Хороший вкус
Пикули по-дагестански
14 декабря, 2018
10274
На первый взгляд этот рецепт солений из левашинской капусты и таркинского перца — исключительно местный специалитет. Но все гораздо проще, чем кажется, — получится у всех

— У человека должно быть кайги (в переводе с даргинского стремление. — Ред.), планы. Как можно говорить: «У меня работы нет» — и валяться на диване?

Махачкалинский Второй рынок закрывается. Продавцы торопятся убрать товар, носильщики с тачками носятся так, что не попадись на пути. Виднеются разноцветные горки маринованных капусты, моркови, баклажанов и других разносолов. На прилавок выставлены банки с соленьями, в первом ряду пикули по-дагестански — нарубленная брусками капуста с зеленым перцем. Запах специй щекочет нос и аппетит. Гульбарият Магомедова общается с запоздалыми покупателями, потихоньку сворачивая торговлю.

— Я этим 30 лет занимаюсь, подустала уже. Кого-то брать не хочу — так, как я, работать не будут.

Прощаемся со всеми и идем к выходу.

— Гуля, купи домой чурек — свежий, вот остается.

Гульбарият покупает чурек, а после признается: хлеб дома есть, но своих, рыночных, надо выручать.

Овощные бочки

Предпринимательница живет в городе, но на время сезона консервирования овощей — с середины лета до конца осени — переезжает с семьей за город.

— Мы, считай, в лесу живем. Красота! Я же мало не солю, ты у меня во дворе увидишь бочки — ахнешь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Полдень в сосновом бору
В горах всегда так: встретят и примут как родного. А еще — накормят и напоят, например вареньем из сосновых шишек и терпким хвойным чаем

Сын Гульбарият Артур везет нас в сторону Талги — села вблизи Махачкалы, административно входящего в состав города.

— На рынке с семи утра и до семи часов вечера — вот мой маршрут, город почти не вижу, — говорит предпринимательница.

Дорога до небольшого поселка возле Талги занимает 30 минут. Стемнело, обещанный лес увидеть не удалось, но воздух — холодный, густой, с нотками полыни. Видны небольшие цеха по разделке овощей и склад. Во дворе в два ряда, словно солдаты на плацу, стоят здоровенные бочки для разносолов. Под навесом хранятся закатанные банки с овощами. Как только начнет холодать, их бережно перенесут в кладовую.

Небольшой домик с низкими потолками. Тепло, рыжий кот Эдик растянулся на ковре.

— Семья помогает. Без помощи, наверное, не справилась бы или сбавила обороты. У мужа своя работа, сын — студент, но они находят время встречать поставщиков, переносить, складировать, — рассказывает хозяйка. — Здесь с кувшином на родник не походишь, воду в бочках доставлять — мужская работа.

— Пробурили скважину, пошла серная вода, но она не пригодна для консервирования, — поддерживает разговор муж Адак.

Дочь Асият поступила в правовой колледж, приносит похвальные листы, увлекается регби.

— Домашние хлопоты на ней, за отцом, братом поухаживать. Прихожу с рынка — дома прибрано, ужин готов. Когда она уезжает на соревнования, как без рук остаюсь.

Десять тонн капусты за сезон

Гульбарият родилась в Дагестане, но потом семья переехала на Ставрополье. Там девочка пошла в школу-интернат — в ней учились многие дети чабанов.

— Это хорошая закалка, интернат учит самостоятельности. Нужно ужиться с другими, найти общий язык, иногда проявить жесткость. Через много лет, когда вышла на рынок, меня не хотели впускать в бизнес. Да, это же 90-е. Тогда не было павильонов, шесть небольших столов в ряд. Немного волновалась, стою в белом фартуке, нарукавники. Подходит молодой парень, просит солений. В то время продавцы не носили перчаток, откуда? Их и не было вовсе. Набрала руками небольшой пакет, по-домашнему так, по-свойски, взвешиваю. Соседки громко и ехидно: «Фу! Руками накладывает, еще у нее покупать!» И тут я вспомнила интернат. Давно это было, — отмахивается, — время другое было, что вспоминать?

Гульбарият без проблем поступила в торговый техникум, а после пошла в институт изучать консервирование.

