Порог своего, хотя и арендованного, бокса жительница Владикавказа 24-летняя Луиза Боциева впервые переступила в марте 2022 года. Кроме станков и подъемника, здесь не было ничего. На обустройство ушло около месяца.
— Если кто-то думает, что в шиномонтажке можно заработать миллионы, то ошибается, — с улыбкой подмечает Луиза. — По большей части это сезонная работа: две недели сумасшествия зимой, чуть больше — весной, и все. Пока выхожу в ноль.
За аренду бокса Луиза отдает половину выручки. На оставшиеся деньги приобретает инструменты и расходники. Недавно купила цветные головки. В отличие от стальных, у них пластиковая защита, поэтому они не царапают диск. Следующий в списке желания — новый домкрат. К нему у мастера особые требования: грузоподъемность три-четыре тонны, хорошая высота подъема и низкая высота подхвата.
— Домкрат уже присмотрела. Он составит компанию подъемнику и домкрату, который одолжил товарищ. Если в день буду переобувать по пять-семь машин, за две недели смогу собрать деньги на новый домкрат, — делится планами Луиза.
Прикидывая, что опять нужно заказать, девушка перебирает балансировочные грузики. Упаковки свинцовых за тысячу рублей хватает на пару дней: в среднем на машину уходит 200 граммов, но бывает, когда на одно колесо требуется 150. Сегодня, по словам мастера, силовая неоднородность шин скорее норма, чем отклонение.
— Клиент как-то подметил: в одно место больше резины запихали, в другое — меньше. С этим ничего не поделаешь. К сожалению, резина подорожала, а качество упало. Кроме грузиков улетают и вентили — всегда меняю их при съеме колеса, не жду, пока выйдут из строя. Когда только начинала, не могла позволить себе покупать их упаковками, брала поштучно, — делится девушка, указывая на клапан, через который накачивается колесо.
Пока девушка только нарабатывает клиентуру. Процесс долгий. В городе с сотней шиномонтажек раскручиваться сложно: у автотехцентра закрытая территория, случайных клиентов нет, а посетители центра о точке только узнали. Первые месяцы Луиза буквально сидела в боксе и читала книги. Клиенты стали появляться летом и почти все вернулись, когда пришло время менять резину.
— У меня выдались две насыщенные недели. Хорошо поработала, даже присесть не успевала. Было круто. Сейчас — тишина, но это нормально. Я переживу этот сложный финансовый период, наработаю клиентуру и буду круглогодично принимать по записи, — рассказывает мастер.
Даже в сезон Луиза не записывала больше семи машин в день. О работе в проходимом месте с живой очередью вспоминает как о страшном сне.
— Доходило до того, что, снимая очередное колесо, я садилась на корточки и понимала: не могу встать, — вспоминает девушка. — В такие дни мы зарабатывали по пять тысяч рублей. Неплохо, бесспорно, но я настолько уставала, что, ложась спать, не могла найти положение, в котором бы не болела спина. В конце дня смотрела на заработанные деньги и задавалась вопросом: столько стоит мое здоровье?!
В шиномонтаж девушку привела не сложная жизненная ситуация или нужда, а желание попробовать себя в этом деле. Закончив на «отлично» школу, Луиза поступила на бюджет в петербургский мединститут. Но ни большой город, ни учеба в хорошем вузе, ни престиж будущей профессии радости не приносили. От отчаяния спасала культурная жизнь: театры, выставки, концерты.
— Скучаю по Питеру, но жить там бы не хотела. Не мое. Погулять, сходить на балет, увидеться с подругой — да, но не жить. Не жалею, что бросила мед. Я нашла дело по душе. Мне нравится то, чем занимаюсь, да и получается неплохо, — признается Луиза.
О работе в шиномонтаже тогда еще студентка задумалась, когда в Петербурге проходила мимо автотехцентра. Дома на каникулах знакомый семьи предложил попробовать себя в этом деле — работа увлекла сразу, но бросить учебу Луиза решилась только через год. Основы автодела осваивала несколько лет. Сейчас, когда научилась работать руками, подтягивает теорию. Говорит: нужно не только знать, куда бить кувалдой, но и для чего.
Мама выбор дочки поддержала, хотя сначала решила, что это скорее блажь, чем дело жизни. Луиза была готова к непониманию, неприятию окружающих: все же в Северной Осетии встретить девушку-мастера в автосервисе — редкость.
— Конечно, есть такие, кто уезжает, узнав, что менять колеса будет девушка. Редко, но такие случаи были. В основном же клиенты делятся на три категории: кто поддерживает и желает удачи, кто не одобряет и подмечает, что это «не женское дело» и «тебе еще рожать», и те, кто не обращает внимания на то, что девушка меняет колеса. Последние — мои любимые, — подытоживает Луиза.