Семейная комедия «Испытание аулом» производства компании «Домбайфильм» выходит в российский прокат 26 октября, но первые показы уже прошли в городах Северного Кавказа и получили самые теплые отзывы. История 11-летнего московского подростка, которого отправили в ногайский аул к бабушке и дедушке, никого не оставила равнодушным.
— Несколько лет назад в нашем ауле Эркен-Халк открылся детский лагерь, и оказалось, что большинство современных детей не знают свой родной язык, так что тему для фильма выбрали самую актуальную. А комедию решили снимать, потому что в нашем регионе этот жанр любят больше всего. К тому же сейчас у людей и так тревожное состояние, еще больше угнетать и нагружать зрителя тяжелыми проблемами не хотелось. Но наш фильм не комедия в чистом виде, там есть и драматичные моменты, которые разбавляются юмором, — говорит продюсер фильма Магомет-Али Найманов.
— В каждом городе, где мы делали специальные показы, люди очень тепло встречали картину. В Пятигорске и Ставрополе дети смотрели весь фильм не отрываясь. Руководители детских лагерей были удивлены, что ребята не отвлекались на телефоны и гаджеты. Картина вызывала и смех, и слезы у людей разных возрастов. Кто-то вспоминал свои проблемы с родителями или с детьми — это трогает.
Все зрители, независимо от национальности, очень хорошо отзывались о картине. Но, конечно, особенно он понравился ногайцам, один наш зритель даже написал стихотворение, посвященное фильму. Были опасения, что широкому кругу зрителей фильм не понравится, но мы выбрали жанр семейное кино и украсили его кавказским колоритом. Нам кажется, что тема семейных ценностей всем понятна. Люди ведь смотрят китайские, американские, корейские фильмы и понимают их, почему бы не поговорить на общечеловеческие темы на примере ногайцев.
Негативных отзывов мы пока не слышали. Есть какие-то технические моменты, которые можно доработать, и в плане актерской игры есть недочеты, но в целом у нас получилось то, что мы хотели.
Мне запомнился отзыв, который уже не раз слышал от разных людей: наконец-то, появился фильм, на который можно пойти вместе всей семьей — с детьми и родителями. Все чувствуют себя комфортно в кинозале и не испытывают неловкости, потому что в картине нет ни пошлых сцен, ни матерных выражений. Для кавказского зрителя это имеет значение.
— У нас был сложный кастинг, мы долго искали детей, которые владеют ногайским языком. И самое главное — соответствуют по характеру своим персонажам. Чтобы актеры не играли, а были собой. С ними работал педагог по актерскому мастерству Зураб Копсергенов. Именно благодаря его работе и дети, и взрослые так хорошо справились со своими ролями.
Большинство актеров, особенно дети, никогда раньше не снимались в кино, но некоторые из них учились в нашей школе кино «Киностарт». Она существует с 2018 года. Мы с друзьями собрались как-то, нашли педагога по сценарному мастерству, оплатили обучение и прошли курс. А в 2019 году решили написать грантовый проект и благодаря поддержке Фонда президентских грантов открыли три курса: сценарный, режиссерский и актерский. Режиссерский курс вел прекрасный педагог — киновед и режиссер Дмитрий Куповых. После его двухмесячных курсов ученики школы сняли семь короткометражных фильмов — это отличный результат для такого срока. Кроме того, у нас были курсы по операторскому мастерству, режиссуре монтажа, звукорежиссуре и работе звукооператоров. И ребята, которые окончили школу, практиковались у нас на съемочной площадке.
Это наш первый опыт, поэтому было много сложностей. Приходилось параллельно заниматься организационными и творческими процессами, работать с детьми. Никто из них не умел держаться в седле, так что за несколько месяцев до съемок начали обучать их верховой езде. Некоторые боялись, но смогли преодолеть свой страх. Ногайскому языку тоже пришлось учить. Иногда во время озвучки меняли те моменты, когда актеры неправильно ставили ударение. Надеюсь, дети поняли: родной язык надо учить!
— Самое главное в кино — это сценарий, поэтому мы сейчас продолжаем сценарный курс. Если у нас будут несколько готовых сценариев для полного метра, мы можем параллельно снимать кино и подавать заявки на гранты. Сейчас у нас при поддержке Росмолодежи идет прием заявок на этот курс со всего Северного Кавказа. Он будет проходить 6−8 месяцев под руководством опытного драматурга Сергея Попова.
Наш основной сценарист Вадим Саитов и до этого писал, но не сценарии. Его соавтором была ученица «Киностарта» Халимат Гергокова. Им помогал креативный продюсер фильма Эльдар Алиев, он — автор шуток и редактор диалогов. Над сценарием мы работали долго, много раз переписывали. Добавлялись колоритные кавказские шутки, забавные ситуации, даже во время съемок и монтажа редактировали диалоги героев.
— Фильм был отобран на многие кинофестивали, в том числе международные. Был отмечен как лучший этнический фильм, получил приз зрительских симпатий в Феодосии, гран-при в Тюмени, а также был приглашен на кинофестиваль в Архангельске. На фестивале в Оренбурге фильм посмотрел наш коллега, кинорежиссер из Кабардино-Балкарии, ученик Александра Сокурова Олег Хамоков. Ему фильм понравился, он сам позвонил и поздравил с успешной работой. Очень приятно услышать такую оценку от профессионала.
Сейчас мы занимаемся прокатом фильма. Как оказалось, снять кино — полдела. Попасть в прокат в кинотеатры — тоже большая и сложная задача. Были варианты с дистрибьюторами, но мы решили изучить, как это все происходит, чтобы в будущем самим этим заниматься. Есть много хороших фильмов из Средней Азии, Турции, которые могли бы быть интересны как минимум на Северном Кавказе. Здесь у нас своя, особая зрительская аудитория, интересы которой не очень понятны многим дистрибьюторам. В этом направлении хотелось бы поработать — находить хорошие фильмы, получать на них прокатные удостоверения и пробовать их показывать нашему зрителю в СКФО.
— Дальше планируем снимать вторую часть. И параллельно подаем заявку в Фонд кино и Министерство культуры. У нас уже есть сценарий второго фильма. Если первый получит хорошие отзывы в широком прокате и ребята станут узнаваемыми, то уже легче будет с продвижением фильма и выходом в кинотеатры.