Культура
7 главных экспонатов Кубачинского музея. Что посмотреть в легендарном ауле златокузнецов в Дагестане
21 августа, 2024
Сабля Надир-шаха, олимпийские сережки, табасаранский ковер и другие уникальные вещи музея, пережившего перестройку, банкротство и два ограбления

В этом году Кубачинскому художественному комбинату исполняется 100 лет. Созданный в селе златокузнецов, он был ведущим предприятием народных промыслов Дагестана, ежегодно превращая в ювелирные изделия по 10 тонн серебра. В 90-х годах у комбината начались трудности, завершившиеся банкротством. Сегодня благодаря поддержке региональных властей у предприятия появилась надежда на возрождение, здесь даже открылся новый золотошвейный цех.

Лишь одно подразделение комбината не закрывалось все эти трудные годы — так называемая комната образцов, которую туристы именуют музеем. Основу экспозиции составляют работы лучших кубачинских ювелиров. С 2013 года коллекцией заведует Гаджиибрагим Никаев. Мы попросили его рассказать о самых уникальных экспонатах.

Сабля Надир-шаха

Под стеклом в стеллаже с холодным оружием приковывает к себе внимание сабля с раздвоенным клинком. Рукоять украшена изысканной резьбой по слоновой кости.

Называется такая сабля «зульфикар», ее раздвоенное лезвие напоминает змеиное жало. Это редкая форма сабли. Такие делали в соседнем селе оружейников Амузги, ныне опустевшем. Кубачинцы кооперировались с амузгинцами, покупали у соседей клинки, сами изготавливали и украшали рукоять и ножны.

Насечка золотом по металлу, гравировка по слоновой кости на рукоятке и ножнах — это уникальная работа кубачинских мастеров. Сам клинок из дамасской стали, очевидно, с Востока.

Кубачинцы считают, что сабля принадлежала персидскому завоевателю Надир-шаху, пытавшемуся в XVIII веке захватить Дагестан. Согласно легенде, потеряв любимый меч, полководец утратил и удачу и стал терпеть поражение за поражением. Видимо, это оружие и правда обладает мистической силой: дважды его похищали из кубачинского музея, и дважды грабителей ловили, а саблю возвращали на место.

Ваза «Вожди»

Ваза изготовлена в 1952 году в единственном экземпляре к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. После выставки была подарена Иосифу Сталину, стояла в его кабинете.

На вазе изображены герб СССР и четыре портрета из слоновой кости: Ленина, Сталина, Кирова и Орджоникидзе. Гаджиибрагим Никаев рассказывает, что после смерти «вождя народов» и развенчания культа личности вазу было приказано уничтожить. Но кубачинцам удалось спасти ее, привезти обратно, спрятать и сохранить. Сейчас она представляет большую историческую ценность. Создал ее мастер Гаджи-Бахмут Магомедов, член Союза художников СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, народный художник РСФСР.

Панно из серии «Добрые звери»

Это знаменитая тарелка работы народного художника РСФСР Расула Алиханова (1922 — 2000), чье имя носит Кубачинский художественный комбинат.

Расул Алиханов — уникальный мастер, владевший всеми ювелирными техниками, он самостоятельно выполнял все этапы создания изделий, начиная от прокатки и заканчивая гравировкой и чернением. Он был гениальным дизайнером, придумывал авторские узоры и формы для украшения будущих шедевров, внедрял в традиционные кубачинские узоры новые растительные орнаменты, гармонично сочетал пейзаж, орнамент и форму изделия.

На панно из серии «Добрые звери» изображен традиционный кубачинский растительный орнамент, но, если приглядеться, среди узоров можно увидеть три грациозные газели.

Олимпийский заказ

В преддверии Олимпиады-80 комбинату заказали сувенирную продукцию. Ассортимент был обширный, на фото лишь его часть: пряжки для женского ремня, серьги, браслеты, кулоны с олимпийской символикой.

