«Мен Америкаданма. Карачаевскде джашайма», — старательно выговаривает Анна Читвуд, пытаясь рассказать о себе на карачаевском языке. Это значит: «Я из Америки. Живу в Карачаевске». Появление Анны стало для местных событием: не каждый день из Мичигана переезжают на ПМЖ в небольшой кавказский город с населением в 25 тысяч человек.
Анна — преподаватель языков. Получила диплом бакалавра на родине — в США, успела пожить в Германии, Австрии, Франции, а потом и в России: в Петербурге, в Москве и в Ставрополе. А в прошлом году поступила в магистратуру Карачаево-Черкесского государственного университета.
В Карачаевске она быстро стала своей: по-русски американка говорит лишь с легким акцентом. А ее новые друзья и знакомые уверяют, что Анне даже не нужно объяснять правила горского этикета — она как будто знает их и так. Правда, западная ментальность в девушке все же осталась. Например, несвойственная Кавказу любовь к планированию. Даже о нашей встрече мы договорились за пару недель — на точное время и без опозданий.
— Сейчас в Мичигане очень красиво, все зеленое, желтое, красное, это из-за кленовых деревьев, там их очень много. Я конечно скучаю по дому, но только когда я здесь. А когда там — скучаю по Кавказу. Мне тут очень нравится. Я сама родом из небольшой деревни. Поэтому мне не слишком комфортно в больших городах.
Я закончила бакалавриат в Northern Michigan University по специальности «преподавание французского и немецкого языков». Один год училась во Франции. Преподавала в Австрии, потом работала в Соединенных Штатах. Затем я приехала преподавать английский в Россию. Увидела Питер и Москву — это очень красивые города, но, скажу честно, в Карачаевске мне гораздо спокойнее и комфортнее, чем в мегаполисах. Нет пробок, огромного потока людей, ужасного смога, как было в мой первый приезд в Москву, и здесь я чувствую себя в большей безопасности.
После Питера меня пригласили работать в Ставрополь. Я очень люблю горы, и как-то в выходной день мы решили отправиться в поход. Выбрали один из маршрутов в Карачаево-Черкесии. На обратном пути мы проезжали через Карачаевск, и я сразу полюбила этот маленький красивый город. Сказала друзьям: «Я хочу здесь жить и работать». И вскоре подала документы в магистратуру, через год стану дипломированным преподавателем иностранных языков.
— Все очень удивляются, что я живу в Карачаевске. Как будто нельзя просто любить этот город и хотеть в нем жить. А еще меня часто спрашивают, зачем мне магистратура в КЧГУ. Диплом мне нужен, потому что я хочу всерьез заниматься преподаванием здесь. В будущем я хочу открыть в Карачаево-Черкесии свою школу изучения английского.
Кстати, у нас в Америке о Кавказе чаще всего ничего не знают. Мои родители в курсе того, что на Кавказе бывали неспокойные времена, но не могу сказать, что они сильно волнуются за меня. Они привыкли к моим переездам. У нас к этому вообще спокойно относятся. Люди могут переехать из штата в штат просто потому, что там красиво. Может, потому что мы, американцы, по сути все эмигранты.
— Я прохожу практику в университете — преподаю английский местным студентам. С грамматикой и лексикой дела у них обстоят неплохо, но очень не хватает практики — живого общения. Чтобы помочь ребятам побороть стеснение и начать говорить на английском, я придумала проект «Английские выходные в горах».
В Америке, в штате Миннесота, есть городок, куда люди со всех концов страны приезжают, чтобы учить языки: немецкий, французский, русский — всего около двадцати. Они живут там, общаются, играют, занимаются чем-то вместе и полностью погружаются в языковую среду. Там даже едят блюда именно того народа, язык которого изучают. Это дает реальный результат.
Начав преподавать английский, я решила частично использовать эту методику, но сократить пребывание в «лагере» до одного-двух выходных дней. Наш первый выход со студентами был в учебную базу КЧГУ «Теберда» в декабре прошлого года. Это было интересно, весело и занимательно. И полезно: даже человек, который никак не может преодолеть языковой барьер, заговорит на иностранном, если ситуация вынуждает.
Потом мы ходили в однодневные пешие походы. После таких вылазок клуба студенты стали активно использовать фразы, выученные за выходной.
