Зимой в российский прокат выходит детский чечено-индийский художественный фильм «Лучшие друзья». Он уже завоевал дипломы фестиваля «Киношок» в номинациях «Лучший сценарий…» и «Лучший продюсер национального кино». Сценарист, генеральный продюсер и режиссер-постановщик фильма Беслан Терекбаев рассказал порталу «Это Кавказ», как снимался фильм, — пожалуй, эта история сама может стать сценарием приключенческого фильма.
— Я всегда мечтал снять фильм в Индии и рад, что это именно детское кино, его сейчас в России немного. Это первый за последние 25 лет совместный российско-индийский фильм. Его герои — чеченский и индийский мальчики и девочка, у которой мама — индианка, а отец — русский, так что в фильме переплелись три религии и три нации. Дети (их играют Тамирлан Аслаханов, Акшат Сингх и Рива Арора), объединившись в поисках чуда, отправились в Гималаи, где нашли самое главное чудо в этом мире — дружбу.
Мы участвовали в конкурсе Министерства культуры России на субсидирование национальных фильмов, победили среди 70 конкурсантов и взяли грант в 30 миллионов рублей. Привлекли еще и частные инвестиции. Административно нам помогала Чеченская Республика и Министерство по делам Северного Кавказа в лице первого заместителя Одеса Байсултанова.
— Кастинг проводили в Грозном и в индийском Мумбаи. Чеченских героев выбирали среди студентов нашей грозненской киношколы «Степ», она уже пятый год выпускает актеров и операторов, а скоро мы в ней будем готовить своих режиссеров, сценаристов и продюсеров.
Главного героя Тамерлана Аслаханова выбрали по внешности. Обычно во всех российских фильмах чеченцы такие страшные, большеносые, темные — непонятно, откуда на эти роли берут таких некрасивых актеров? И что интересно: обычно их играют не чеченцы, а другие люди с каким-то непонятным акцентом.
В общем, мы решили взять в герои обычного чеченца с нормальной внешностью. Много было подходящих на эту роль, но Тамерланчик еще знал английский. Это было важно, так как фильм снимали на английском языке. Мы даже останавливали съемки, чтобы он на две недели слетал в Англию на курсы по совершенствованию языка.
— Еще один актер школы «Степ» Мухамедрахим Аджикамалов сыграл роль второго плана и остался в Индии. К нам на съемки приходил художник-постановщик оскароносного «Миллионера из трущоб». Он заметил Мухамедрахима и пригласил в свою рекламу, а затем — в кино. Мама мальчика Рабият, наш второй режиссер, подходит ко мне и говорит: «Мухамедрахима хотят снять в рекламе, они хорошо платят. Можно ему в отпуск на два дня?» Конечно, я разрешил. Потом его опять позвали, а когда мы практически закончили фильм, его пригласили сняться в кино. Я спрашиваю у Рабият: «Вы домой собираетесь?» Она отвечает: «А мы, наверное, здесь останемся жить».
— Съемки проходили в Чечне и в Индии. В грозненском аэропорту, Цветочном парке, спортивном комплексе «Колизей», в селах Ведучи, Харачой и на озере Кезеной-Ам проблем не было, все шло гладко и слаженно, а вот в Индии — в Гималаях, Мумбаи, Пуна, Дели, Гоа — работать было очень сложно. Страна для нас совсем неизвестная. Мы никого там не знали, просто приехали и на месте стали во все вникать. Подобрали команду из ста с лишним человек, взяли оборудование в аренду и приступили к съемкам.
Много разных ситуаций было, вплоть до того, что бандиты нас прессовали. В горах пытались пару раз ограбить. Во время съемок приезжали, требовали дань. Вначале приходилось давать им деньги, но потом мы обратились в полицию, и к нам каждый раз стали приставлять полицейского, который нас охранял.
Съемки в Индии велись в общей сложности пять месяцев, но в два приема. В первый раз из-за обрушившихся на страну муссонов съемки пришлось остановить. Возобновили мы их только через год.
Мы же на одном месте не снимали: то в джунглях, то в горах, то на грузовике, то на рикше, то на поезде… Питались на ходу. А бывало, что и не питались! Кто-то съедал еду актеров, они начинали паниковать и отказывались сниматься. В общем, было сложно. И если я всегда мечтал снять фильм в Индии, то под конец мечтал поскорее его завершить.
День, когда я, наконец, прилетел в Россию, был, пожалуй, самым счастливым в моей жизни.
— В Индии мы истосковалась по нормальной еде. Местная настолько острая, что обжигала язык. И это неудивительно: ведь в Индии даже чай с перцем. Первое время питались в основном рисом, чапати, овощами и фруктами. О мясе даже не мечтали. Его попросту негде было взять: индийцы почти все вегетарианцы.
