Он любил Гуниб, дружил с Кобзоном и даже в последние дни жизни писал о родном Дагестане. О поэте, аварце и россиянине Расуле Гамзатове по просьбе «Это Кавказ» вспоминают дочери поэта — Патимат и Салихат.
Расул Гамзатов называл основой своего творчества аварскую и русскую поэзию. А Дагестан и Россию двумя матерями — родной и молочной. И даже при том, что поэт всегда писал на аварском языке, его стихи легли в основу многих хитов российской эстрады.
Гамзатов дружил и работал с Александрой Пахмутовой, Оскаром Фельцманом, Алексеем Экимяном, Мурадом Кажлаевым, Раймондом Паулсом, Эдуардом Колмановским, Владимиром Шаинским.
Иосиф Кобзон часто бывал дома у Гамзатова. По воспоминаниям родных Расула, они любили обсуждать новости творческого мира. С Яном Френкелем, который написал музыку к песне «Журавли», они тоже были друзьями. Это любимое произведение дочери поэта, искусствоведа Патимат Гамзатовой.
Стихотворение «Журавли» Гамзатов писал, возвращаясь из Японии в Дагестан. Поэт много думал о трагедии Хиросимы, только что узнал о смерти матери и вспоминал об ушедших из жизни близких людях. Подробно об истории создания произведения Гамзатов рассказал в своей статье «Зов белых журавлей».
По словам Патимат Гамзатовой, в оригинале, на аварском языке, стихотворение называется «Белые журавли». А песню на аварском исполняют и на музыку Френкеля, и на народную мелодию. Оба варианта популярны в Дагестане.
«Много песен на стихи папы на аварском выложены в сети. Это застольные видео, которые можно найти по таким названиям: „Аварская песня 1“, „Аварская песня 2“ и так далее. Это 14 песен, которые исполняет очень хороший певец Магомед Омаров. Он рано ушел из жизни. Папа любил его исполнение, потому что он глубоко чувствовал, ощущал слова, умел их доносить», — рассказала Патимат Гамзатова.
Песни на стихи Гамзатова исполняли Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Валерий Леонтьев, Сергей Захаров и другие поп-звезды. А одно стихотворение стало рок-композицией и попало на первую рок-пластинку «Мелодии».
«Эта песня, „Есть глаза у цветов“, тоже очень глубокая. И она, конечно, связана с идеей смерти, ухода. То, что року очень свойственно. И в то же время здесь идея прощания. Прощальные мотивы как раз поддерживаются в нашей рок-культуре, мне кажется», — считает Патимат Расуловна.
«Журавли», «Исчезли солнечные дни», «Долалай», «Мой бубен» и «Колыбельная» — любимые песни Патимат Гамзатовой на стихи папы.
В 2003 году Расул Гамзатов отпраздновал свое 80-летие. 8 сентября он прилетел в Сочи по приглашению президента России, где в резиденции Бочаров ручей получил орден Андрея Первозванного.
Гамзатов вернулся в Дагестан в тот же день и отпраздновал юбилей в Махачкале. Затем он отправился на малую родину — в село Цада Хунзахского района Дагестана.
«В юбилейные дни в Москве у него был грандиозный концерт в зале „Россия“. И мы пожалели, что не выбрали зал побольше. Потому что очень-очень много людей хотели попасть на концерт и не смогли. Мне рассказывали, что люди стояли на улице, смотрели трансляцию», — вспоминает младшая дочь поэта, директор Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой Салихат Гамзатова.
В те дни в Москве, Махачкале и Цада он пообщался с сотнями старых друзей, знакомых, родственников и поклонников.
«Можно сказать, он попрощался со всеми», — вспоминает Салихат Расуловна.
Здоровье Расула Гамзатова ухудшилось вскоре после юбилея. Поэт лег в больницу. Даже перед уходом, в своем завещании, он говорил о Дагестане:
«Я ничего не забираю туда из этого хорошего, доброго, красивого мира. Поэтому и прошу — берегите свой Дагестан. Храните и возвеличивайте еще больше его славное имя. Дагестан — сама ваша жизнь, ваше достоинство и ваша любовь. Нет, не глупы его адаты — дорожите ими и берегите их. Его приметы и символы не дикие — несите их гордо и сохраняйте во славе. Малочисленны его народы — любите их особенной любовью».
По словам дочерей поэта, любимое место Расула Гамзатова в Дагестане — его малая родина, село Цада Хунзахского района.
«Там дом его отца — Гамзата Цадасы. В нем жила Хузу, вдова брата папы, Магомеда, который погиб во время войны. И папу туда очень тянуло из-за воспоминаний об отце и двух погибших братьях. Дом стал музеем, а Хузу — хранительницей. Она всю жизнь носила траур по мужу. А когда Хузу ушла из жизни, папа написал «Плач по Хузу», — рассказывает Патимат Гамзатова.
Патимат вспоминает, что поэт очень любил и село Гуниб. Для него это было не просто красивое место. Здесь Гамзатов видел важные ассоциации — связь с Шамилем, с его последними днями и пленением. В Гунибе в 1986 году установили первый в Дагестане памятник «Журавли». На его открытие приезжал Ян Френкель.
«Расул Гамзатов учредил в Дагестане „Дни белых журавлей“ в память о погибших в войнах. Мероприятия проводили в республике ежегодно — в августе. Позже „Праздник Белых журавлей“ признали международным. А в Дагестане после смерти папы дни памяти решили перенести на начало сентября, приурочив к его дню рождения. На протяжении нескольких дней устраивают литературные вечера, приезжают писатели. Они обязательно отправляются в Гуниб к этому памятнику», — вспоминает Салихат Гамзатова.
Совсем скоро поклонники творчества Расула Гамзатова смогут узнать новое о жизни и творчестве любимого поэта: Салихат готовит к публикации воспоминания об отце.
«Выходили книги, в которых люди вспоминали папу. Я читала их, и какие-то истории тоже вспоминала. И как-то так набрался материал. Эти воспоминания я пишу сейчас в расширенном варианте», — поделилась Салихат Гамзатова.