Каждое утро в окрестностях Ардона Надежда садится за руль своей легковушки и спешит на работу, проезжая десяток километров. Здесь ее с нетерпением ждет около сотни подопечных. К восьми утра они уже успели известить всю округу о наступлении нового дня, немного устать и сильно проголодаться.
— Фазаны — птицы капризные. Они отличаются от кур, гусей и уток: более нежные, своенравные. Вот обычным птицам дождь нипочем, а эти, только закапает, сразу кукожатся, — рассказывает женщина, насыпая зерно в кормушку.
В североосетинском фазанарии Надежда Хосроева работает 13 лет — кормит, чистит и всячески оберегает птиц. Правда, среди всех выделяет одного, даже имя ему придумала — Кукунчик.
— Мы разводим исключительно северокавказский тип. Но у нас есть два подарка: один румынский фазан, другой — золотистый. Румынец — мой любимчик. Он у нас уже пять лет. С первых дней ко мне подходил. Все стояли, а он подбегал, не боялся. Сейчас вообще ручным стал, даже погладить можно.
Человек давно одомашнил фазанов, но здесь совсем другие птицы. Все северокавказские фазаны Надежды отправятся жить в дикую природу.
Северокавказский подвид обыкновенного фазана встречается на обширной территории Предкавказья от Черного до Каспийского моря. Хотя птиц в природе уже далеко не так много, как раньше.
— На территории Северной Осетии северокавазский фазан всегда был обычным и весьма распространенным видом. Однако к 1920-м годам популяция значительно сократилась, а к 1960-м — практически исчезла. Виной всему охота и бесконтрольные палы сухой травы. Что пагубнее, трудно сказать, — объясняет орнитолог, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Северо-Осетинского государственного природного заповедника Юрий Комаров.
Возрождать популяцию попробовали с помощью искусственного выведения фазанов. Этим активно занялись в Ростовской области, и результаты не заставили себя долго ждать — популяция возросла. В 1964−1966 годах в Северную Осетию оттуда привезли для расселения первые партии фазанов — по данным специалиста, от 500 до 3500 птиц. Они хорошо прижились и стали размножаться.
— В последние годы у нас продолжается работа по возрождению фазанов. Благодаря усилиям охоторганов вид стал распространяться по былым охотничьим угодьям республики. Были найдены гнезда и выводки, — говорит Юрий Комаров. — При этом, к сожалению, на него разрешена лицензионная охота.
Это значит, что охотиться на птиц можно, но не свободно, а на конкретной территории и в определенный период времени.
Говорить о том, смогли ли люди восполнить нанесенный природе урон, пока рано, считает Комаров. Общая численность северокавказского фазана на территории Северной Осетии сейчас неизвестна. Однако люди продолжают стараться — в том числе в фазанарии Северо-Осетинского опытного охотничьего хозяйства.
Изначально фазанарий планировали построить в селе Горная Саниба, но из-за сырого климата от этой идеи отказались. Изучив территорию охотничьего хозяйства, а это в общей сложности более 100 тысяч гектаров в трех районах республики, нашли оптимальное место в Ардонском районе. В 2005 году сюда завезли первую партию северокавказского фазана. Птицы не только прижились, но и дали потомство.
— Добраться до нас из Владикавказа можно меньше чем за час: расстояние всего 50 километров. А условия для фазанов великолепные: сухой климат, хорошая кормовая база. У нас тут и терн, и облепиха, и кукуруза, — показывает начальник участка Казбек Басиев. — Вот виноград в этом году первый раз дал плоды.
Казбек в фазанарии с момента его открытия, он — главный по порядку. Как и Надежда, работает ежедневно. Всего в коллективе шесть человек. Остальные четверо дежурят посменно круглосуточно: оставлять птиц без присмотра нельзя. Сохранить фазанов в целости и сохранности помогают собаки.
— Это наш главный помощник, — рассказывает Надежда, выкроив минутку для игры со сторожевым псом Рексом. — Ему всего полтора года, но со своими задачами справляется великолепно: лис и шакалов отпугивает только так. Эти хитрецы раньше подкопы делали и в вольеры залезали, а сейчас и близко не подходят.
