Мое дело
Счастливый человек Чора Узденов
26 января, 2022
685
У балетмейстера главного танцевального коллектива Карачаево-Черкесии есть все, что нужно для счастья: дружная семья, любимая работа, коллекция удочек, уникальный источник энергии. И одна большая мечта

С советских времен повелось, что у каждой национальной республики должна быть своя визитная карточка в виде хореографического ансамбля. В Дагестане это «Лезгинка», в Чечне — «Вайнах», а в Карачаево-Черкесии — «Эльбрус». И у каждого такого коллектива, как правило, есть «младший брат» — детский ансамбль, где готовят юных танцовщиков. В Карачаево-Черкесии это «Карча». И в «Эльбрусе», и в «Карче» главным балетмейстером работает народный артист КЧР Чора Узденов, недавно отметивший свое 60-летие. Расспросили его о становлении двух культурных достояний республики и о его собственной танцевальной карьере.

«Если бросишь танцевать — ты мне не сын»

— Я с юности лучше всех танцевал на свадьбах, и мне нравилось. Но родители это всерьез не воспринимали. Особенно был против отец: он работал заготовителем и хотел для меня какую-то прочную профессию, которая могла бы прокормить и меня, и мою семью. Подумаешь, танцует сын, мало ли кто танцует! Мужчине нужна серьезная профессия. А это так, баловство!

Я был физически очень развит, хорошо прыгал, бегал, поэтому отец не возражал, когда я собрался поступать на спортфак Карачаево-Черкесского педагогического института. А вот то, что по вечерам я танцевал в ансамбле «Домбай», он не знал. Это было для души. И вот должен был состояться наш концерт, я был солистом. Накануне приехал к отцу и говорю: «Вот тебе четыре билета, приходи с сестрами посмотреть на мое выступление. Если тебе не понравится, больше танцевать не буду!»

Концерт начался, смотрю, отец в первом ряду сидит. Не успел концерт закончиться, ребята мне говорят: «Чора, тебя папа ищет!» Ну, все, думаю, хана мне! Подхожу, а он меня обнял и говорит: «Если ты бросишь танцевать, ты мне больше не сын!» Дает мне 25 рублей, а у самого слезы на глазах… Никогда не думал, что он мне скажет такие слова. Вот так началась моя танцевальная карьера.

Как начинался «Эльбрус»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Лезгинка на Брайтон-Бич
Ему 81 год, он живет в Нью-Йорке и преподает лезгинку в еврейской студии танцев. Нет ничего невозможного для того, кто может прыгнуть выше головы или создать лучший танцевальный ансамбль глухонемых

— В 1987 году я пришел из армии, работал балетмейстером в ансамбле танца «Дружба» при пединституте в Карачаевске. Там же и танцевал, и преподавал, и подрабатывал в Доме культуры. А жил в Теберде. Отец мой умер, бедный. Пока младший брат не вернулся из армии, я должен был держать дом. И вот как-то зимой рано утром, где-то в 6 часов, выгонял скотину на водопой. Обратно иду, смотрю, уазик к нам во двор заезжает. «Узденовы здесь живут?» — «Да!» — «Ты Узденов Чора? Быстро одевайся, давай в машину!» Я вижу, номера КГБ-шные, сразу за младшего подумал: неужели что-то натворил? «Скажите хоть, что случилось?» — «Хорошие новости для вас: создают госансамбль». Ну, я успокоился тогда.

Приехали в обком. Я говорю: «У меня жена, сын. В общежитии жить не буду!» — «Все, мы ваши условия услышали, ждите!» И летом Рауф Охтов, директор филармонии, приезжает: «Вот тебе ключи от квартиры! Собирай вещи, езжай в Черкесск, начинаем работать!» Как сейчас помню, я уехал 25 августа 1989 года. Тогда руководителем «Эльбруса» был Валерий Тания. Ох и гонял же он нас! Репетиции по два раза в день, но зато всего за год мы подготовили хорошую программу.

«Эльбрус USA»

— Подготовив программу, мы поехали во Францию. Европу трудно удивить, она все уже видела, избалованная. Чтобы сорвать аплодисменты, представляете, какой уровень у артистов должен быть? Но мы публику все равно «разбудили» — где-то на втором, на третьем танце, когда в ход пошли ножи, кинжалы, сабли, они стали хлопать, а потом уже со сцены не отпускали. Пришлось танцевать на «бис»!

