Мое дело
Камни Ахсара
6 декабря, 2021
394
У жителя Владикавказа есть необычная страсть — камни. Они стали для Ахсара Калагова и профессией, и хобби, и лекарством

— Их надо чувствовать — это живая материя с характером. Если будешь относиться как к сырью, то при работе сразу треснут, поверь — так Ахсар Калагов рассказывает о камнях.

Наверное, с полным правом можно сказать, что они стали частью его жизни.

Детство Ахсар провел высоко в горах — в Трусовском ущелье.

— Ровесники купались в реке, а я вдоль нее камни искал. Вернее, даже не искал, не прилагал усилий, я уже издалека видел нужный, — говорит он.

В камнях он видел фигуры зверей, природные явления и даже лица людей. Камни заменяли ему игрушки, становились утешением и развлечением. Уже тогда Ахсар собрал коллекцию драгоценных и полудрагоценных камней причудливых форм и цветов. Позже он получил образование горного инженера, три года участвовал в реставрационных работах в Исаакиевском соборе.

Сегодня Ахсар Калагов — один из самых известных и востребованных каменщиков в Северной Осетии, за помощью к нему обращаются и из соседних регионов. Из огромных глыб он высекает произведения искусства. Работает не как ремесленник, а как художник: не всегда соглашается с идеей заказчика. Уже в процессе поиска подходящего камня меняется первоначальный замысел, потому что камень сам «подсказывает», для какой формы он предназначен. Так из камня рождаются фигуры из нартского эпоса, могучие быки, памятники и нежные цветы.

Но самая большая гордость автора — коллекция картин и собранных по всему миру камней. Они хранятся в доме Асхара, и жители Северной Осетии посещают его как музей. В дом Калаговых приходят и ученые вместе со студентами — здесь «оживают» картинки из учебников.

Камни можно не только увидеть, но и взять в руки, рассмотреть под увеличительным стеклом, а Ахсар с удовольствием расскажет о том, как отыскал каждый камень и какими лечебными свойствами тот обладает. Каменщик верит, что минералы способны оздоравливать организм.

—  Целая наука об этом есть в нетрадиционной медицине — литотерапия, — рассказывает коллекционер. — Может, для кого-то эффект плацебо срабатывает, но глубинное изучение свойств камней не оставляет сомнений в том, что они способны исцелять, укреплять иммунитет.

Так, нефрит помог ему избавиться от сильного недомогания, считает мастер.

Свою коллекцию камней Ахсар создавал в течение последних пятнадцати лет. В основном сам собирал камни вдоль рек в ущельях Северной Осетии. Есть в его коллекции и древние аммониты и наутилусы — окаменевшие свидетели того, что Кавказ когда-то был под водой.

— Этот аммонит с уникальным рисунком, — показывает Ахсар окаменелость под увеличительным стеклом. — Его пока не смогли повторить художники. Недавно камень забирала художница местная, пыталась, но не получилось и у нее воссоздать природное чудо.

Помогали пополнять коллекцию и знакомые, которые знают о страстном увлечении Ахсара. Камни со всех уголков мира собраны в маленьком дворе дома во Владикавказе. Сюда приходят не только полюбоваться природными чудесами, но и за знаниями. К Ахсару обращаются с просьбой научить их обработке камня. Однако, говорит мастер, задерживаются желающие ненадолго. Одно дело — научиться технике, другое — чувствовать камень, тогда увлечение и становится любимым делом.

— Когда я работаю с камнем, время будто замирает. Могу не вспоминать про еду, сон. Это полное погружение во взаимодействие с энергией камня. Он сам будто начинает подсказывать, что с ним делать. Трудоемкий и в то же время интереснейший процесс с годами становится лишь увлекательнее, — делится Ахсар.

Сейчас по состоянию «полного погружения» он скучает больше всего. В последнее время Ахсар работает над заказами, которые нужно завершить до наступления холодов. Это арт-объекты в строящемся жилом комплексе. Параллельно с творчеством он выполняет и строительную часть работ, взялся за это добровольно. Плиточники, работающие на объекте, по его мнению, делали это недобросовестно.

— Это же для людей все делается, верно? Чтобы им было удобно по этой плитке ходить, нравилось на объекты возле дома смотреть. Значит, надо это сделать основательно, на долгие годы. Не люблю халтурщиков в жизни, в работе с камнем — тем более, — говорит он.

Еще одно увлечение каменщика — картины. Их мастер создает из мелкой каменной крошки. В геометрических формах оживают герои из сказаний о нартах — с эпосом Ахсар познакомился еще в раннем детстве. Национальный стиль прослеживается и в других каменных изделиях мастера.

Автора часто просят представить его произведения на выставках. После них большую часть работ мастера разбирают посетители. Ахсар дарит изделия без сожалений. Говорит, что раз человек заинтересовался, значит, для него он и нашел, и обрабатывал камень.

Экспонаты в доме мастера тоже нередко становятся сувенирами для гостей. Но с такой же периодичностью коллекция пополняется вновь: Ахсар дарит понравившиеся камни людям, а люди приносят уникальные находки ему.

— У меня все есть в жизни, — считает каменщик. — Я могу видеть красоту. Это и есть счастье. Поэтому я никогда не тревожу Бога своими просьбами. А все испытания — это лишь возможность укрепить свой дух, стать сильным и стойким. Как камень… Но остаться при этом с любящим сердцем.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Три часа Николая II во Владикавказе
Последний российский император бывал в столице Северной Осетии дважды. Второй визит даже упомянут в монаршем дневнике. Мы проследили за маршрутом Романова
Инвестиции, туристический налог, подготовка гидов и целевые места в вузах
О том, как Северная Осетия развивает индустрию гостеприимства, в интервью «Это Кавказ» рассказал министр экономического развития субъекта Марат Сокаев
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
«Медовые» цели пчеловода из Чечни
Основатель сети «медовых» магазинов Магомед Камаев знал, что хочет заниматься пчеловодством с самого детства. Найти призвание помог дедушка, который часто брал с собой внука на пасеку
Сталь, высота и скорость. Истории трех кавказских женщин, которые живут без оглядки на правила
Каждая из них выбрала путь, где нужна не только физическая, но и внутренняя сила, — и доказала, что хрупкость и решимость могут идти рядом
Полная версия