— Магистратура помогла мне подтянуть русский, особенно письменный. Но помимо этого я учу карачаевский язык. Вернее, я не изучаю его по учебнику, а принимаю, если так можно сказать. Овладеваю им как дети: слушая, вникая в разговоры. Уже могу отвечать на простые вопросы, что-то рассказать о себе. Немного трудно, ведь карачаевский для меня — первый неиндоевропейский язык.
Что меня удивило на Кавказе? Во-первых, гостеприимство. Люди всегда готовы открыть двери и уделить внимание. Куда и когда бы ты ни пришел, тебя приглашают за стол, все время пытаются накормить, положить добавки. Постоянно приходится уговаривать: «Спасибо большое, но я больше не могу». В Америке тоже не откажут гостю, но лучше, чтобы все было запланировано. Там, если я хочу повидаться с друзьями, мы должны заранее созвониться и договориться о встрече, и, возможно, она будет только через неделю, две или даже через месяц. Вообще, планирование — это очень удобно и помогает избежать суеты.
На Кавказе можно отправиться в гости когда захочется и в любой момент увидеть на пороге гостя. Я пытаюсь научиться быть такой же гостеприимной, получаю удовольствие, угощая людей чаем, своими блюдами, и мне немного неловко, что мои двери не всегда открыты для посетителей. Но я ценю возможность иногда побыть наедине с собой и знать, что меня никто не потревожит.
— У нас люди рано становятся самостоятельными. В 16 лет уже получаешь права на вождение автомобиля и начинаешь сам зарабатывать. С самостоятельностью приходит независимость. Например, принимая решение о будущей профессии или о месте жительства, мы выбираем то, чего хотим сами. Родители всегда рядом и готовы помочь, но понимают, что их ребенок уже взрослый и может сам выбирать свой путь.
Здесь же для своих родителей вы навсегда остаетесь ребенком, за ними последнее слово. Еще удивляет, что женщины всегда спрашивают чьего-то разрешения, в детстве и юности — у родителей, а когда создают свою семью — у мужа. Для нас же независимость и равные права — очень важные ценности.
— Но главное в местных людях — в них нет зла. Они очень отзывчивы и всегда стараются помочь, даже если у них на это нет времени. Приехав сюда, я боялась, что люди узнают о том, что я из Америки, и будут меня ненавидеть — из-за политики. Но такого ни разу не было. Здесь все от души, от чистого сердца.
— Мне нравятся многие блюда местной кухни. В России вообще все очень любят мясо, а в Карачаево-Черкесии еще и жирное. Я с детства привыкла считать, что жир — это плохо, вредно, но здесь стала есть жирную пищу, например шорпу, и мне даже начинает нравиться. Очень вкусное — как эт (сушенное мясо), его удобно брать с собой в походы. А кыйма (пряная сушеная домашняя колбаса) — очень подходит в гречке, которую у нас в Америке трудно найти, да и стоит она дорого.
Ну, а самая моя любимая еда — осетинские пироги с тыквой и хычины с картошкой и сыром. Когда ездила домой, я даже приготовила их для своих родных. Всем понравилось.
Мое хобби — гулять по горам и заниматься альпинизмом. Я состою в горно-спортивном клубе «Архыз», и мы с друзьями часто отправляемся на восхождения. Я побывала на многих вершинах — даже на Эльбрусе. Это было очень сложно. Вы поймете, если я скажу, что это будто взбираться в гору в уразу. У меня были головные боли, хотелось есть, но не могла, потому что постоянно тошнило из-за высоты и давления. Не хватало энергии. Я ненавидела все. Но когда мы, наконец, дошли до вершины, я поняла: это того стоило! Горы, которые нам казались большими здесь, внизу, с высоты Эльбруса выглядят такими маленькими. И ощущение того, что перед нами стояла сложная задача и мы все вместе ее выполнили, очень вдохновляет.
А еще оттуда я вынесла важный урок. Когда мы только стали подниматься на Эльбрус, я не могла понять, почему мы так медленно идем. К середине пути стало ясно: нужно держать темп и экономить силы, чтобы суметь дойти до вершины.
Все местные знают Комсомольскую горку (гора на территории Карачаевска). Я всегда бегала там. Но у меня не хватало дыхания, чтобы добежать до вершины без остановок. А после восхождения на Эльбрус я поняла, в чем была моя ошибка — не надо спешить! И я смогла сделать это: добежать до финиша без передышек и остановок. Это главное, чему меня научил Кавказ — надо быть терпеливым и пусть потихоньку, но всегда идти вперед. И речь не только о восхождениях. Это обо всем.