«Собиратели фолка» — это дуэт из Чечни — Зелимхан и Хава Мусаевы. Музыканты регулярно выступают в родном Грозном, а еще в Нальчике, где с ними и поговорила впечатленная чеченским инди корреспондент портала «Это Кавказ».
— Расскажите об истории создания коллектива. Откуда такое название?
Хава: Два года назад в Грозном мы с Зелимом и нашей общей подругой поэтессой Марьям Хадысовой решили начать играть вместе — на почве любви к музыкальному сочинительству и сходства вкусов. Как-то само собой все складывалось. Тексты накладывались на мелодии и обрастали вокализами. Но вскоре Марьям уехала лечиться в Самару, и мы с Зелимом остались в группе вдвоем. Видимо, некое душевное родство помогло становлению гармоничного тандема. Тогда же мы с Зелимом стали встречаться. А название пришло к нам спустя какое-то время. До этого мы называли себя просто — «Зелимхан и Хава».
В названии «Собиратели фолка» нам очень нравится отсылка к фолку как к чему-то этничному и даже первобытному, тому, что роднит нас с природой, от которой мы сегодня все дальше. А с другой стороны, мы интерпретируем слово «фолк» как вариант слова «действительность». Получается, что мы собиратели действительности. Не то чтобы это на самом деле так, но что-то в этом есть. А вообще, нам очень нравится это словосочетание.
— Насколько такое специфичное название влияет на репертуар?
Зелим: Служит напоминанием о будущих целях.
Хава: Одна из них, например, приблизиться к фолку в прямом смысле слова, к этнике. Хотя, в принципе, на репертуар название влияет разве что как напоминание об этом самом фолке.
— Как бы вы определили стиль, в котором играете?
Зелим: Сейчас это инди. Но в будущем хотелось бы прийти к инди-фолку.
Хава: Да, пожалуй, словом «инди» можно наиболее емко охарактеризовать наш стиль. А еще у нас в песнях много отклонений в другие импонирующие нам стили: фолк, этнику, блюз, рок-н-ролл… И инди все эти приставки терпит.
— Есть ли четкое разделение, кто пишет слова, а кто — музыку?
Зелим: Всю музыку пишу я. А большую часть текстов — Хава. Хотя есть несколько песен, полностью написанных мной. Это «На пиках гор», «Сестра», «Чай».
Хава: Все было изначально оговорено. Тогда, еще вместе с Марьям, мы решили, что используем мелодии Зелима, у него их множество, а с текстами будем решать вместе.
Как правило, сначала на репетиции сочиняется вокальная линия. Она записывается на диктофон. Потом я прослушиваю ее и пытаюсь подобрать слова, которые придадут конкретность и завершенность музыкальным переживаниям.
— Обычно одна из проблем молодых музыкальных коллективов — поиск репетиционной базы. Как у вас с этим?
Зелим: До свадьбы мы репетировали в запасных помещениях антикафе Центра современного искусства в Грозном, после свадьбы стали репетировать дома. Но это касается акустических репетиций. Иногда мы выступаем в электричестве с группой «Седа», в ней играет Хава, тогда репетируем на базе филармонии.
— Как часто выступаете дома и за его пределами?
Зелим: В Грозном минимум раз в месяц. Обычно это акустические концерты в антикафе. Еще поем на разных площадках, включая субботние выступления на центральном проспекте, квартирники, выступления в школах.
За пределами Чечни пели пока только в Северной Осетии и в Нальчике. Кстати, в Кабардино-Балкарии были уже пять раз за полтора года.
Хава: С выступлениями в Нальчике нам очень помогают творческие друзья.
— Вы выступали и во Владикавказе? Какие впечатления?
Хава: Да, в небезызвестном «Портале», это такое арт-пространство, где собирается творческая молодежь. Приняли нас прекрасно, хотя мы там никого не знали. Между песнями общались со зрителями, отвечали на вопросы, оправдывались по поводу названия, импровизировали с битбоксером из зала. После выступления Альберт Тогоев, один из организаторов «Портала», устроил для нас экскурсию по нему.
— Получается ли зарабатывать выступлениями?
Хава: Вообще, идеально было бы жить творчеством, дарить тепло во время выступлений бесплатно. Но, к сожалению, мы вынуждены что-то брать со слушателей. Будь то фиксированная цена за вход, как, например, в грозненском антикафе, либо box donation на выездных концертах, когда зрители жертвуют сколько хотят и если хотят. В антикафе мы берем плату, потому что необходимо платить за времяпрепровождение в нем, а на выездах цель — хотя бы окупить дорогу. Что-то заработать на выступлениях нереально: аудитория у нас все же не очень большая, да и площадки небольшие — преимущественно акустическое звучание ограничивает.
— Есть ли у вас студийные записи и планы на клипы, альбомы?
Зелим: Студийных записей, выложенных в сеть, у нас пять: «Дом», «Сестра», «На пиках гор», «Чай», «В уютной тьме». Скоро выложим альбом. А вообще, материала у нас накопилось уже на два альбома. Есть множество заготовок, из которых могут родиться песни. Еще есть идея для клипа к песне «Дом». Воплотить ее нам поможет креативный фотограф и оператор Заур Цугаев, организатор фотоклуба Lamberd в Грозном.
— Чем вы занимаетесь помимо «Собирателей фолка»?
Зелим: Я работаю корреспондентом в газете «Молодежная Смена». Интересуюсь эзотерикой, восточной философией, походами и путешествиями. Планируем с Хавой в ближайшее время попутешествовать автостопом.
Хава: А я — музыкант. Окончила музыкальную школу и колледж искусств по классу фортепиано. Играю в экспериментальном фолк-рок ансамбле «Седа» при грозненской филармонии, преподаю предмет «специальное фортепиано» в музыкальной школе и даю частные уроки игры на клавишных.
Как и Зелим, увлекаюсь восточной философией и эзотерикой, путешествиями. И да, конечно, мы попробуем попутешествовать автостопом!
— Почему именно автостоп?
Хава: Ну, автостоп — это экстремально. Это значит довериться пути, приключениям и людям, встречающимся в дороге. Позволить пути как бы вырастать у тебя под ногами. Этот тот путь, по которому тебя поведет чудесное. Или ужасное. А еще это бюджетно, да.
— Далеко хотите заехать?
Хава: Опытные стопщики советуют сначала съездить в Крым, а потом уже дальше. Мы не знаем, насколько далеко. Сначала по России, а потом за границу. Посмотрим.
Видео: Василий Заруба