— Кто сказал, что девушкам диплом для приданого? Мне мои оба пригодились, — смеется она. — Образование нужно, а женщине там более. Я люблю свою работу, мариную, солю, работаю с покупателями с удовольствием. У меня свое дело, пусть маленькое, но свое.

У женщины есть постоянные клиенты: оптовики, магазины, кафе — и заказы на свадьбу.

— В сезон нанимаю работниц: промывать овощи, нарезать, шинковать. Что еще доверишь? Все ответственное делаем сами, — говорит она.

За сезон через руки хозяйки проходят больше 10 тонн капусты.

— Беру чаще левашинскую, в этом районе много лет ею занимаются и знают в ней толк. Мы с родителями сами для себя выращивали овощи, так что хорошую капусту знаю «в лицо».

Цены на капусту «играют», но на стоимости солений это не отражается. Банка пикулей стоит 300 рублей — цена держится уже лет пять.

Рецепт пикулей по-дагестански

Фишка дагестанских пикулей — таркинский перец. Таркинский — это не сорт, это рецепт консервирования любого короткоплодного острого перца, собранного еще зеленым. Он стал популярным в 90-е, когда жительницы села Тарки неподалеку от Махачкалы стали солить перец на продажу.

К нашему приходу перец уже находится под гнетом. Зулейха, постоянная помощница Гульбарият, подготовила его с утра.

— Ничего сложного, сейчас объясню, — рассказывает она. — Перчики перебрать, надрезать или проткнуть в нескольких местах. Бланшировать в соленой воде, сложить плашмя на плоскую поверхность, накрыть — и под пресс, чтобы стекла вода и сошла горечь. Ждем 10−12 часов. Но если вы готовите небольшое количество — время можно сократить.

Готовить пикули лучше начинать с рассола. Варится он всего две минуты, но надо ждать, пока остынет и выпадет осадок. В кипящую в кастрюле воду добавляем соль, мешаем, отсчитываем пару минут и во двор — на холод.

На столе тем временем появляются капуста, морковка, чеснок, зелень сельдерея и два жгучих красных перца. Капуста подойдет любая белокочанная, в тех же Левашах выращивают разные сорта овоща.

Гульбарият и Зулейха кладут в банку лавровый лист и укроп, очищенный чеснок. Затем слоями крупно порубленную капусту и бланшированный перец, каждый слой старательно утрамбовывают. Когда банка наполовину наполнена, вдоль стенок раскладывают нарезанную пластинами морковь, красный перец и сельдерей. И снова слои капусты и перца. При желании для аромата можно добавить листья смородины и вишни. Желание у нас было, но добровольца сходить в темный сад не нашлось.

Зато Зулейха приносит с улицы остывший рассол. Из кастрюльки аккуратно, чтобы не потревожить осадок, хозяйки переливают его в мерную кружку — так удобней разливать по банкам. Но сначала в рассол добавляют уксус.

— Теперь банку ставим в темное место дней на десять, пусть бродит, — подводит итог Гульбарият. — По необходимости нужно доливать рассол. Мы готовим для продажи, поэтому закатываем, а если для семьи, можно закрыть и обычной крышкой.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Готовый маршрут по всему Северному Кавказу для новичков
Весь СКФО за один отпуск. Грандиозный гид по самым главным достопримечательностям Кавказа
Топ самых фотогеничных мест Северного Кавказа
От Сулака до Кольца. Составили для вас список мест в СКФО, где непременно надо сфотографироваться
Северный Кавказ: какие регионы входят, как добраться и что посмотреть туристу
Подробный гид по Северо-Кавказскому федеральному округу к 16-й годовщине его образования
Кавказ у вас дома: пошаговые рецепты 7 традиционных супов
Собрали проверенные временем рецепты — от простого гречневого супа до ритуального абазинского чвана. Рассказываем, как приготовить кавказские супы в домашних условиях
Вместо карьеры в Москве — вид на горы
Четыре истории девушек из разных уголков России, которые нашли свой дом на Кавказе. Что заставило их остаться в регионе?
Локальные бренды и K-pop. Как Северный Кавказ меняет маркетплейсы
Маркетплейсы инвестируют в логистику, продавцы приходят и уходят, а покупатели ищут на площадках товары с Северного Кавказа. Разбираемся, что покупают туристы, побывавшие в регионе, а что — местные
Полная версия