Со стороны кажется, будто дирижер управляет фантастическим, только ему слышным детским оркестром. На самом деле все прозаичнее — эти девочки и мальчики считают.
Ментальной арифметике в России обучают только четыре года, но в стране есть свои чемпионы. Многих из них воспитали в Дагестане.
Ментальная арифметика — особая методика устного счета. Результаты впечатляют: за минуту дети способны решить в уме 25 примеров, в том числе с трехзначными числами. Придумал эту систему, ее еще называют МЕНАР, турецкий педагог Халит Шер 25 лет назад, и с тех пор она распространилась по десяткам стран, а среди учеников проводят целые чемпионаты.
В основе обучения — работа с китайскими счетами абакус. Они похожи на привычные нам счеты, только спицы с костяшками расположены не горизонтально, а вертикально. Считают на них двумя руками, передвигая «единицы», «пятерки» и «десятки».
Когда достигается автоматизм, можно отказываться от счетов и представлять их только в воображении. Это примерно как с школьным дневником. Многие представляют себе дни недели в виде страниц дневника — так проще распланировать события.
— В какой-то момент ученики просто понимают, что быстрее вычислят, если представят действие, а не выполнят его с помощью инструмента, — поясняет методист махачкалинской школы лидеров Ucmas Лейла Салаватова. Это третья школа в России, получившая франшизу на преподавание ментальной арифметики. Здесь уже есть свои чемпионы мира и России по этой дисциплине. — Дети представляют себе в уме счеты и имитируют счет на них руками. А со временем многим становятся не нужны и руки.
Курс делится на семь уровней сложности — в среднем ребенок тратит на них два года. Недавно в систему добавили дополнительные три уровня сложности.
— Самые высшие уровни — это деление и умножение, особенно когда с остатком, — поясняет Лейла.
Важная часть обучения — соревнования. Дети соревнуются в вычислениях на скорость с первого же урока.
— Дается лист с примерами и засекается восемь минут. Результат на уровне чемпионов мира — около двухсот вычислений за это время, наши дети-чемпионы так и считают.
Асият Умаровой 11 лет. Она — чемпионка России по ментальной арифметике, обладательница третьего места на чемпионате мира и отличница в школе. На подоконнике в комнате, где мы беседуем, с трудом умещаются все ее кубки и медали.
— Я люблю математику, мечтаю стать программистом, цифры мне очень интересны, — объясняет она. — Когда мне скучно, я придумываю себе задания в уме и считаю.
Ася планирует поехать учиться в Германию к своему дяде-программисту. Говорит, что ментальная арифметика помогла ей считать быстрее на занятиях в школе и вообще увеличила скорость мышления.
— А самое главное, у меня появилось много друзей из разных стран, я разговариваю с ними на иностранных языках, они очень интересные люди. Я учу английский и на нем тоже считаю, это довольно трудно, но интересно.
На подготовку к соревнованиям Ася тратит по пять часов в день. Тренируется в том числе понимать другие языки: на международных соревнованиях по-русски примеры не диктуют. Мама девочки Джамиля Умарова очень переживает за дочь, так как на соревнованиях та сильно волнуется — может не спать ночью и не обедать. И одновременно отмечает: занятия ментальной арифметикой помогли Асе не только в школе.
— Ася раньше была очень скованная и растерянная, сейчас это у нас позади. У нас ментальная арифметика сейчас как вид спорта — спортивная дисциплина и распорядок дня, цели на победы. Сейчас мы на немецком учимся считать, дальше в планах все языки, какие сможем.
Джамиля говорит, что школьные учителя и родственники отмечают, что занятия идут Асе на пользу, а еще недавно родные засыпали вопросами: «Зачем это надо?»
— Я даже преподавателю жаловалась, что не знаю, как им объяснить.
Свой ответ на этот вопрос у 12-летней Камилы Алиевой — еще одной чемпионки России.
— У меня хорошо развилась логика, — объясняет она. — Можно не только быстро что-то сосчитать, но и просмотреть цепочку в непростых задачах. Вообще, я люблю музыку, а это же одно и тоже, только вместо нот — цифры. У Моцарта и Баха дома стены были исписаны цифрами, они тоже любили счет. Я могу играть на фортепиано и одновременно считать — это приятно.
Камила учится в музыкальной школе, хочет поступить в музучилище и параллельно учиться на врача в Махачкале, а потом, если разрешит мама, поехать в лондонский Королевский колледж, чтобы быть музыкантом-исполнителем.
— И еще мечтаю поскорее начать играть Шопена, особенно 9-й ноктюрн и вальс.
Камила рассказывает, что после соревнований в школе у нее сильно поднялась репутация.
— Старшеклассницы всегда машут и говорят: «Привет Камила, ты гений». Когда кто-то на уроке не успевает решить контрольную, просят меня. Ну и пока продавец посчитает, сколько надо дать мне сдачи, я уже давно посчитаю, но стесняюсь говорить, думаю, будет некрасиво демонстрировать свои способности на людях.
