинкал и обязательно шашлык из баранины.
Кстати, я хотя и не любитель спиртного, но все-таки попробовал местное вино, оно очень вкусное. Так что рекомендую.
— Иностранцу получить российскую визу очень-очень трудно. Мне сделали приглашение мои дагестанские друзья, если бы не они, шанса попасть в Россию у меня практически не было бы.
Если говорить о самой дороге в Дагестан, то тут все очень легко. Билеты купил заранее по интернету. Сел в самолет до Москвы, там пересел в самолет до Махачкалы.
Я привез с собой компактный сварочный аппарат, чтобы помочь отцу Саиды завершить начатое дело на стройке. Каждый раз, когда я вижу эту семью, они чем-то заняты, и я хочу им помочь. Но нет материала, с которым я привык работать. Чтобы найти какой-то инструмент для ремонта или строительства, в Буйнакске нужно обойти кучу мелких магазинов, нет одного большого маркета, где бы все продавалось. Поэтому я решил взять с собой этот аппарат. Думаете, я тут только отдыхаю? Я уже ремонтировал автомобиль, стриг газон, сварочным аппаратом сварил калитку. Вроде бы все остались довольны.
— В Махачкале бываю редко. Заметил, что там строят очень много, при этом не думая о детях. Ничего не вижу для детей, все загромождено домами. Лучше ведь строить меньше, но лучше. В глаза бросается большое количество пристроек, и ясно, что мнение соседей совершенно не учитывается. В Швеции такое невозможно.
Еще бросается в глаза канал, который протекает по Махачкале (КОР — канал имени Октябрьской революции, снабжает водой Ленинский район города. — Ред.). Он ничем не закрыт и никак не огражден. В Швеции людей, которые оставили бы канал с питьевой водой в таком виде, очень строго наказали бы. Это же очень опасно, в первую очередь для детей. У меня на родине люди очень внимательно относятся к тому, какую воду пьют, какую еду едят. С раннего детства нас учат, что нельзя бросать отходы ни в раковину, ни в туалет. Запрещено выкидывать в воду таблетки. Запрещено мыть машины с использованием химии. За это полагаются большие штрафы.
— Если сравнить с прошлогодним моим приездом, в этот раз в Буйнакске стало намного чище. Не знаю, что случилось, но мусора не так много, нет этих летающих пакетов.
В Буйнакске достаточно кафе и ресторанов, куда можно сходить. Но каких-то интересных мест, связанных с историей, немного: Музей боевой славы, где я был в прошлом году, и Кавалер-Батарея (скала с хорошей обзорной площадкой — одна из главных достопримечательностей Буйнакска. Название получила 150 лет назад, когда русские войска установили на скале артиллерийскую батарею. Здесь останавливался на привале Михаил Лермонтов. Легенда гласит, что тут разбивал свои шатры монгольский завоеватель Тимур. — Ред.).
Отдых в Дагестане можно было бы назвать идеальным, если убрать мусор и отдельно стоящие сельские туалеты. В Швеции раньше во дворах тоже были туалеты. Но они были устроены совершенно по-другому — с унитазом. Почему в Дагестане все должно быть так сложно?
Еще меня очень удивляет, что вода в некоторых городах идет по графику. Почему так? Ведь у вас столько рек и водоемов!
Туристы могут принести большую прибыль Дагестану, ведь тут есть все условия для развития этой отрасли. Здесь совершенно фантастическая природа — на очень небольшой территории можно увидеть самые разные и необычные пейзажи. Хочешь море — вот тебе море. Хочешь горы — вот они. Хочешь историю — Дербент. Нужны пески — езжай на Сарыкум. Тут есть все и на любой вкус. Думаю, дагестанцы сами еще не понимают, насколько уникальна эта земля, какая тут прекрасная и необычная природа, как важно ее сохранить.
Я бы с удовольствием привез сюда своих дочерей, чтобы они все увидели сами. Но они уже взрослые, я не могу решать за них.
Отдыхать в Дагестане очень дешево. За небольшие деньги можно получить много положительных эмоций и много солнца, которого так не хватает в Швеции. Есть хорошие санатории и пляжи. Мне понравилось отдыхать в санаториях «Каспий» и «Джами». Но в целом территория не приведена в порядок, есть какие-то отдельные обустроенные места, куда можно попасть, но иногда сложно добраться.
Дагестанцы должны понять, что есть и другая религия, другая культура и традиции, другие люди. И не всегда приезжие должны делать то, что привыкли видеть местные. Они просто приехали в гости. Их нужно понять и принять. Нужно донести до дагестанцев, что туристы просто хотят увидеть красоту их республики. Если пройти этот порог, здесь будет богатый регион, потому что туризм приносит хороший доход.
— Люди в Дагестане плохо знают Швецию. Так же как в Швеции мало знают про Дагестан. Иногда шведы путают Дагестан с Пакистаном. Мне нравится встречаться с теми, кто искренне интересуется моей страной, жизнью в ней. Еще мне льстит, когда у меня спрашивают совета в некоторых технических вопросах, где я могу помочь. Еще находясь в Швеции, я по телефону помогал чинить трактор односельчанину моего дагестанского друга. Получилось.
Дагестанцы — удивительные и очень гостеприимные. Незнакомого человека запросто ведут к себе в гости. Директор музея в Буйнакске меня очень хорошо принял, он меня так впечатлил, что я всем своим друзьям потом про него долго рассказывал.
И так меня встречали везде. Когда ходил по хозяйственным магазинам в поисках гвоздей и шурупов для стройки, везде меня встречали радушно, спрашивали, откуда я, фотографировались со мной. В некоторых магазинах я побывал еще в прошлый свой приезд, и в этом году меня там узнавали. А хозяйка одного из кафе подарила сыр, огромный кусок. Просто потому, что мне он очень понравился. Я обычный человек — и столько внимания! Это очень приятно.