{{$root.pageTitleShort}}

Вся правда
о дагестанских мальчишках

В российский прокат выходит новый фильм Александра Галибина «Приключения маленького Бахи». Расспросили создателей, почему для семейной комедии они выбрали дагестанский сюжет

Три новеллы о том, как маленький мальчик помогает взрослым решать недетские проблемы, снимали в дагестанском селе Чох. Целый месяц съемочная группа ежедневно поднималась в горы и спускалась ночевать на равнину, приспосабливаясь к переменчивой погоде и непростым условиям далекого села. Но оно того стоило — недаром ведь живописный аул «снимался» в фильмах «Горянка», «Сказание о храбром Хочбаре», «Аманат».

Над «Приключениями маленького Бахи» работали сразу два дебютанта — сценарист Анна Вейлер и оператор Анастасия Трофимова, обе выпускницы ВГИКа. А главную роль исполнил восьмилетний дагестанский актер Амир Магомедов. По просьбе «Это Кавказ» режиссер, продюсер, сценарист, оператор и актер рассказали о работе над картиной.

Родом из детства

Александр Галибин

Александр Галибин, режиссер:

— Почему Дагестан? Все, что касается любви, семьи, дружбы, может происходить в любом месте. И в коммунальной квартире, и в ауле, затерянном в кавказских горах. Но знаете, чем выше поднимаешься в горы, тем яснее понимаешь, что такое человеческие отношения — сына к отцу, матери к дочери, к невестке. То, что постепенно уходит из этого цивилизованного мира: уважение друг к другу, пиетет к предкам, к роду. Все это есть там. И эти темы есть в картине — я не прямо о них говорю, едва касаюсь, быть может, в отстраненном взгляде. Мы тщательно это выверяли, и мне это очень дорого.

Меня интересуют именно эти темы: любовь, семья, ребенок с его миром, взаимоотношениями со взрослыми, с его пониманием, что такое любовь, мама, папа, дружба. Мне интересен человек, а маленький человек интересен в десятки раз больше. Все, что с нами происходит, — это из детства. Все хорошее, что у нас есть, оттуда. А все плохое мы привносим сами. Поэтому я хочу снимать картины о хорошем, то есть о детстве.

Я снимал очень длинными, большими кусками, чтобы все, что происходит в картине, соответствовало правде жизни. Есть, конечно, какие-то комические ситуации, но они все равно живые.

Актеры, которые приехали к нам в Чох, понимали, что это за мир, быт, земля. Это очень облегчало работу. В фильме снимались и сами жители аула. Мы так подружились со всеми, я совершенно влюбился в это место, в этих людей. Они есть практически во всех эпизодах, поэтому картина максимально реалистична.

В фильме ни одной компьютерной съемки, ни одного слова, записанного в павильоне. Идет прямой звук с площадки. Есть естественные звуки аула — как зовет к молитве мулла, как скрипит старый велосипед, который я притащил из Москвы. Там такое количество нюансов, которые стоит просто увидеть и услышать!

{{current+1}} / {{count}}

Кино для дочери

Анна Вейлер, сценарист:

— Сценарий родился из реальной истории, которую рассказал друг моего мужа Баха — оператор Баходыр Юлдашев. Однажды в детстве он остался один дома и у него заболел бык. Правда, там был другой исход, не такой, как в фильме. Когда я поступила во ВГИК, написала эту историю в качестве первой короткометражки. Позже дописала еще две новеллы, посвященные Бахе и другим моим знакомым мальчикам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кино и горцы: в Дагестане завершились съемки исторического фильма «Аманат»
Звезды российского кино приехали в горы Кавказа, чтобы сняться в художественной ленте о судьбе старшего сына имама Шамиля, отданного русскому правительству в залог за перемирие

Изначально эта история не задумывалась про Дагестан, действие происходило просто где-то в России. Но когда все прочитали, стали говорить: «У тебя тут мальчик дагестанец!» И Амир, игравший главного героя, на 100% совпал с тем мальчишкой, которого я представляла, когда писала сценарий. Это поразительно! Я никогда не была в Дагестане, но все, что было в моей голове, существует там!

В детстве я занималась карате и десять лет провела в обществе таких ребят — решительных, смелых, замечательных дагестанских мальчишек с мужским характером. Видимо, подсознательно я списала образ с них. Это песнь моим друзьям детства.

Все три новеллы придуманы, это литературный вымысел и детская сказка. Но в них есть частично какие-то истории из моего детства. Когда писала сценарий, я передавала приветы родственникам. Например, есть в фильме герой Пончик. Так однажды назвали моего мужа, и для него это было так смешно, что я решила эту детскую историю ему напомнить. Есть также фразы моей мамы. В фильме их произносит бабушка Бахи. Мама на премьере очень радовалась, что говорят ее языком.

Еще у меня есть замечательная муза — моя дочь, ей сейчас четыре года. Когда она родилась, я поняла, что хочу, чтобы она смотрела кино, которое я ей напишу. Чтобы она и ее поколение имело фильмы, объединяющие их. У меня таких не было, только то, что перешло от родителей, наши сказки замечательные. А чего-то общего, что отражало бы наше поколение, нет, только зарубежные картины. Конечно, это очень амбициозные заявления, но тем не менее: я хочу создать для них фильмы, которые оставят отпечаток.