В конце 90-х мы с «Эльбрусом» поехали на гастроли в Турцию, там нас очень хорошо принимали. И так случилось, что наше выступление увидели карачаевцы, которые живут в Америке. Они предложили мне поехать туда, создать детский коллектив, хотели сохранить свою национальную культуру в чужой стране. Сделали визу, я и поехал. Кто же откажется в Америке поработать?

Ансамбль назвали «Эльбрус USA» — это они сами предложили. Отобрал детей, подготовил программу на 40 минут, несколько танцев: «Абизек», «Горский танец», показывали сценку, как раньше в старину выкупали невесту. Первый концерт, зал на полторы тысячи полностью был забит — бабки старые смотрели, плакали. Потом начали мы гастролировать по всей стране, на самолетах летали. Встречали очень хорошо!

Все свои репетиции, постановки мы записывали на видео и выкладывали в интернет. Их увидел фонд «Артфондейшн», пригласили на фестиваль «Русское наследие», в котором принимали участие творческие коллективы иммигрантов, чтобы американцы могли прикоснуться к русской культуре. Вот так мы оказались на площадке в Бэттери-парке, выступили рядом со статуей Свободы.

Возвращение

— Я в ансамбле работал бесплатно, на общественных началах. А на жизнь зарабатывал на мясокомбинате, его держал карачаевец. Очень тяжелая физически работа, вкалывал с 7 утра до 5 вечера. Потом за мной приезжала машина с водителем, и я к 18 часам ехал на репетицию в ансамбль. По пути засыпал, просто вырубался, а иногда и на репетиции ловил себя на мысли, что, если сяду на стул, засну. Просто так в Америке денег не заработаешь, пахать надо.

Подал документы на американское гражданство, но после теракта 11 сентября они пропали. Мне адвокат позвонил и сказал: «Документы восстановят, но когда точно сказать не могу — может, через год, а может, и через 10. Надо ждать!» Я и уехал, у меня же в России остались жена, дети, я не смог их вытащить в Америку. Если бы еще ждал, потерял бы семью. А еще очень соскучился по своим родным, друзьям, мечтал попить чистой родниковой воды, настоящего айрана…

В «Карче» только мальчики

— Вернулся в «Эльбрус», а потом Тамара Уртенова, которая создавала детский ансамбль «Карча», пригласила меня хореографом. Почему в коллективе только мальчики? Это трудный вопрос. В то время, в начале 2000-х, если помните, все границы стали открывать, и в Турцию особенно. Мы в Турции раз десять были, но родители очень осторожно относились к таким поездкам! Даже мальчиков не отпускали, боялись. А если с девочками, можете представить? Двух девочек не пустили — у меня программа ломается. Мы с Тамарой Магомедовной сели и подумали: стоит ли брать девочек? Другая причина — негде заниматься, переодеваться негде: у нас одна маленькая раздевалка, там только мальчики. Вот будет у нас в филармонии балетный зал, мы тогда сделаем полный набор, и девочки у меня будут!

Обычно я отбираю 40−46 ребят ежегодно. Но последние три года набора не было: то гастроли, то пандемия. Какие критерии для отбора? Это обязательно тонкая кость, ровная спина, шея. Маленьких плотненьких тоже беру — из таких хорошие трюкачи получаются. Ну и, конечно, физическая сила нужна — есть очень слабенькие! Я им даю прыжочки, обязательно на растяжку проверяю, на шпагат — мягкий ребенок или нет. Ручки где находятся в третьей позиции, а то бывает, поднять не могут, ручки тверденькие. Каждый по-своему выбирает, я так!

Перепляс, сиртаки, брейк

— Честно скажу: мне всегда больше нравилось самому танцевать, чем других учить. Когда ты молодой, у тебя силы, кураж. Но с возрастом… Для меня, например, сегодня лучше учить детей, но чтобы они танцевали так, как мне нравится! Мечтаю, чтобы они научились танцевать лучше, чем я.