Наша съемочная группа наполовину состояла из мусульман, и во время Уразы, когда все остальные обедали, мы, глядя на них, страдали вдвойне. А вечером, когда пост заканчивался, они опять ели вместе с нами. Да еще и проходящие мимо посторонние люди подсаживались. Еда улетучивалась мгновенно. Кстати, ели мы на полу — по индийскому обычаю.
Со временем привыкли, конечно, ко всему. Вот я говорю с вами, и мне так захотелось индийского риса бириани. Жаль, что в Грозном нет ни одного индийского ресторана.
— По сюжету главная героиня хочет попасть в Россию и найти своего русского отца. Ей помогает чеченский мальчик. Так что вторую часть фильма снимали в России, в Чечне. Мы привезли сюда Риву Арорe с ее семьей, всего пять человек. Что скрывать, из-за сложившихся стереотипов поначалу они боялись ехать. Но когда приехали, не пожалели.
В Индии нашего героя Тамерлана Аслаханова поселили у Ривы: в фильме они дружат, поэтому нужно было сдружить их и в жизни. А когда индийские гости приехали в Чечню, то отец Тамерлана не разрешил поселить их в гостиницу, забрал к себе домой. А так как они не ели местную еду, мама Тамерлана освоила индийскую кухню и каждый день готовила гостям их национальные блюда.
— Фильм получился такой, как мы планировали: яркий, приключенческий, а самое главное — его можно смотреть в кругу семьи. Я уверен, что после просмотра каждый ребенок захочет стать лучше. Это и есть основная цель: не просто посмотреть, а научиться, например, ценить дружбу.
Кстати, юные актеры не только прославились и получили удовольствие от путешествий, но и заработали свой первый гонорар — 10 тысяч рублей в смену. Всего было отснято 45 смен.
«Лучших друзей» дублировали на русский язык, еще планируется сделать чеченскую, арабскую и хинди версию. Хотим показать фильм в кинотеатрах 22 стран мира — сначала в России, затем в Индии, Иране, Турции, Азербайджане, Белоруссии, Иордании. У нас уже есть договоренность с двумя онлайн-площадками: MEGOGO готово купить, Disney тоже берет на свой канал. Что касается фестивальной жизни, она уже началась. После «Киношока» в Анапе был Нижний Новгород, далее планируем в Иран, Грецию и Японию.
— Вообще-то, по образованию я медик. В медицину пошел ради мамы. В моей семье шесть врачей, и мне с детства твердили: «Будешь врачом». Я не хотел, но отучился и стал работать. Был медбратом в психиатрической больнице, педиатром в детской республиканской больнице, заведующим грозненской поликлиники № 3. Каждый день испытывал стрессы: больничная атмосфера, жалобы, смерти… Все это не мое. В итоге я написал заявление об уходе.
А вот кино — мое. Еще в 1996 году, во время войны, мы с ребятами отремонтировали и вычистили школьный спортзал, который пострадал от бомбежек, поставили туда маленький телевизор, подключили к нему видеомагнитофон и через аккумулятор смотрели фильм. У нас была единственная кассета — «Храброе сердце» с Мелом Гибсоном. Мы пересмотрели этот фильм раз сто — и выбора не было, и нам он очень нравился. Все же тогда мечтали о свободе, и фильм как раз о ней…
Когда учился в Астрахани в медицинской академии, стал продюсером чеченского фильма «Хиро» и сыграл в нем одну из главных ролей. Потом курировал в Грозном строительство и обустройство пяти кинозалов кинотеатра «Черная жемчужина», потом стал его директором. Запустил еще кинотеатры в Гудермесе, Шали и Урус-Мартане. Открыл в Грозном частную киностудию. Поначалу мы снимали свадьбы и различные мероприятия, затем — короткометражные художественные фильмы на чеченском языке.
— У «Чеченфильма» единственная база кинооборудования на Северном Кавказе, поэтому я участвую практически во всех проектах, стараюсь помогать как продюсер.
Оборудование перевозить не проблема. Киностудия — это ведь необязательно павильоны и крупные офисы. Сейчас кино — это локации, съемочная техника. Команду собрал — и поехали.
Кино заниматься очень выгодно. Мы путем проб и ошибок научились делать за небольшие деньги очень качественный контент, который может зарабатывать. А на Кавказе его можно делать лучше, чем где-либо в России. Здесь братские отношения. Можно договориться, к примеру, с рестораном бесплатно снять сцену. В Москве такое невозможно. Там команды дорогие, локации, техника дорогая. Приезжать сюда? Перелеты, жилье, еда — это невыгодно.
Остается делать качественный и недорогой контент с нашими местными северокавказскими кинематографистами. И я уверен, что это очень перспективное направление, которое будет развиваться семимильными шагами, потому что сейчас появляется очень много онлайн-кинотеатров.
Кино уходит в интернет, и это замечательно, потому что теперь свое кино могут показывать не только крупные корпорации, но и молодые талантливые ребята.