«Все закрутилось»

Федор Попов, главный продюсер:

— Подготовка к фильму началась еще во время пандемии, так что встречи мы проводили в zoom’е. У сценариста Анны Вейлер было много идей и заявок, но нам очень понравился сценарий про Баху. Я предложил его Александру Галибину, и так оно все закрутилось.

Это был сценарий вне географии, но решили сконцентрироваться на одном месте. Были разные варианты, где снимать, но вместе с художником Славой Видановым выбрали село Чох в Дагестане, очень живописное и красивое место во всех отношениях.

Актеров было решено искать в Махачкале. Режиссер и кастинг-директор съездили в Дагестан, взяли актеров из местных театров. Те быстро нашли общий язык с режиссером. Они все очень хорошие, почти все заслуженные артисты, но есть одна особенность: они театральные, и многие из них никогда не снимались в полном метре. Поэтому нам пришлось взять коуча, который поехал и помогал актерам готовиться к съемкам. Они репетировали целыми сценами. И каждый вечер собирались, разбирали сценарий, говорили о деталях. По итогу все отлично справились с задачей.

В Чохе нет гостиниц, поэтому каждый день у большей части группы был переезд. Но тех, чей переезд сильно сократил бы съемочный день, разместили в самом селе. Их очень гостеприимно принял глава Чоха Салим. На базе его дома строились какие-то декорации, и даже в этом съемочной группе помогали.

Остальная часть группы ночевала на равнине. Жили в небольшой гостинице с местным колоритом, с качественной деревенской пищей. Я тоже там останавливался, когда приезжал, и было прекрасно.

Знак свыше

Анастасия Трофимова, оператор:

— Мне очень повезло, что съемки первой моей картины проходили в невероятно красивом месте. Чох с изобразительной точки зрения — место совершенно выдающееся, и снимать здесь было одно удовольствие. Старые каменные дома, с голубыми деревянными дверями, на фоне необъятных гор. Все это, конечно, сыграло ключевую роль в выборе натуры для фильма.

Съемки проходили достаточно легко. Нам очень помогали местные жители и глава села Чох. С его помощью, например, удалось снять выразительный кадр с включением света в селе. Для этого мы его сначала полностью отключили, а потом включили снова.

Пожалуй, единственной сложностью для нас была погода. В горах она меняется постоянно, а для кино, где одна сцена может сниматься несколько часов, это доставляет массу хлопот.

Когда мы приехали впервые, сначала долго гуляли по всем улочкам, а потом вышли к развалинам старой части села, посмотрели на небо и увидели гало — оптическое явление, когда вокруг солнца появляется дополнительный круг. Тогда мы решили, что это знак — и никуда больше ехать не нужно, снимать будем здесь. Считаю, что мы не прогадали.

Еще на стадии подготовки было решено, что все актеры будут местные. История аутентичная, и главной задачей было найти интересные типажи, фактурные лица, которые идеально бы вписывались в местный колорит. После долгих поисков и проб у нас собрался прекрасный актерский ансамбль.

Амир Магомедов, который играл главного героя — Баху, совсем еще ребенок. Даже для взрослых людей съемки в кино — тяжелая работа, что уж про него говорить. Жара, длинный съемочной день, большой объем текста, множество дублей — все это очень утомительно, настоящий вызов для маленького мальчика. Но он справлялся прекрасно. Всегда слушался, не капризничал. Думаю, что он многому научился у нас на съемках. Кататься на велосипеде, например.

Дагестан произвел на меня, конечно, неизгладимое впечатление. Настолько сильное, что, вернувшись домой после съемок, я спустя месяц поехала туда опять, снимать документальные очерки.

«Это все правда»

Амир Магомедов

Амир Магомедов, исполнитель главной роли:

— Я живу в Махачкале, столице Дагестана. Здесь проходил кастинг, и меня выбрали на эту роль, хотя со мною было много мальчишек, которые тоже пробовались.

Я хожу в театральную студию, где мы танцуем, поем, работаем над речью, учим скороговорки. Еще я занимаюсь танцами, лезгинкой, хожу в музыкальную школу. Мой руководитель в студии Зульфия Хамзатовна рассказала, что будут выбирать актера на главную роль, и посоветовала сходить на кастинг.

Когда начались съемки, трудно было, потом все легче и легче. Я вжился в роль. Иногда тяжело было учить тексты, когда они были большие. Это была моя первая роль, но сейчас уже четыре кинопроекта, где я снимался.

Самым сложным было, когда я снимался в сцене под дождем с вечера до рассвета. Было очень холодно, но я не заболел.

Я понимал, что я главный персонаж, это было трудно, но я справлялся.

То, что я показывал, — это все правда. Наши мальчики в Дагестане смелые и сильные. Они помогают с хозяйством и делают все как настоящие мужчины.

Мне очень понравилось в Чохе во время съемок, и я хотел бы еще туда вернуться. А сейчас очень жду, когда фильм выйдет и все его увидят.

Элиза Бицоева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