Культура
Стремящиеся к фолку
5 сентября, 2016
1057
Чеченские собиратели фолка не бродят по горным селам в поисках старинных мелодий. Они играют на флейте и гитаре, увлекаются эзотерикой и собираются в путешествие автостопом

«Собиратели фолка» — это дуэт из Чечни — Зелимхан и Хава Мусаевы. Музыканты регулярно выступают в родном Грозном, а еще в Нальчике, где с ними и поговорила впечатленная чеченским инди корреспондент портала «Это Кавказ».

Фолк — это что-то первобытное

— Расскажите об истории создания коллектива. Откуда такое название?

Хава: Два года назад в Грозном мы с Зелимом и нашей общей подругой поэтессой Марьям Хадысовой решили начать играть вместе — на почве любви к музыкальному сочинительству и сходства вкусов. Как-то само собой все складывалось. Тексты накладывались на мелодии и обрастали вокализами. Но вскоре Марьям уехала лечиться в Самару, и мы с Зелимом остались в группе вдвоем. Видимо, некое душевное родство помогло становлению гармоничного тандема. Тогда же мы с Зелимом стали встречаться. А название пришло к нам спустя какое-то время. До этого мы называли себя просто — «Зелимхан и Хава».

В названии «Собиратели фолка» нам очень нравится отсылка к фолку как к чему-то этничному и даже первобытному, тому, что роднит нас с природой, от которой мы сегодня все дальше. А с другой стороны, мы интерпретируем слово «фолк» как вариант слова «действительность». Получается, что мы собиратели действительности. Не то чтобы это на самом деле так, но что-то в этом есть. А вообще, нам очень нравится это словосочетание.

— Насколько такое специфичное название влияет на репертуар?

Зелим: Служит напоминанием о будущих целях.

Хава: Одна из них, например, приблизиться к фолку в прямом смысле слова, к этнике. Хотя, в принципе, на репертуар название влияет разве что как напоминание об этом самом фолке.

— Как бы вы определили стиль, в котором играете?

Зелим: Сейчас это инди. Но в будущем хотелось бы прийти к инди-фолку.

Хава: Да, пожалуй, словом «инди» можно наиболее емко охарактеризовать наш стиль. А еще у нас в песнях много отклонений в другие импонирующие нам стили: фолк, этнику, блюз, рок-н-ролл… И инди все эти приставки терпит.

— Есть ли четкое разделение, кто пишет слова, а кто — музыку?

Зелим: Всю музыку пишу я. А большую часть текстов — Хава. Хотя есть несколько песен, полностью написанных мной. Это «На пиках гор», «Сестра», «Чай».

Хава: Все было изначально оговорено. Тогда, еще вместе с Марьям, мы решили, что используем мелодии Зелима, у него их множество, а с текстами будем решать вместе.

Как правило, сначала на репетиции сочиняется вокальная линия. Она записывается на диктофон. Потом я прослушиваю ее и пытаюсь подобрать слова, которые придадут конкретность и завершенность музыкальным переживаниям.

«Заработать на выступлениях нереально»

— Обычно одна из проблем молодых музыкальных коллективов — поиск репетиционной базы. Как у вас с этим?

Зелим: До свадьбы мы репетировали в запасных помещениях антикафе Центра современного искусства в Грозном, после свадьбы стали репетировать дома. Но это касается акустических репетиций. Иногда мы выступаем в электричестве с группой «Седа», в ней играет Хава, тогда репетируем на базе филармонии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Чеченский почтальон
Она не боится встретить медведя в лесу и не устает, прошагав 10 километров по горам. Одна печаль — слишком быстро стираются каблуки

— Как часто выступаете дома и за его пределами?

Зелим: В Грозном минимум раз в месяц. Обычно это акустические концерты в антикафе. Еще поем на разных площадках, включая субботние выступления на центральном проспекте, квартирники, выступления в школах.

За пределами Чечни пели пока только в Северной Осетии и в Нальчике. Кстати, в Кабардино-Балкарии были уже пять раз за полтора года.

Хава: С выступлениями в Нальчике нам очень помогают творческие друзья.

— Вы выступали и во Владикавказе? Какие впечатления?