Самовар

Этот нарядный самовар изготовил мастер Гаджиабдулла Гаджиламаммаев.

Яркий и объемный цветной узор перегородчатой эмали рождается в результате кропотливой и тонкой работы. Сначала сплетенную в веревочку проволоку выгибают по контуру рисунка, нанесенного на пластинку из серебра. Эта проволока служит перегородкой, разделяющей участки орнамента разных цветов. Отсюда и название техники. Получившиеся ячейки — элементы рисунка — заполняются цветной эмалью, разведенной с водой. Затем изделие просушивают и помещают в разогретую до 800 градусов муфельную печь, около минуты обжигают, вынимают и дают остыть. Аналогичным образом продолжается работа с другими участками орнамента, куда закладываются и обжигаются эмали разных цветов, пока эмалевая вставка не будет готова.

Кафедра джума-мечети

В комнате образцов комбината хранятся не только изделия ювелиров, но и другие уникальные экспонаты. Например, резная кафедра джума-мечети, расположенной в старой части селения Кубачи. Она была изготовлена в XV веке и с тех пор не раз ремонтировалась. Это уникальный образец резьбы по дереву, выполненной кубачинскими мастерами.

В оформлении кафедры много элементов с арабскими надписями в сочетании с растительным узором. Орнамент и фон окрашены в разные цвета — красный, зеленый, золотистый, синий.

Табасаранский ковер к 60-летию образования СССР

А этот ковер ручной работы был подарен одной из табасаранских ковровых фабрик Кубачинскому комбинату в 1982 году. Он выполнен из натуральной шерсти с использованием натуральных красителей в единственном экземпляре к 60-летию образования СССР. По периметру ковра вытканы 15 гербов союзных республик.

***

Разумеется, это не все артефакты, что хранятся в комнате образцов Кубачинского художественного комбината. Гаджиибрагим Никаев советует обратить внимание и на другие изделия, например на вазу с изображением Кремля работы заслуженного деятеля искусств Дагестана Абдуллы Абдурахманова и народного художника РСФСР Гасан-Гусейна Чабкаева. Между прочим, долгие годы она и стояла в Кремле, говорит хранитель музея, а после распада Советского Союза ее вернули на комбинат. Интересна также целая коллекция портсигаров. Среди них выделяется портсигар «Сталин» мастера Алихана Алиханова, выполненный из серебра и слоновой кости с применением техник гравировки, черни, чеканки, насечки золотом по кости.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Ремесла, чай с пах-пахом и Жасмин: в Дербенте собрались «Хранители традиций»
На фестиваль народных художественных промыслов в южную столицу Дагестана приехали гости со всей России и из-за рубежа. Кузнецы, гончары, канатоходцы и этнографы — в нашем фоторепортаже
5 дагестанских заведений, куда ходят не ради еды
Встретить рассвет, погладить козу, нарядиться в костюм султана, спеть или почитать… Рассказываем про кафе и рестораны, где еда — не главное блюдо
Цюфцаш, нюр и еще 5 балкарских слов, которые трудно перевести на русский
Как емко назвать неженку, который всех замучил, или особый подарок, что вручают за радостную весть
Исполнитель хита «Горький вкус» Султан Лагучев: «Мама — мой главный фанат и критик»
О внезапной популярности, песнях на абазинском языке, родном ауле и ответственности перед слушателем — в нашем интервью
«Он успел попрощаться со всеми»: дочери Расула Гамзатова рассказали об отце
В 101-й день рождения поэта вспоминаем, какие его стихи кроме «Журавлей» стали известными хитами и где Гамзатов вдохновлялся на Кавказе
7 секретных пляжей в Дагестане, куда можно отправиться в бархатный сезон
Лето закончилось, а пляжный сезон на Каспии — нет. Для любителей моря приготовили список отличных бесплатных пляжей, о которых знают только местные
Полная версия