{{$root.pageTitleShort}}

Встречаем по одежке: что носили на Кавказе

Зачем суровым джигитам украшать кафтан, а горянкам носить рога и цепи — рассматриваем национальные костюмы народов Дагестана

Определить семейное положение, понять, из какой семьи человек и даже его профессию, раньше можно было по одежде. Читать наряд, как книгу, могли и народы Дагестана несмотря на то, что костюмов здесь было великое множество — как и национальностей. Сегодня старинные наряды выставлены в Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи и специалисты продолжают их изучать.

О традиционных нарядах нескольких дагестанских народностей мы расспросили научного сотрудника музея, специалиста по народным костюмам Разитту Гаджиханову.

Разитта Гаджиханова

Мужской костюм: все для удобства джигита

Традиционные мужские костюмы мало отличались у разных народностей Дагестана, да и вообще Северного Кавказа. Это были, как правило, рубаха, штаны, бешмет, черкеска, башлык и папаха.

— Бешмет — это одежда типа кафтанчика, прикрывающая бедра, с длинным рукавом и воротником-стойкой. Его надевали под черкеску. Позднее у нательных рубах появился такой же воротник-стойка, как у бешмета, и надевать под черкеску стали кавказские рубахи, — рассказывает Разитта Гаджиханова.

Черкеска, пожалуй, самый известный элемент одежды горцев. Она завершала образ воина.

— Даже после революции, когда некоторые горцы эмигрировали во Францию, жившие на чужбине дагестанцы имели черкеску. Это была отличительная особенность эмигрантов. Популярна черкеска была и в царской армии. Носили их и те, кто служил на Кавказе, в том числе Лермонтов и Толстой, — поясняет этнограф.

Шили черкеску из более плотной ткани, чем остальную одежду. Кроили ее свободной, чтобы было удобно садиться на коня.

Некоторые народы Дагестана, например кумыки, имели собственный фасон черкески — с дополнительной вытачкой. Этот прием позволял подчеркнуть статность фигуры и ширину плеч мужчины.

— Длина черкески могла быть разной. Молодые носили короче, взрослые — длиннее, — говорит Гаджиханова. — В какой-то период была мода на очень длинные, их надевали зажиточные люди.

На груди располагалась газырница — приспособление для хранения пороха.

Традиционный мужской костюм

— "Хазыр" в переводе с турецкого «готовый». Это были полые трубочки из дерева или из кости. Накрывались они чаще всего серебряным наконечником. Одной порции пороха хватало на один заряд, — говорит этнограф.

Газыри пришивались на черкеску с двух сторон, количество их могло быть разным, но не меньше семи штук с каждой стороны. На военной черкеске трубочки для пороха нашивали повыше: хороший воин на скаку мог вытащить газырь зубами и перезарядить пистолет.

Еще один характерный элемент мужского военного костюма — это башлык, капюшон. В холодную и ветреную погоду его надевали поверх папахи, закрывая шею. А молодые ребята с помощью шнурка прикрепляли башлык к нарядной одежде в качестве украшения. В танце этот летящий капюшон придавал особенную динамику движению.

Папах же у горцев было несколько — на разные случаи жизни.

— Каракулевую носили по праздникам. А в будни попроще. Высота головного убора говорила о состоятельности хозяина: чем выше, тем богаче, — объясняет Разитта Гаджиханова.

Верхней одеждой горцам служила знаменитая бурка. Она была обязательна в военных походах и как атрибут чабанов.

Обувь изначально была вязаной и кожаной. Последняя делалась из цельного куска кожи. Позднее появились сапоги без каблука — ичиги, а затем и с каблуком, на подошве, особенно во время Кавказской войны.

Существовала и особая культура ношения одежды. Ту же папаху, к примеру, было неприлично надеть набок. Так могли поступить только молодые мужчины. А когда мужчина выходил за ворота дома, он обязательно подпоясывался.