Любимый танец? Горский перепляс. Я сам его неплохо танцевал. Этот танец любому горцу по душе, потому что он отражает нашу жизнь, наши традиции. Ну, Кавказ понятно, мы все корнями отсюда. А из других танцев испанские нравятся, они, по-моему, ближе к нам — эти руки, манера, дробушки ногами как они выбивают. У них сколько районов в Испании, столько танцев, и манера исполнения везде разная. Греки тоже красиво танцуют, cиртаки мне нравится, но ближе к нам все-таки испанцы.

Лично для меня, как педагога, важно, чтобы дети были заняты. Любой танец, хоть народный, хоть брейк-данс, — какая разница! Это хореография, это хорошо. Надо, чтобы ребенок занимался, стал человеком воспитанным, умным, думающим. Лет двадцать назад брейк для нас новинкой был, а теперь смотрите, какой уровень исполнения, какие группы у нас в Питере, Москве, Воронеже! На чемпионаты выходят, международный уровень.

«Украл по нашим обычаям»

— Кроме меня, в семье никто не танцует. Дочка поет, сын — футболист, жена — педагог, хотя в юности тоже танцевала неплохо. Мы благодаря танцам и познакомились. Я учился в пединституте, танцевал, и мы делали набор девушек. Зал битком набит был, одна красивее другой, высокие, стройные, — на хореографию же пришли! Рита тоже там была — худенькая, тоненькая, она на физико-математический факультет поступила. Мы отобрали ее тоже. Она пару раз пришла и перестала ходить. Меня это задело: почему перестала? Стал интересоваться, искал ее. Так и пошло, начали встречаться, потом я ее украл по нашим обычаям. Жили дружно, теперь вот внуков растим. Может, кто-то из них продолжит мое дело.

Источник энергии

— Хобби? Очень люблю ловить рыбу. У меня в подвале 12 удочек стоят аккуратненько, в чехольчиках. Донные снасти, воблеры, блесночки, коробочки, наборчики — если я зарплату получил и проезжаю мимо магазина «Рыбалка» или «Охота», я зарплату там оставляю! Новинки же идут, новые товары завозят. Продавщицы: «О, Чора приехал, сюда идите!» Знают, что выручка будет. Есть у меня такая слабость. Я считаю, кто занимается рыбалкой, тот счастливый человек!

Откуда силы берутся? У меня источник энергии дома находится. Называется внучка. Аминка ее зовут, 5 лет. Какой бы я злой, уставший ни был, прихожу, ее вижу — все! Я хороший дед, она меня ждет, гоняет туда-сюда. «Атя (дедушка), одевайся, пошли! Почему опоздал? А где мое самое любимое мороженое? Завтра пойдем гулять, сначала пойдем на площадку, потом купим мне игрушку». Я отвечаю: «Есть, мой генерал!» Все, что было за день, я забываю. Я ее люблю безумно, она — моя энергия.

О чем мечтает хореограф

— В 2022 году — столетие Карачаево-Черкесии. Нас уже предупредили: надо подготовиться и ждать — будут большие поездки, большие встречи, и везде ансамбль «Карча» будет участвовать с государственным ансамблем «Эльбрус». Готовимся. Такие вот планы на ближайшее будущее. А мечтаю я о хорошем хореографическом зале. Чтобы зеркала во всю стену, хорошие полы. Думаю: неужели у нас в республике не найдется человека, который бы построил нам такой зал, как моему другу-хореографу в Осетии — там тебе и зал, и душевые, и массажный кабинет, и сауна, чтобы танцоры после тренировок могли отдохнуть, мышцы расслабить. Если у нас такой зал будет, я там жить буду, не то что заниматься!

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Войлок, камча и грандиозные планы. Как хранят традиции в семье года из Карачаево-Черкесии
Побывали в гостях у Камили и Руслана Баисовых — многодетных родителей, мастеров народных промыслов и победителей всероссийского конкурса
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
«Медовые» цели пчеловода из Чечни
Основатель сети «медовых» магазинов Магомед Камаев знал, что хочет заниматься пчеловодством с самого детства. Найти призвание помог дедушка, который часто брал с собой внука на пасеку
На здоровье: где провести новогодние выходные с пользой для организма
Природный потенциал позволяет санаториям Северного Кавказа принимать гостей круглый год. В новогодние праздники к оздоровительным программам добавляется развлекательная
Полная версия