Раньше мужчинам было некогда бриться: они воевали, поэтому борода до сих пор — это символ мужественности, только теперь она должна быть вымыта специальным шампунем и сдобрена маслом.
О том, почему женщинам не место в барберных, о модных прическах и формах бороды (если разрешит отец) рассказывает управляющий и главный мастер владикавказского барбершопа Bristle и ведущий программы «Бородатые советы» на местном ТВ Реми Демеев.
— Я стриг и европейцев, и неевропейцев: казахов, удмуртов, татар, русских. У всех головы отличаются. В России у большинства мужчин на затылке есть небольшие углубления, вмятины, а у жителей Западной Европы головы как будто вылепленные — гладкие и ровные. С чем это связано — не знаю.
Лысеющих мужчин в Осетии не очень много. А вот тех, кто рано седеет, да. Проблема нашего города и республики. У меня есть теория, что это из-за нашей воды. Она богата минералами, часть из которых полезна, а часть — вредна. И эти минералы вымывают пигмент, отвечающий за цвет волос.
Считается, что у многих осетин старшего поколения плоские затылки, потому что раньше детей привязывали к люлькам. И это на самом деле так. Люлька была из дерева, а еще в нее клали матрасик из плотной шерсти, ребенок был запеленован с руками и ногами и постоянно лежал на спине. И если его вовремя не переворачивали, то затылочная кость, еще мягкая в этом возрасте, деформировалась. Известно, что древние аланы специально вытягивали затылочную часть, надевая мальчикам на голову некий каркас, чтобы голова стала яйцевидной формы. Это считалось признаком воинской аристократии, а еще, пусть меня простят историки, если я ошибаюсь, это имело практическую цель — чтобы шлемы лучше сидели на голове и не спадали во время боя.
— Работа с плоскими затылками хороша для развития мастера: если он умеет из плоской головы сделать овальную, это уже достижение.
У американских мастеров есть специальная техника стрижки, когда с нуля плавно переходят на повышение, и стрижка получается более аккуратной и красивой, потому что у американцев головы ровные. А нам приходится проявлять мастерство, учитывать все неровности головы. Я считаю, что наша российская, и раньше советская, школа парикмахерского искусства даст тысячекратную фору многим западным именитым мастерам, и меня никто не переубедит. После училища, на свое счастье, я встретил старого мастера-армянина, и он просто покорил меня своей работой. Я наблюдал за ним и понял: очень важно владеть физиогномикой, не стричь по шаблону, а подбирать прическу по типу головы и лица. За этим мастером я бегал месяца два, чтобы он взял меня к себе в ученики. Когда он все-таки согласился, это была та самая знаменитая и, по мне, лучшая советская школа парикмахерского искусства.
И я видел, как работают мастера на Западе — часто очень грязно, доводя стрижки до совершенства разными приемами типа закрашивания, так что через пару дней прическа становится ужасной. Наши ребята стригут мощно и красиво. Но сначала, конечно, мы смотрим на крутые западные стрижки и хотим добиться такого же результата, не зная как. И в итоге делаем стрижки круче тех, на кого равнялись.
— Я бы не сказал, что на Кавказе есть какие-то специфические тенденции при выборе стрижки. Мода абсолютно потеряла географические рамки. У нас, как и во всем мире, популярна стрижка с применением техники фейд — это от слова «угасание», «тень»: когда начинают стричь с нуля по бокам и переходят наверх к длинному волосу.
Очень многие, садясь ко мне в кресло, поднимают руки и говорят: «Ты мастер». Я спрашиваю, какие есть пожелания и начинаю работать. У мусульман бывает одно-единственное пожелание: они, как правило, не носят усы и просят их сбрить.
Как ни странно, я ни разу не стриг ни священника, ни раввина, ни муллу. А это был бы интересный опыт.
И мы должны понять парня, который зарос и пришел к нам, потому что мама его отправила стричься. Реально приходят парни и просто говорят: «Постригите меня так, чтобы маме понравилось». Но бывают и такие, пока не часто, кто хочет, чтобы понравилось папе. Это когда приходит парень с бородой и говорит: «Сбрей бороду». Я спрашиваю: «Зачем?» — «Пахан сказал». Все, вопросов нет, убираем.