— Узнают везде. Девочки даже хорошо про меня сочинение написали, его задавали всем в школе. Обычно девочки же такие бывают… а тут я удивился, что они добренькие могут быть тоже. Часто приходят снимать меня с телевидения. Пристают ко мне тоже часто. На улице подходят, фотографируются. Вот был тут в парикмахерской, они меня там допрашивали и потом просили считать, так вот живу.
На соревнованиях в Малайзии 12-летний чемпион мира по ментальной арифметике Магомед Кагиров за 8 минут совершил 195 вычислений. Раньше он тоже обучался в Ucmas, а теперь занимается дома с мамой.
— Я волновался, думал: «Вот мы сюда приехали, столько вложили, разве можно ничего в свой дом не принести, никакой отдачи». После победы я так расслабился, что даже не стал осматривать достопримечательности, которые запланировал. Хотел увидеть реку, ведь она источник их экономического подъема, и башни Петронас. Энтузиазма нам хватило только на покупку сувениров родственникам, — рассказывает Магомед.
Он — отличник по всем предметам в школе. Четверки — только текущие, а в четверти их не было никогда, объясняет парень. Еще он занимается грепплингом. Три месяца ходил на шахматы — но стало скучно.
— Друзья есть у меня, а лучших нет, хотя, а точно, мама у меня лучший друг, вон она на себя показывает, — смеется школьник.
Летом Магомед собирается выступить на чемпионате в Канаде — на шестом уровне сложности. А еще говорит, что у него скоро будет свой бизнес.
— Школа ментальной арифметики, конечно. Для школы я уже все посчитал: при вложении 3 миллионов рублей окупаемость будет полгода, а потом 500 тысяч в месяц прибыли. Я собираюсь быть военным хирургом и несколько бизнесов у меня будет.
Пока же в обыденной жизни свои навыки он применяет редко.
— Ну, маме помогаю считать, когда она варенья-соленья делает и продает. Ремонт помочь обсчитать? Не, это не надо, ради одного дня я учился, что ли?
Кажется, будто Магомеду действительно скучно — зачем ему разговаривать с очередными журналистами?
— До соревнований я тренировался по часу в день, а после них я ни разу больше не считал, — говорит он.
Но в комнате лежат кубики-рубики, и Магомед соглашается собрать самый сложный из них — на это уходит шесть минут.
О том, что Магомед — одаренный мальчик и его способности надо развивать, школьный педагог сказала Гюльнаре сразу, как ее сын пошел в первый класс. Магомеду было скучно и в школе, и в кружках, пока он не нашел ментальную арифметику.
— Ему самому заниматься интересно, очень трудно его спать даже отправить. Я в него вкладываю, у меня три девочки, дочке-школьнице я разрешаю получать четверки, а ему нет. Если он домой приходит с четверкой с порога кричит: «Мама, у меня четыре, завтра будет пять».
Но не все учатся ментальной арифметике, чтобы побеждать.
— Многих к нам отправляют врачи-неврологи и школьные педагоги на коррекцию, — объясняет методист Лейла Салаватова. — Таких учеников не увидишь на чемпионатах, но их личные победы для нас даже более весомы. Это важная часть работы.
Речь о детях с неумением концентрироваться и истощением внимания. Педагоги утверждают, что занятия помогают детям приобрести нужные навыки. На благо идет и то, что в счете задействована моторика.
В чем же секрет ментальной арифметики? Ее создатель уверяет: все дело в том, что она одновременно задействует и логику, и воображение, то есть оба полушария мозга.
Но есть и другое мнение: критики системы считают, что арифметика развивает у детей тоннельный синдром. Это значит, что они концентрируются только на одном умении, не обучаясь ничему другому, — их взгляд на реальность как бы сужается, напоминая «тоннель».
— Я всегда внимательно читаю критиков, — говорит Лейла. — Я уверена: все хорошо в пределах санитарной нормы. У нас был мальчик, который вычислял весь день и все что видел — и это меня беспокоило, так как подобное выходит за пределы нормы.
Она объясняет: ментальная арифметика — это только один из дополнительных инструментов для развития детей. Она не заменит занятий математикой в школе.
— Взрослый человек не может обучиться этому навыку. В каждом возрасте хорошо что-то свое, например кубики, но никто не играет в них всю жизнь. Мне нравится, когда родители приводят детей и говорят: «Пусть позанимается для общего развития». А не когда у родителя есть идефикс и он буквально толкает ребенка в спину на занятия.
Вынуждать соревноваться нельзя, уверена специалист.
— Есть ученики, которые очень заражаются соревнованиями, как Магомед Кагиров, у них горят глаза. У детей, которых родители заставляют, показатели высокими не бывают. Я обычно сама советую им найти себя в чем-то другом — не из-за результатов, а потому что не должно быть насилия.