— "Химия? Ой, нет! Терпеть не могла химию в школе!" — такое я слышу почти от каждого, кто узнает, что я химик и преподаю, — говорит Ханум Сирхаева из Дагестана.
Только манера подачи материала у нее совсем не школьная, по крайней мере так считают сотни ее учеников. А вместо класса с партами — камера смартфона.
— У меня двоюродные дядя и дедушка с папиной линии тоже были химиками. С седьмого класса дядя Зухраб давал читать свои тетради, легкие книжки. Он объяснял все зажигательно и с драйвом. Например, говорил, что фтор жадный, как собака, он всегда хочет электрон. Как он все это изображал, надо было просто видеть! — смеется Ханум.
Она росла в небольшом селе в горном Ахтынском районе республики — пожалуй, обычное для того времени сельское детство.
— Я была старшим ребенком в семье. Особо тяжелое для нас время — девяностые. Мы маленькие помогали родителям в поле. Сажали и убирали капусту. Бывало, выбрасывали ее тоннами, поскольку реализовать не могли. Но другой работы в селе не было. Я видела этот адский труд родителей и у меня появилось твердое убеждение, что я не хочу так жить. Я не могу так жить. Это не мое, — вспоминает Ханум.
Выходом в «другой мир» стали книги. Правда, начала читать Ханум не только из-за любознательности. Девочка считала себя некрасивой и решила, что будет умной. Сейчас она рассказывает об этом спокойно и откровенно — как и обо всех сложностях.
— Я очень много читала в детстве. Укладывая спать маленького братика, я качала его и брала книгу. Иногда сбегала от родных в сад, там залезала на ореховое дерево и тоже читала. Меня, бывало, наказывали. Но эти моменты я уже отпустила и оставила в прошлом.
Когда Ханум решила поступать на химика, возражений из-за выбора не очень-то популярной специальности в семье Сирхаевых не было, хотя престижными считались профессии юриста, экономиста и медика. Мама поначалу все же хотела видеть девочку врачом, но панический страх крови у Ханум выбор предопределил.
— Папа сказал, что я сама отвечаю за свое решение. Не хотел упреков с моей стороны, мол, это вы меня заставили. Сейчас я ни о чем не жалею. Я люблю то, что изучаю.
— Репетиторство в моей жизни было с 3 курса университета. У школьников были хорошие результаты. И заработало сарафанное радио, — рассказывает Ханум.
Однако в 2015 году девушка вышла замуж и уехала в южный Сулейман-Стальский район. Нашла работу химика-аналитика на местном заводе минеральной воды. Но это занятие было ей не по душе. И здесь на помощь пришел онлайн. Тогда это не казалось очевидным решением. Но, оставив лабораторию, Ханум решила погрузиться в виртуальный мир.
— Свекровь меня очень поддержала. Когда я готовила видео, сидела уже с двумя детьми. Человека формирует общество, в котором он оказался. В данном случае я оказалась в нужном месте в нужное время.
Поверить в себя и понять, что все возможно, невзирая на место жительства и обстоятельства, помогла и психолог. С психологией Ханум познакомилась еще во время учебы: в Махачкале в доме дяди была большая библиотека. Позже обратилась к специалисту — опять помог онлайн.
— В Дагестане, наверное, думают, что к психологам ходят только больные, — смеется Ханум. — Мои родители не знали, они консервативных взглядов. А вот мужа родня меня понимала и поддерживала. Я считаю так: если бы не детские травмы, я не стала бы тем, кем являюсь. Моя психолог мне интересный вопрос задала: «Если закопать картошку в золоте, что там вырастет? Ничего. Ее надо сажать в землю с навозом. И только тогда она будет крупной и вкусной».
Параллельно девушка активно развивала Instagram — в ход шли формулы, задания и решения задач.
— Первая моя ученица, которая пришла из Instagram, была из Сургута. До сих пор она поддерживает со мной связь. Ей тогда нужно было сдать вступительные экзамены в мединститут. Занималась я с ней по скайпу. Не могла в то время показывать свой экран, не было двойной камеры. Я все писала на листочках и демонстрировала, как карточки. Домашние задания скидывала в мессенджер. В итоге она поступила, а я осталась довольной.
Сейчас у Ханум почти 12 тысяч подписчиков, авторские курсы по химии и своя онлайн-школа. Ко всему этому она шла, продолжая жить в селе. Только год назад семья переехала в город Каспийск.
— У меня вообще вся компания в режиме онлайн. У меня на курсах шесть кураторов. Они со мной учились на химфаке. А вот преподаватели в школе из разных городов. С ними знакомство — заочное. Менеджер — из республики Коми. А из Уфы психолог курса, который помогает справляться деткам с тревожным состоянием.
Спросом у онлайн-аудитории пользуются все три проекта Ханум — это курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, а также курс для преподавателей. Сейчас на обучении — 120 учеников. Занятия проходят на образовательной онлайн-площадке, где они могут посмотреть и пересмотреть презентацию, сделать домашнее задание. Курс «Личный бренд преподавателей» в прошлом году выпустил около 20 человек. Этот проект, рассказывает Ханум, был создан по одной простой причине — чтобы не воровали ее авторский контент. Часто учителя записывались на курсы под видом учеников. А не так давно Ханум презентовала еще одно свое детище — онлайн-школу. Ее преподаватель открыла для тех, кто настаивал на занятиях тет-а-тет.
— Все дети будут заниматься с преподавателями школы по моим материалам, под моим руководством. Для меня очень важно, как учитель преподносит материал. Если он это делает сухо, инфантильно, значит, он не в моей команде.
Системе образования приходится активно конкурировать за внимание ребенка с социальными сетями, считает девушка. И классически поданный материал явно проигрывает контенту киберпространства.
— Я понимаю, что могу детям объяснить то, что в школе, возможно, дать не могут. Преподавателей я не осуждаю. У них отчеты, постоянная писанина, низкая зарплата. Если это все сложить, я бы сказала, что у учителей в школе нет возможности креативно преподносить предмет, — объясняет Ханум.
Уроки она старается записывать, учитывая современные тренды: мемы, смешные картинки и сверхпопулярные песни. Свой метод она называет методом ассоциаций.
— Химию я вижу везде, она вокруг нас, так что придумывать, как «приземлить» информацию, мне специально не нужно. Какие-то химические реакции превращаю в шутку, а она хорошо запоминается детьми. Говорю, например, что кислотные свойства — это девочки, а азотные — мальчики. Привожу цветовые ассоциации по изменению окраски индикатора. Девочки какие цвета любят? Лакмус становится красным, метил — розовым, а вот фенолфталеин будет бесцветным.
Формулировки в рабочей тетради максимально лаконичные. К каждой теме — своя картинка.
— Вот тут я изомеры изобразила близнецами. Поскольку состав у них одинаковый, а характер — разный, как у близнецов. Ведь даже у однояйцевых при одинаковом ДНК бывает, что один — общительный, а другой — замкнутый.
Помимо Instagram девушка решила выйти в Tik-Tok. В «химических» сценках появился сын Асхад. В постановках мамы он в роли электрона, которого Ханум то обнимает, то отправляет погулять — в зависимости от реакции. Дочка Севиль на такую «алхимию» в семье пока реагирует без энтузиазма. Девочку забавляют лишь опыты, в которых вещества окрашиваются в яркие цвета.
— Мне в радость работать с детьми и для детей, — объясняет химик. — Так я сама ловлю состояние дзен. Знаете, как благородные газы, у которых по восемь электронов и кому больше никто не нужен.