— Я смотрела на День Конституции на наших мужчин, так вот у них отсутствует культура ношения костюма, как у наших предков (по настоянию экс-главы республики Рамазана Абдулатипова чиновники надевали в День конституции Дагестана национальные наряды. — Ред.). Извините, если пояс живот поддерживает, он не на своем месте… Даже полный мужчина должен был подтягивать фигуру.

***

А вот женских традиционных нарядов в Дагестане было так много, что, по признанию самих этнографов, вряд ли кто сможет назвать точное их число — только головных уборов, чохто, существуют десятки. Общим для всех было правило: молодые девушки носили одежду ярких цветов, женщины постарше — приглушенных и темных. А вот различия существовали даже в пределах одного села. В Кубачи, к примеру, по узору на носочках можно было определить, к какому роду принадлежит девушка.

Для «Это Кавказ» Разитта Гаджиханова рассказала о трех женских костюмах: андийки, лезгинки и кумычки.

Костюм андийки: рога, монеты и узкие штаны

Андийцы — этнос, проживающий в горном Ботлихском районе Дагестана, который иногда причисляют к аварцам — создатели одного из самых удивительных женских нарядов. Головной убор у горянок здесь необычной формы — рогообразный.

— Он встречается также в Ботлихе, но немного отличается шириной. А больше нигде такого нет. — поясняет Разитта Гаджиханова. — Этот элемент остался еще с языческих времен — бык считался священным животным, а корова — символом плодородия.

Головной убор в виде полумесяца набивали шерстью или ватой и носили «рогами» вниз. Высота его могла доходить до 20 сантиметров. Шили это чохто из нескольких деталей: та, что в центре, была из парчи или шелка яркого цвета, по бокам — красная бязь или ситец. Такая конструкция на голове делала осанку женщины особенно статной, а походку плавной.

— Поверх головного убора накидывали покрывало, а не платок — они появились позднее. Так женщины одевались во многих аварских районах. Праздничные покрывала были белыми, а повседневные — темных цветов, — показывает этнограф.

Основной одеждой у всех горянок независимо от места проживания были нательная рубаха, туникообразное платье-рубаха свободного покроя и штаны.

— Штанишки были обязательным элементом любого костюма. У андиек — неширокие, узкие и даже на резиночке, или заправлялись в обувь, — объясняет специалист по народным костюмам.

Манжеты рукавов верхнего платья и подол украшали вышивкой из золотых и серебряных нитей, в основном использовали растительные мотивы. На нарядную одежду пришивали монетки, кольца, цепи. Считалось, что серебро служит оберегом.

Андийский женский костюм

Большинство аварок подпоясывали платье-рубаху матерчатым поясом определенного цвета: красного или черного, например. У женщин из селения Анди пояс мог быть любого цвета, но в тон штанов.

В условиях жизни в горах важна была многослойность: утром прохладно, в обед жарко, вечером холодно. Во время домашней работы женщина могла снять верхнюю рубаху. А если работа была в поле, то подол платья и длинные рукава застегивали на специальные пуговки, так, чтобы они не мешали. Верхнюю же одежду женщины почти не носили. Обычно накидывали платок, шаль или надевали несколько слоев одежды.

Обувь же была максимально теплой.

— В горных районах, в том числе аварских, была очень распространена вязаная шерстяная обувь с высоким голенищем, ярких цветов и со сложным узором. Носили также обувь из войлока, с загнутым острым носом.

Шили одежду как из тканей местного производства, которыми славилось село Анди, так и из привозных — с суконных фабрик русских мануфактур.

Костюм лезгинки: больше цвета

Одежда жительниц Южного Дагестана — лезгинок, табасаранок, цахурок, рутулок и агулок — отличалась яркими красками: красным, желтым, зеленым, фиолетовым. Это объяснялось влиянием культуры соседнего Азербайджана.

Лезгинский женский костюм

— У лезгинок были широкие штаны, они выглядывали как вторая юбка из-под платья. Сверху носили платье-рубаху, поверх него верхнее платье — бузму, рукава были узкие до локтя и широкие ближе к кисти. Иногда оба платья шились из одинаковой ткани. А в отделке часто использовали тесьму, — объясняет отличия лезгинского косюма этнограф.

