{{$root.pageTitleShort}}

«Тайна кубачинского браслета»: идем на выставку в Музей Востока

В Москве открылась выставка работ знаменитой дагестанской династии златокузнецов Магомедовых-Изабакаровых. Рассказываем о ее главных экспонатах

Выставка «Тайна кубачинского браслета» в Государственном музее Востока в Москве продлится до 27 августа. И, пожалуй, туда можно ходить весь этот месяц каждый день, чтобы рассматривать филигранную работу заслуженного художника России, народного художника Грузии Манабы Магомедовой, ее супруга — заслуженного художника Дагестана Кадыра Изабакарова и их дочери, заслуженного художника Дагестана Лейлы Изабакаровой. Всего представлено более 350 экспонатов. «Это Кавказ» попросил Лейлу Изабакарову рассказать о главных шедеврах выставки и о том, как они создавались.

Пандури из серебра и слоновой кости

{{current+1}} / {{count}}

Лейла Изабакарова

Этот традиционный музыкальный инструмент распространен как в Грузии, так и у дагестанских и других кавказских народов. Манаба, почти всю жизнь прожившая в Тбилиси и считавшая Грузию своей второй родиной, в этой работе хотела показать, насколько близки культура и традиции двух регионов Кавказа.

— Идея создания этой работы была предложена наставником Манабы, известным грузинским живописцем Ладо Гудиашвили, — рассказывает Лейла Изабакарова. — Дека инструмента украшена орнаментом, сплетающимся с изображениями лани и птиц, сидящих на винных кувшинах-марани. В центре композиции — декоративная птица, вокруг которой расположен орнамент, выполненный в технике резьбы по кости. Вдоль него выгравированы на грузинском языке слова поэта Акакия Церетели: «Чонгури — это Грузия, а мы сами — ее струны». На оборотной стороне инструмента центральное место занимает кавказский танец лезгинка. Выше изображена традиционная винная утварь: кувшины, черпаки, сосуды, которые занимают особое место в грузинской культуре.

Декоративная тарелка «Мои учителя»

Эта работа, которую Манаба посвятила своим наставникам, объединяет символы и черты трех культур: дагестанской, грузинской, русской.

— В центре блюда — композиция из трех частей: кубачинский пейзаж, очертания грузинского и русского храмов. В орнамент вплетены портреты ее учителей: кубачинца Абдулжалила Ибрагимова, грузина Амвросия Джикия и русского Федора Мишукова. Основная техника исполнения — гравировка с чернью. У этого произведения необычное решение формы блюда, три части которого разделены полукруглыми прямоугольными вставками, украшенными в центре сердоликом и сканью. Так своеобразно выразила Манаба благодарность и любовь к истокам своего искусства, — объясняет Лейла Изабакарова.

Декоративное блюдо, посвященное Узеиру Гаджибекову

Совместная работа Манабы Магомедовой, Кадыра и Лейлы Изабакаровых была выполнена к 100-летию известного азербайджанского композитора, выходца из Дагестана, народного артиста СССР, автора гимна Азербайджана.

В центре блюда в технике перегородчатой эмали изображены фрагменты из опер Узеира Гаджибекова «Кёр-Оглы» и «Лейли и Меджнун». По кругу изображены ноты. Вокруг раскинулся райский сад с кипарисами и птицами, вплетенными в орнамент.

Серебряная книга

Стихотворение Николоза Бараташвили «Мерани» в Грузии считают совершенным образцом лирики. Его строки выгравированы на шести серебряных листах. «Обложку» книги Манаба выполнила в технике перегородчатой эмали с изображением летящего над Кавказским хребтом Мерани — грузинского Пегаса, которого преследуют вороны, олицетворяющие тяжелую жизнь поэта, прожившего всего 27 лет.

Колье «Космос»

{{current+1}} / {{count}}

На эту работу Манабу вдохновил первый в мире полет советской ракеты на Луну.

«Именно после этого я решила создать колье „Космос“. Задумала и другие работы, в которых живописная эмаль смогла бы как можно приближеннее отобразить объемное пространство. Но, к сожалению, многие попытки не увенчались успехом. Это ведь очень нелегко: решить на небольшой серебряной пластинке тему завоевания космоса. Эмаль на ровной плоскости трескалась, отлетала кусками. Не помог мне и легкоплавкий металл. Решила сделать сетчатую поверхность. Однако и тут получилась лишь эмаль на геометрическом орнаменте — и никакой „космической“ пространственности… Мои эксперименты были направлены на то, чтобы эмаль так „заиграла“, чтобы было видно лунное небо и чтобы проглядывали необъятные просторы Вселенной. Применила я кроме эмали еще и сусальное золото, различные лаки. Саму эмаль я преподнесла в виде глаза, смотрящего во Вселенную. Этот „глаз“ поместила в орнаментальное обрамление. И колье получилось выразительным», — вспоминала Манаба историю создания работы в своей книге «Узоры жизни».

Композиция «Прометей»

Работа посвящена композитору Ференцу Листу и отсылает к его симфонической поэме «Прометей».

— Композиция сделана в виде нотной тетради, которую можно полистать, она состоит из трех частей. Мама встречалась с музыкантами, они выбирали самый важный фрагмент из этого произведения Листа, и она напаяла ноты на металл, их можно проиграть. Портрет композитора выполнен в эмали с золотыми перегородками. У нас была идея: сделать QR-код, чтобы на него можно было навести камеру телефона и звучала бы эта музыка. Но мы не успели ее реализовать, — говорит дочь Манабы.

Браслет из коллекции «Газыри»

{{current+1}} / {{count}}

Именно эту работу Лейла Изабакарова выделила из двух сотен своих произведений, представленных на выставке. Газыри — это накладки с ружейным зарядом, прикрепляемые на черкеску. Мастера прошлого делали их из металла, дерева, слоновой кости, и иногда это были настоящие произведения искусства. Манаба всю жизнь собирала их в разных уголках Кавказа. Эта коллекция и вдохновила Лейлу.

— Я решила, что прекрасные, но разрозненные артефакты из маминой коллекции, утратившие свое первоначальное утилитарное назначение, но по-прежнему вызывающие эстетическое восхищение, достойны новой жизни, — говорит художник. — Так появилась моя авторская коллекция «Газыри», в которой впервые эти предметы старины получили современное художественное звучание, и газыри, предназначенные для порохового заряда, превращаются в женские украшения. Наиболее выразительным, как мне кажется, в этой серии ювелирных предметов является именно браслет. Его образ определил основную идею выставки «Тайна кубачинского браслета».

Анастасия Расулова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Диалог прошлого и настоящего: зачем идти на выставку молодого художника из Дагестана

В Махачкале представили коллекцию эстампов Калеба Шмидта, оживившего серые рельефы древних строений и надгробий красками и новыми смыслами. Какими — рассказал сам художник