В этом году Кубачинскому художественному комбинату исполняется 100 лет. Созданный в селе златокузнецов, он был ведущим предприятием народных промыслов Дагестана, ежегодно превращая в ювелирные изделия по 10 тонн серебра. В 90-х годах у комбината начались трудности, завершившиеся банкротством. Сегодня благодаря поддержке региональных властей у предприятия появилась надежда на возрождение, здесь даже открылся новый золотошвейный цех.
Лишь одно подразделение комбината не закрывалось все эти трудные годы — так называемая комната образцов, которую туристы именуют музеем. Основу экспозиции составляют работы лучших кубачинских ювелиров. С 2013 года коллекцией заведует Гаджиибрагим Никаев. Мы попросили его рассказать о самых уникальных экспонатах.
Под стеклом в стеллаже с холодным оружием приковывает к себе внимание сабля с раздвоенным клинком. Рукоять украшена изысканной резьбой по слоновой кости.
Называется такая сабля «зульфикар», ее раздвоенное лезвие напоминает змеиное жало. Это редкая форма сабли. Такие делали в соседнем селе оружейников Амузги, ныне опустевшем. Кубачинцы кооперировались с амузгинцами, покупали у соседей клинки, сами изготавливали и украшали рукоять и ножны.
Насечка золотом по металлу, гравировка по слоновой кости на рукоятке и ножнах — это уникальная работа кубачинских мастеров. Сам клинок из дамасской стали, очевидно, с Востока.
Кубачинцы считают, что сабля принадлежала персидскому завоевателю Надир-шаху, пытавшемуся в XVIII веке захватить Дагестан. Согласно легенде, потеряв любимый меч, полководец утратил и удачу и стал терпеть поражение за поражением. Видимо, это оружие и правда обладает мистической силой: дважды его похищали из кубачинского музея, и дважды грабителей ловили, а саблю возвращали на место.
Ваза изготовлена в 1952 году в единственном экземпляре к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. После выставки была подарена Иосифу Сталину, стояла в его кабинете.
На вазе изображены герб СССР и четыре портрета из слоновой кости: Ленина, Сталина, Кирова и Орджоникидзе. Гаджиибрагим Никаев рассказывает, что после смерти «вождя народов» и развенчания культа личности вазу было приказано уничтожить. Но кубачинцам удалось спасти ее, привезти обратно, спрятать и сохранить. Сейчас она представляет большую историческую ценность. Создал ее мастер Гаджи-Бахмут Магомедов, член Союза художников СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, народный художник РСФСР.
Это знаменитая тарелка работы народного художника РСФСР Расула Алиханова (1922 — 2000), чье имя носит Кубачинский художественный комбинат.
Расул Алиханов — уникальный мастер, владевший всеми ювелирными техниками, он самостоятельно выполнял все этапы создания изделий, начиная от прокатки и заканчивая гравировкой и чернением. Он был гениальным дизайнером, придумывал авторские узоры и формы для украшения будущих шедевров, внедрял в традиционные кубачинские узоры новые растительные орнаменты, гармонично сочетал пейзаж, орнамент и форму изделия.
На панно из серии «Добрые звери» изображен традиционный кубачинский растительный орнамент, но, если приглядеться, среди узоров можно увидеть три грациозные газели.
В преддверии Олимпиады-80 комбинату заказали сувенирную продукцию. Ассортимент был обширный, на фото лишь его часть: пряжки для женского ремня, серьги, браслеты, кулоны с олимпийской символикой.
Этот нарядный самовар изготовил мастер Гаджиабдулла Гаджиламаммаев.
Яркий и объемный цветной узор перегородчатой эмали рождается в результате кропотливой и тонкой работы. Сначала сплетенную в веревочку проволоку выгибают по контуру рисунка, нанесенного на пластинку из серебра. Эта проволока служит перегородкой, разделяющей участки орнамента разных цветов. Отсюда и название техники. Получившиеся ячейки — элементы рисунка — заполняются цветной эмалью, разведенной с водой. Затем изделие просушивают и помещают в разогретую до 800 градусов муфельную печь, около минуты обжигают, вынимают и дают остыть. Аналогичным образом продолжается работа с другими участками орнамента, куда закладываются и обжигаются эмали разных цветов, пока эмалевая вставка не будет готова.
В комнате образцов комбината хранятся не только изделия ювелиров, но и другие уникальные экспонаты. Например, резная кафедра джума-мечети, расположенной в старой части селения Кубачи. Она была изготовлена в XV веке и с тех пор не раз ремонтировалась. Это уникальный образец резьбы по дереву, выполненной кубачинскими мастерами.
В оформлении кафедры много элементов с арабскими надписями в сочетании с растительным узором. Орнамент и фон окрашены в разные цвета — красный, зеленый, золотистый, синий.
А этот ковер ручной работы был подарен одной из табасаранских ковровых фабрик Кубачинскому комбинату в 1982 году. Он выполнен из натуральной шерсти с использованием натуральных красителей в единственном экземпляре к 60-летию образования СССР. По периметру ковра вытканы 15 гербов союзных республик.
Разумеется, это не все артефакты, что хранятся в комнате образцов Кубачинского художественного комбината. Гаджиибрагим Никаев советует обратить внимание и на другие изделия, например на вазу с изображением Кремля работы заслуженного деятеля искусств Дагестана Абдуллы Абдурахманова и народного художника РСФСР Гасан-Гусейна Чабкаева. Между прочим, долгие годы она и стояла в Кремле, говорит хранитель музея, а после распада Советского Союза ее вернули на комбинат. Интересна также целая коллекция портсигаров. Среди них выделяется портсигар «Сталин» мастера Алихана Алиханова, выполненный из серебра и слоновой кости с применением техник гравировки, черни, чеканки, насечки золотом по кости.