Костюм завершал широкий серебряный пояс и массивные украшения из монет: цепи, медальоны. Мелкие монеты также пришивали к чохто, поверх которого голову покрывали большим платком, свисающим на плечи, шелковым или газовым.

— Раньше платки привозили в Дагестан из азербайджанского Гянджи. Сейчас там возобновили производство. Они уже отличаются, конечно, от тех, что были в XIX веке. Ткани не такие тонкие, как были прежде, — говорит Гаджиханова.

Для южного Дагестана была характерна и разнообразная вязаная обувь. Мужскую декорировали проще, женскую — богаче. Зажиточные лезгинки носили обувь без задника — мачи. Это тоже связывают с влиянием востока. У туфель были загнутые носки — чтобы удобнее было ходить по каменистым тропам и ничего не задевать.

Костюм кумычки: изящные платья, сапожки и шубы

У жительниц равнинного Дагестана, кумычек, платье всегда было длиной в пол. А у некоторых модниц нарядные платья были даже с небольшим шлейфом. Еще одно отличие — пояс был изящный, узкий: на европейский манер, говорят этнографы.

Повседневный костюм кумычек — это платье-рубаха — отрезное по линии талии, присборенное книзу или уложенное складками. Поверх него надевали распашное платье, чем-то похожее на мужской бешмет.

— Под распашное платье кумычки часто надевали специальный нагрудник в виде манишки, шили его из дорогой ткани, в основном бархатной, с металлическими украшениями в виде парных застежек. Контрастные сочетания цветов выглядели очень эффектно, — отмечает специалист по народным костюмам.

Кумыкский женский костюм

Рукав чаще был прямой, но позже от локтя стали вшивать второй рукав в виде крыла.

Нарядное платье кумычек называлось кабалай, его шили из бархата, плотного шелка или шерсти. На один такой наряд использовали 7−9 метров ткани. Отличительная особенность такого платья — вставка шириной 25−50 сантиметров. По форме она напоминала нагрудник, идущий до подола, с воротником-стойкой, который застегивался сзади.

А в начале XX века у кумычек получает распространение нижняя юбка — ее надевали под нарядное платье, чтобы придать фигуре трапециевидный силуэт.

Отличалась и верхняя одежда кумычек. Наряду с даргинками и в отличие, скажем, от аварок они носили шубы, причем с меховой отделкой из горностая.

— Верхнюю часть шубы кроили по фигуре, а нижняя состояла из клиньев. Прямые, чуть укороченные рукава имели широкую меховую оторочку. Горловина, борта, полы и низ рукавов по краю отделывались парчой, плотным шелком, галуном и мехом, — рассказывает Разитта Гаджиханова.

Головной убор состоял из чохто и верхнего кружевного платка, а со временем кумычки стали носить только платок — тастар.

Обувь же у кумычек была разнообразной, часто носили вышитые яркие сапожки.

Анастасия Расулова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

«Лезгинка похожа на фламенко или танго — но в ней больше огня». Где и как учат кавказскому танцу в Москве

Сможет ли москвич научиться танцевать с кавказским задором и почему лезгинка помогает убежать от Альцгеймера — рассказывает основатель школы танца «Адат» Тагир Исламов

На книжном фестивале в Дагестане представят альманах об истории двух столиц региона. Публикуем отрывок из новой книги

В числе новинок Международного книжного фестиваля «Тарки-Тау» — альманах «Кавказский экспресс — 2024» о людях, домах, улицах и истории Буйнакска и Махачкалы

Патриотизм, турбизнес и лезгинка: чему научат молодежь на форуме «Каспий»

Более 500 парней и девушек из разных городов России и из-за рубежа съехались в дагестанский Избербаш, чтобы учиться предпринимательству и цифровым технологиям, бороться за гранты и активно отдыхать