— Сейчас говорят, что у мужчин стало модно носить бороду, но это не совсем верно. Бороды носили всегда, а модным стало, и это хорошо, ухаживать за бородой. Раньше по городу ходило очень много просто заросших мужчин. Сейчас они ходят с аккуратными бородами.
Люди начинают понимать, что можно оставаться мужчиной, но при этом быть ухоженным. Иметь мужской лоск, но не такой, как в начале нулевых, когда были модными метросексуалы — холеные мальчики, глядя на которых не поймешь, то ли это мальчик, то ли девочка. Сейчас это мужчина, который не запускает себя, как орангутанг, но и не перебарщивает — стрижется, бреется и делает все это аккуратно.
— Я, например, пользуюсь воском для усов, чтобы они лучше укладывались. Многие клиенты подсели на масла и мыло для бороды. Обычный шампунь делает бороду слишком пушистой, так как вымывает подкожный жир, а этот жир, оседая на волосах, закрывает чешуйки волос и делает их гладкими. От шампуня получается такая «елка наоборот», и борода начинает пушиться. А специальное мыло для бороды за счет содержания масел и щелочи не полностью вымывает жир, и борода после мытья выглядит нормально. Ну и структура волоса на лице и голове разная. Мы, кстати, покупаем косметику для бороды, которую делает местная осетинская компания — не хуже дорогих аналогов.
Маникюр в салоне не очень востребован, чаще всего его делают клиенты, которые приходят стричься. Делают редко, но все же делают. Надо понимать, что мужской маникюр и педикюр разнятся с женскими. Если женщинам важна эстетика, то для мужчин это не излишество, а медицинская, оздоравливающая процедура — сделать ногти аккуратными, убрать вросший ноготь, заусенцы. И сейчас уже нет вот этого: «Маникюр? Да он из „этих“».
— Мужчинам психологически кофмортнее находиться там, где собираются мужики. Это как в гараж прийти, посидеть, поговорить и выпить что-то в компании.
Мы создаем приятную атмосферу: клиенту предлагают отличный кофе из кофе-машины или листовой чай. Он садится в мягкое удобное кресло, слушает хорошую музыку, может поиграть в приставку, пока ожидает своей очереди. Часто наблюдаю картину: люди знакомятся и заводят приятельские отношения. Общаются, играют в нарды, сидят у бара или смотрят фильм, и получается такой джентельмен-клаб. Наши клиенты иногда даже назначают у нас друг другу встречу, чтобы просто обсудить что-то, выпить чашку кофе и записаться на следующую стрижку.
Бывало, что приходили девушки, но у нас принцип: мы не стрижем женщин. Была одна очень настойчивая девушка, которая хотела, чтобы ей выбрили затылок и чтобы это сделал именно я. Пришлось согласиться, но я сказал, что мы закрываемся в девять вечера и она должна прийти в это время, чтобы никого не было.
— Борода придает мужественность. Это что-то воинственное, связанное с викингами, рыцарями, теми же аланами, которые носили бороды, потому что им некогда было бриться, они воевали. Откуда вообще пошло бритье? Древние римляне стали бриться, чтобы быть более нежными и привлекательными, причем не для женщин.
Я считаю, что борода — это вторичный половой признак. Хотя, как мастер, я понимаю, что кому-то она идет, а кому-то — нет. А у кого-то в принципе не растет.
Девушки обычно осуждают бороду, но мне говорят: «Тебе хорошо, носи». Человек, который до сих борется с моей бородой, — моя бабушка. Она постоянно говорит мне: «Сбрей бороду, у тебя что, теща умерла?» — и это учитывая, что я не женат (по традиции осетины не бреются 40 дней в знак скорби по умершему. — Ред.). А когда сбрил, бабушка мне только на третий день сказала: «Что-то в тебе изменилось». Я говорю: «Ба, я бороду сбрил», а она в ответ: «А зачем?» Вот и пойми после этого женщин.