Бизнес по изготовлению кожаных изделий Илья Стукалов начал со старого плаща и обычной вилки. Сначала шил галантерею для друзей, затем посыпались заказы со всей России, но коронавирус принес финансовые проблемы. Илье, чтобы сохранить бизнес и расширить его, пришлось буквально лезть из кожи вон.
Выпускник сельхозуниверситета Илья Стукалов должен был чинить тракторы и комбайны, но работал обычным автомехаником и водителем. Все изменил видеоурок по изготовлению кожаных изделий. Десятки тысяч рублей для освоения мастерства тратить не пришлось: материалы и инструменты Илья нашел дома.
— Жертвой нового хобби пал мамин потертый плащ из кожи, — вспоминает Илья. — Забрал из кухни вилку, заточил, и она стала моим первым пробойником — инструментом для создания отверстий под шов.
Так у супруги Ильи появился кожаный браслет, а у самого мастера — ремень. Следом работы Стукалова оценили друзья и родственники: кошелки, ремни, конверты для карт получались все лучше. Хобби стало приносить деньги.
— За первые заказы брал предоплату: просто не было средств на кожу. Получал деньги, покупал материал, шил. Это было долго. Понимал: нужно сократить время между заказом и готовым изделием, а для этого требуется запас кожи.
Поток заказов рос, и Илья уже не успевал совмещать хобби с работой. Около двух лет назад мастер бросил ее и сосредоточился на ремесле.
Дела шли в гору до пандемии. Но во время нее подорожала кожа, упали продажи, а накопления Илья потратил на лечение близких.
— У меня в линейке было всего пять позиций, нужны были деньги на расширение ассортимента, на кожу, инструменты, фурнитуру. Без этого не мог развиваться, чтобы удовлетворить спрос.
Кредит мастеру не дали. Илья был на грани нервного срыва. Казалось, бизнес провалился, и, чтобы прокормить семью, нужно вновь устраиваться на работу.
— Отчаявшись, я записал видео для соцсетей и рассказал о сложном финансовом положении. Одна из клиенток подсказала, что можно воспользоваться соцконтрактом от государства.
Главное требование — быть малоимущим и иметь бизнес-идею. Илья собрал документы и через несколько месяцев получил 300 тысяч рублей на кожу, фурнитуру и лазерный станок для гравировки. Госсубсидия помогла сохранить бизнес и вновь увеличить число заказов. Сейчас мастер трудится без выходных — план расписан на несколько недель.
Будущее изделие рождается на бумаге. Затем Илья размечает детали на коже и раскраивает. Для шва делает отверстия пробойником и берется за нить с иглой — швейной машинкой не пользуется.
— Кожа — сложный материал, не прощает ошибок. Ты не перешьешь ее, в отличие от ткани, незаметно не соединишь порванные куски в один.
Кожу коровы, быка, буйвола ремесленник покупает в онлайн-магазинах. На сырье не экономит: из дорогого изделия качественнее, с ним легче работать. Дешевая кожа стоит от 16 рублей за дециметр, Илья предпочитает итальянскую, турецкую и белорусскую за 96 рублей.
— Свои изделия в шутку сравниваю с Lamborghini, где на каждую деталь мастер ставит оттиск. У меня не конвейер. К каждому элементу подхожу дотошно: шов, конструкция — все довожу до идеала.
Не всегда Илья доволен лишь цветом. Говорит, заказчики консервативны, спрос на черную и коричневую кожу. В наличии же два десятка цветов — от красного, желтого до фиолетового, голубого.
— Хочется, чтобы люди носили с собой немного радости. Когда человек использует все темное, потенциально настраивается на негатив. Почему не заказать желтый кошелек? Достаешь из кармана, и сразу улыбка на лице.
Мастеру заказывают брелоки, визитницы, ключницы, кошельки, обложки на документы, ремни, сумки, фляги и кружки. Илья называет себя главным критиком своих изделий.
— Уйду в минус, буду переделывать, но отдам лишь то, что понравится и мне, и заказчику. Хочу, чтобы люди могли позволить себе кожаные изделия и чтобы служили они десятки лет. Мои кошельки можно будет даже передавать по наследству, — говорит с улыбкой Илья.
Кожа перестала быть роскошью, считает мастер. Классический мужской ремень Ильи можно купить за 3 000 рублей, кошелек — от 2 200 рублей, зажим для купюр с гравировкой — за 600 рублей.
— При зарплате в 15 тысяч можно купить кожгалантерею. Тут вопрос к самому человеку: готов ли он один раз потратить чуть больше на натуральную кожу или каждый год покупать изделие из дерматина.
Заказы мастеру поступают со всей России, из стран СНГ, Турции, но себя Илья иронично называет «плохим коммерсантом».
— У меня бывает много отходов от кожи, которые я не включаю в итоговую цену. Один крупный предприниматель, узнав об этом, назвал меня глупцом.
Для развития бизнеса нужно увеличивать ассортимент и объем производства — Илья планирует нанять помощника, самому справляться уже тяжело. В будущем мечтает расшириться и до крупного бренда.