«Гоги, брат, твои блюда нескончаемы, что ли? Хватит нас закармливать. Мы и так знаем, что ты профи. Давай уже откроем двери для наших посетителей», — как-то ответили своему шеф-повару Гоги Базандаршвили на очередное приглашение продегустировать блюда хозяева готовящегося к открытию ресторана «Лаваш» в Дагестане.
Сейчас грузин Базандаршвили — бренд-шеф-повар уже трех крупных дагестанских ресторанов. На кухне одного из них мы и готовим традиционное грузинское блюдо из мяса курицы — шкмерули. За это кулинарное произведение Гоги получил золотую медаль международного конкурса кулинаров Biser Mora в Хорватии.
— Да просто я провел половину жизни на кухне, — отвечает Гоги на вопрос, как ему удалось достичь кулинарных высот.
В родном городе шеф-повара — Гори — его семья славится богатой «кулинарной историей». Поварским делом занимался прапрадед Гоги еще в начале XX века. А бабушка Зайнаб 40 лет проработала в одном, как сейчас бы сказали, брендовом ресторане — «Фуникулере» на горе Мтацминде, излюбленном месте тогдашней партийной верхушки. Поваром стал и дядя. Мама Гоги тоже любила кудесничать на кухне.
— Я наблюдал, как старшие ловко готовят вкуснейшие блюда, и тоже хотел попробовать. Жуткая надоеда — все время лез под руки, но меня постоянно выгоняли. Бабушка Маргалита особенно. Когда она пекла что-то, например хлеб в тандыре, я не должен был даже мелькать рядом. Она была уверена, что присутствие мужчин при этом «сакральном» процессе — плохая примета, — рассказывает Гоги.
Все изменила одна история.
— Мне было восемь. Мама ушла на работу. Дома остались я и младший брат. Решил: кухня в моем распоряжении и полез готовить хачапури. Вспоминал услышанный накануне от соседских девчонок рецепт и пошагово воплощал. На кухне редкий островок не был запачкан мукой, но зато к приходу взрослых на столе красовался поднос с ароматным блюдом. С того дня в меня поверили, и старшие потихоньку стали посвящать меня в свои кулинарные тайны.
Потом были кулинарный колледж, армия и подработки в разных местах: «Штаны надо было держать». Но однажды Гоги услышал, что в Грузию раскручивать ресторан при гостиничном комплексе Sheraton Metechi Palace приехал известный Барри Маккензи, шеф-повар Букингемского дворца.
— Отель тогда готовился получить очередную звезду. Должна была приехать комиссия и оценить в том числе пригостиничный ресторан. Маккензи набрал большую команду дополнительного персонала для кухни. Я, как и многие, был на подхвате. Мы ходили в черной спецформе. Белую носили шеф-повар и его команда. Я так мечтал, что однажды тоже буду в этой обойме и оденусь во все белое!
Мысли материализуются — и когда отель получил свою звезду, а Маккензи решил оставить на обучение только трех человек из 20 помощников, Гоги попал в заветную тройку.
Сейчас Базандарашвили — почётный член Гильдии шеф-поваров Грузии, а за его плечами больше 20 лет работы в крупных ресторанах и стажировки у именитых профессионалов.
Но несмотря на обучение у иностранных коллег, Гоги остается верен родным кулинарным традициям.
— Мне всегда было интересно, что готовили люди в Грузии лет 100−200 назад, а то и раньше. Находить утраченные рецепты — мое хобби, — говорит он. — На моей полке также стоят уникальные старые кулинарные издания. Один из интереснейших экземпляров — поварская книга 1905 года, некогда принадлежавшая личному повару Берии. Несколько лет назад мне ее подарил мой ученик — правнук того самого повара. Там столько удивительных блюд!
Раньше Гоги занимался поиском и осовремениваем старых рецептов у себя на родине, а приехав в Дагестан, приобщился и к местной кухне.
В республику он попал неожиданно для самого себя.