Фазаны — не просто красивые птицы, объясняют в хозяйстве. Они — важное звено экосистемы: поедают колорадского жука и других насекомых и сами являются пищей для диких животных.
Разведение этих птиц — дело трудоемкое и затратное. В сутки на одну голову уходит порядка 100 граммов корма, в год на всех — несколько тонн. В утреннем и вечернем рационе птиц в основном пшеница и кукуруза. На обед — трава, особенно полезна крапива. Кроме того, фазанов приходится поить витаминами, особенно в период размножения.
— Больше всего работы весной. В конце марта фазаны начинают гулять. В это время птицы особенно агрессивны. Они могут не то что заклевать, забить друг друга. Чтобы избежать потерь, на самцов надеваем специальные очки, в них они не видят, что впереди, и не дебоширят, — комментирует Надежда, демонстрируя нехитрое приспособление. — В республике такие не производят. Их специально заказывали на одном из московских заводов.
В апреле птицы начинают нести яйца. В среднем самка приносит около 10 яиц. Для хорошего потомства очень важны погодные условия. Эта весна была дождливая, и много яиц было грязных, а в инкубатор можно помещать только чистые, объясняют специалисты. Фазанята выводятся за 24 дня. В инкубаторе для этого созданы специальные условия: постоянная температура от 37,8°С до 38°С и необходимая влажность, меняющаяся в зависимости от срока яиц. В этом году вылупились 170 птенцов, выжило около 80.
— Самое сложное — вывести птенцов до месяца-двух. В этом возрасте они чаще всего болеют. Выхаживаем их под наблюдением ветеринара, меняем корм в зависимости от возраста, подкармливаем, но половина все равно не выживает, — рассказывает Надежда.
Взрослые же особи практически никогда не болеют. В вольерах, а их сейчас четыре по 50 метров в длину каждый, фазаны чувствуют себя как на воле.
— Здесь им вполне комфортно. Кукурузу для них высадили, попытались создать естественную среду. Мы ездили в Ростов, в Астрахань, смотрели, в каких условиях содержатся фазаны, — отмечает директор охотхозяйства Цара Созанов. — В этих вольерах птицам даже учиться летать удобно. Сетка мягкая. Если ударятся, то ничего себе не повредят.
Разводить фазанов было мечтой Цары. Возглавив охотхозяйство, он дал себе срок три года, чтобы начать выращивать фазанов и кабанов. Удалось — животных сейчас не просто разводят, а выпускают на волю, увеличивая популяцию на территории республики.
— Сейчас на воле в Ардонском районе на гектар приходится 5−6 фазанов. Это неплохой результат, но раньше их было куда больше. Радует, что птицы хорошо себя чувствуют, — говорит Цара.
Выращенных здесь фазанов выпускают не только на территории района, но и по всей Северной Осетии. Всего за годы существования фазанария свой дом в дикой природе нашли больше 1000 голов северокавказского фазана. В последнее время ежегодно выпускается по 150−200 птиц. Однако, хотя фазан хорошо приживается, популяция возрождается не так быстро, как хотелось бы специалистам.
— Я считаю, что слишком рано открыли охоту на фазана. Он только стал появляться, а уже разрешили охотиться. Фазан — птица ленивая, летает очень редко. Подстрелить его не составит труда даже новичку, — объясняет Цара.
Однако признает: охотники не всегда уничтожают, иногда они возрождают природу к жизни. Например, помогают сотрудникам фазанария делать кормушки для фазанов и размещать их в камышах. Лет десять назад в районе села Заманкул на волю выпустили всего около 30 особей. Они сохранились благодаря местным жителям. Сейчас фазаны в том районе обитают целыми семьями — их можно встретить даже вдоль дороги.
Ближе к вечеру Надежда закатывает рукава и вновь приступает к своим привычным обязанностям: настало время очередного кормления.
— Уже осенью все эти фазаны будут на воле. К самостоятельной жизни они готовы, — заключает она. — Им на смену привезут молодняк. Говорят, для того, чтобы поголовье регулярно обновлялось, необходимо добавлять «свежую кровь». Поэтому каждые три-четыре года мы закупаем новых птенцов. В этом году 200 голов привезут из Краснодарского края. Уже проведены все экспертизы, подтверждающие, что вид чистый. Так что северокавказский фазан будет жить.