Хава: Да, в небезызвестном «Портале», это такое арт-пространство, где собирается творческая молодежь. Приняли нас прекрасно, хотя мы там никого не знали. Между песнями общались со зрителями, отвечали на вопросы, оправдывались по поводу названия, импровизировали с битбоксером из зала. После выступления Альберт Тогоев, один из организаторов «Портала», устроил для нас экскурсию по нему.

— Получается ли зарабатывать выступлениями?

Хава: Вообще, идеально было бы жить творчеством, дарить тепло во время выступлений бесплатно. Но, к сожалению, мы вынуждены что-то брать со слушателей. Будь то фиксированная цена за вход, как, например, в грозненском антикафе, либо box donation на выездных концертах, когда зрители жертвуют сколько хотят и если хотят. В антикафе мы берем плату, потому что необходимо платить за времяпрепровождение в нем, а на выездах цель — хотя бы окупить дорогу. Что-то заработать на выступлениях нереально: аудитория у нас все же не очень большая, да и площадки небольшие — преимущественно акустическое звучание ограничивает.

— Есть ли у вас студийные записи и планы на клипы, альбомы?

Зелим: Студийных записей, выложенных в сеть, у нас пять: «Дом», «Сестра», «На пиках гор», «Чай», «В уютной тьме». Скоро выложим альбом. А вообще, материала у нас накопилось уже на два альбома. Есть множество заготовок, из которых могут родиться песни. Еще есть идея для клипа к песне «Дом». Воплотить ее нам поможет креативный фотограф и оператор Заур Цугаев, организатор фотоклуба Lamberd в Грозном.

Эзотерика и специальное фортепиано

— Чем вы занимаетесь помимо «Собирателей фолка»?

Зелим: Я работаю корреспондентом в газете «Молодежная Смена». Интересуюсь эзотерикой, восточной философией, походами и путешествиями. Планируем с Хавой в ближайшее время попутешествовать автостопом.

Хава: А я — музыкант. Окончила музыкальную школу и колледж искусств по классу фортепиано. Играю в экспериментальном фолк-рок ансамбле «Седа» при грозненской филармонии, преподаю предмет «специальное фортепиано» в музыкальной школе и даю частные уроки игры на клавишных.

Как и Зелим, увлекаюсь восточной философией и эзотерикой, путешествиями. И да, конечно, мы попробуем попутешествовать автостопом!

— Почему именно автостоп?

Хава: Ну, автостоп — это экстремально. Это значит довериться пути, приключениям и людям, встречающимся в дороге. Позволить пути как бы вырастать у тебя под ногами. Этот тот путь, по которому тебя поведет чудесное. Или ужасное. А еще это бюджетно, да.

— Далеко хотите заехать?

Хава: Опытные стопщики советуют сначала съездить в Крым, а потом уже дальше. Мы не знаем, насколько далеко. Сначала по России, а потом за границу. Посмотрим.

Видео: Василий Заруба

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Город
23534
Кисловодский Курзал: призраки дома с историей
На этой сцене выступали звезды трех веков российской культуры, а в седьмом ряду сидела царская семья. Здесь едва не украли скрипку Гварнери, рояль не играет без заклинания и даже кот зовется Шубертом
Мечты сбываются. 7 мест, где можно загадывать желания на Северном Кавказе
От «Мать-горы» до носа Кисы: куда отправиться, чтобы просить счастья, денег или любви — советы гидов
Репетиции на крыше, выступления под обстрелом и гастроли на телегах. Самые интересные эпизоды истории грозненского ТЮЗа
Непростая судьба одного из старейших театров Чечни, в которой были драматичные взлеты и падения
Истории туристок, которые в одиночку отправились в Дагестан
Истории девушек, которые в одиночку поехали на Кавказ
«Кавказ помог мне, я хочу отплатить тем же». Дима Билан — о родной Кабардино-Балкарии, умении прощать и тяге к корням
В эксклюзивном интервью порталу «Это Кавказ» артист признался в любви к Эльбрусу и рассказал о юности на Кавказе
Ушкалойские башни-близнецы: в чем их загадка и как до них добраться
Представить себе Чечню без башен невозможно: их здесь очень много. Но, пожалуй, самые известные — Ушкалойские башни-близнецы, спрятанные в Аргунском ущелье на древней транскавказской дороге
Полная версия