— Я многое слышал о Дагестане и даже подумывал приехать с семьей как турист, но никогда не думал, что буду здесь работать. Как все получилось? Как-то звонит друг и говорит: «Тут приехали хорошие товарищи из Дагестана. У них задумка открыть в республике ресторан грузинской кухни». Потом мы встретились. Ребята произвели на меня очень доброе впечатление. От них шла хорошая энергетика, и в тот вечер, вернувшись домой, я сообщил семье, что поеду работать в Дагестан.
Так в Каспийске появился ресторан кавказской кухни «Лаваш», затем — грузинский «Пиросмани» в Махачкале, а теперь в столице открылся еще и грузино-узбекский «Бакари».
— В общем, работы хоть отбавляй. Но я не жалуюсь, — говорит шеф-повар. — Я люблю свое дело. Нисколько не жалею, что нахожусь здесь. Единственное, семья далековато. Общаюсь со своими по скайпу и во время отпусков. К слову, старший сын тоже готовится стать профессиональным поваром. Стажируется у моего брата.
За более чем пять лет работы в Дагестане Гоги настолько привязался к новой земле, что на конкурс кулинаров в Хорватии выехал, захватив с собой кроме родного грузинского флаг Дагестана.
— Самым сложным был последний день. В финал прошли пять поваров. Нам выдали черные ящики. В каждом — 20 наименований ингредиентов, из которых надо приготовить два блюда и десерт. На все про все — два часа. Сначала растерялся: в наборе специй лишь соль и перец. «Как я буду вырабатывать вкус без своего арсенала пряностей?» Но взял себя в руки и начал готовить. В итоге судьи остались довольны. Я получил почетный кубок и второе место.
А под занавес фестиваля Гоги преподнес европейцам настоящий кавказский сюрприз — запек в духовке цельного козленка.
Одно из любимейших клиентами традиционных грузинских блюд в арсенале Гоги — шкмерули, курица в молочно-чесночном соусе.
— В Рачи, горной области Грузии, как говорят у нас в стране, живут самые медлительные люди. Но при этом у грузин всегда считалось, что повара-рачинцы — самые искусные кулинары и у них все вкуснее, чем у других. В рестораны, где готовят рачинцы, идут охотнее. Я, хотя не рачинец, но стараюсь не отставать. Блюда родом из Рачи обязательны в моем меню.
Шкмерули — одно из них. Слово происходит от названия рачинского села Шкмери, расположенного на высоте более чем 1700 метров.
— По преданию, блюдо изобрел придворный повар, кажется, звали его Гловери, — рассказывает легенду Гоги. — Однажды один из правителей той местности посетовал, что для него на обед постоянно готовят курицу. Захотелось ему чего-то новенького. А так как под рукой у повара кроме птицы, другого ничего не было, он решил немного схитрить и приготовил ее в новом соусе — в молоке с чесноком и приправами.
Птица пришлась по вкусу капризному гурману, и с тех пор это простое в приготовлении, но очень вкусное блюдо стало частью грузинской кухни.
Итак, для начала обмазываем тушку птицы растительным маслом и натираем солью. Предварительно хорошо прогреваем сковороду, отправляем на нее курицу — и помещаем в духовку либо на плиту, кому как удобнее и привычнее.
Если используется цыпленок, готовим его примерно 20 минут, средняя курица потребует минут сорок, а то и больше.
Пока жарится курочка, делаем соус. В отдельную сковороду наливаем молоко, отправляем туда же измельченный чеснок и все специи по вкусу. Доводим жидкость до кипения.
Достаем подрумяненную до корочки тушку из духовки. Разрезаем ее на порционные куски — получится от четырех (если готовим цыпленка) до шести-восьми порций. Отправляем кусочки в сковороду с соусом и оставляем томиться на медленном огне минут десять, чтобы мясо вобрало в себя все ароматы приправ.
Под занавес добавляем сметану. Она придаст блюду пикантную кислинку и сделает соус густым.
Подавать шкмерули лучше в предварительно прогретом глиняном блюде. Приятным дополнением будет бокал сухого белого вина, ведь в Грузии мясо и вино — верные союзники.
Приятного аппетита!