Мое дело
Вера, Надежда, Лариса и снова Надежда
10 ноября, 2021
2925
Женщина в погонах — не частое явление на Кавказе. Но в Черкесске таких — целая династия. В День полиции рассказываем о семье Суворовых, три поколения которых служат в органах внутренних дел

Первым сотрудником милиции в семье была Вера Алексеевна Малышенко. В 1933 году она работала начальником паспортного стола города Баталпашинска, нынешнего Черкесска, затем — начальником секретариата отдела милиции, а ее брат Николай был военным комиссаром города. Когда началась Великая Отечественная война, оба пошли на фронт. Николай погиб, а Вера дошла до Праги, за мужество и отвагу награждена 14 медалями.

Одна на всю республику

Дочь Веры Алексеевны, Надежда, по совету матери окончила Московскую школу милиции — единственную в Советском Союзе, где готовили экспертов-криминалистов, и вернулась на родину. В то время в Карачаево-Черкесии был всего один эксперт, и того вскоре перевели в Москву, так что молодому специалисту пришлось нелегко.

— Я осталась одна, работала день и ночь без выходных, — вспоминает Надежда Николаевна.

Девушке приходилось и на места преступления выезжать, и трупы осматривать, и отпечатки сличать — на глаз, ведь компьютерных программ тогда не было, как и самих компьютеров.

Однажды, расследуя громкое преступление, следствие зашло в тупик. И тогда именно криминалист предположила, что в преступлении участвовал хромой человек.

— Идет дорожка следов, а через определенное расстояние появляется еще один круглый след. Мы пришли к выводу, что это был след от трости, и наш вывод подтвердился, — рассказывает Суворова. — Преступник действительно оказался хромым, его задержали.

«Это просто смешно!»

Работа у экспертов-криминалистов трудная и интересная — не даром про них часто снимают кино. Но Суворова детективные сериалы не любит.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Следствие ведет Соловьев
Жизнь и работа удивительного следователя из Ессентуков, занимавшегося самыми громкими делами в России: от поиска Чикатило до расследования убийства царской семьи

— Профанация и сплошные ляпы. Это же просто смешно! Смешивают все в одну кучу, потому что специалистов-консультантов не привлекают. Вот сейчас мы смотрим сериал «Ворона» по НТВ — там Боярская все сама делает: и экспертизы проводит, и преступников задерживает, но так не бывает. И так во всех сериалах. По частице одежды или по остаткам сгоревших вещей с ходу определяют ДНК, ФИО, адрес проживания. Такого нет и никогда не будет, — возмущается эксперт. — Во-первых, нужно достаточное количество материала, а во-вторых, сложнейшее оборудование.

В 1993 году Надежда Николаевна была назначена начальником экспертно-криминалистического центра МВД Карачаево-Черкесии и руководила им почти 20 лет. Создала учебный класс криминалистики, который пригодился всем сотрудникам МВД — от участковых до инспекторов ОБХСС. Открывала новые отделы, искала лучших экспертов, следила за всем новым, что появлялось в криминалистике. За знания, профессионализм и привычку всегда говорить правду Надежду Николаевну ценили и руководство, и подчиненные. Она стала первой женщиной Карачаево-Черкесии, получившей звание полковника милиции. В августе 2000 года министр внутренних дел России Рушайло лично наградил ее памятным подарком.

В 2010 году Надежда Николаевна ушла в отставку, но любимое дело не бросила — преподает курс криминалистики в одном из вузов республики. Многие ее студенты стали хорошими специалистами, их охотно приглашают в уголовный розыск, Следственный комитет, Верховный суд республики.

Продолжатели династии

Дочери Надежды Николаевны тоже служат в полиции. Старшая, Лариса, начинала в управлении по борьбе с экономическими преступлениями, выявляла коррупционные схемы, затем перешла в уголовный розыск. Сейчас она заместитель начальника полиции в Карачаевске.

— Профессия не женская абсолютно, — признается подполковник Лариса Суворова. — Все время приходится и себе, и коллегам-мужчинам доказывать, что ты можешь, что ты соответствуешь, что ты вправе…

Впрочем, начальнику полиции Мурату Ижаеву никаких доказательств уже не требуется.

— Лариса — опытный, ответственный сотрудник, ей можно поручить любое задание и забыть об этом, потому что она исполнит все точно и в полном объеме, — говорит он. — Кроме того, Суворова — хороший наставник, помогает молодежи, и они ее очень ценят.

Младшая дочь, Надежда, работает в том же экспертно-криминалистическом центре, который когда-то возглавляла ее мама и где она частенько бывала в детстве. Она главный эксперт, имеет допуск практически ко всем экспертизам, может исследовать пищевые продукты, спиртные напитки, документы, оружие, боеприпасы. За год выполняет более 200 исследований, в том числе баллистические, почерковедческие, дактилоскопические, и не сделала ни одного ошибочного заключения. За преданность профессии майор Надежда Суворова награждена знаком «За верность долгу» и медалью «За отличие в службе».

Службу в «органах» выбрало и четвертое поколение заслуженной династии — сын Ларисы, Дмитрий, учится в Калининградском институте пограничной службы ФСБ России.

Свою работу Суворовы романтичной не считают, скорее наоборот. Но что-то заставляет их засиживаться там допоздна, возиться с молодежью, постоянно учиться новому. Может, дело в требовательности к себе или в чувстве ответственности перед людьми.

— Когда удалось по горячим следам раскрыть преступление, — говорит Лариса Суворова, — когда я людям, коллегам в чем-то помогла, когда день сложился так, что ты свою задачу максимально выполнил, вырастают крылья.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Войлок, камча и грандиозные планы. Как хранят традиции в семье года из Карачаево-Черкесии
Побывали в гостях у Камили и Руслана Баисовых — многодетных родителей, мастеров народных промыслов и победителей всероссийского конкурса
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
«Медовые» цели пчеловода из Чечни
Основатель сети «медовых» магазинов Магомед Камаев знал, что хочет заниматься пчеловодством с самого детства. Найти призвание помог дедушка, который часто брал с собой внука на пасеку
На здоровье: где провести новогодние выходные с пользой для организма
Природный потенциал позволяет санаториям Северного Кавказа принимать гостей круглый год. В новогодние праздники к оздоровительным программам добавляется развлекательная
Полная версия