23 ноября на телеканале ТВЦ покажут первую серию детективного сериала «Адвокатъ Ардашевъ», снятого по романам ставропольского писателя Ивана Любенко. История развивается в Ставрополе в начале ХХ века. Красивый и харизматичный адвокат (в главной роли Антон Хабаров) будет раскрывать загадочные и необъяснимые преступления. Автор детектива рассказал, как проходили съемки и чего теперь ждать зрителям.
Следствие ведет Ардашевъ
В основу сериала легли сразу три романа ставропольца Ивана Любенко: «Маскарад со смертью», «Тайна персидского обоза» и «Убийство на водах». Главного героя — Клима Ардашева — автор во многом списал с себя. Как-никак сам проработал адвокатом больше 20 лет.
— История начинается с того, что бывший разведчик, сотрудник Министерства иностранных дел России, чиновник по особым поручениям Клим Пантелеевич Ардашев, который провел не один год за рубежом, получает опасное ранение и вынужден уйти в отставку, — говорит Любенко.
По задумке автора, герой, оказавшись на жизненном распутье, вспоминает, что не окончил юридический факультет, и снова принимается за книги. Завершив учебу, Клим уезжает в город своего рождения — спокойный Ставрополь, чтобы работать присяжным поверенным окружного суда. Но спокойствие ему только снилось. К нему приходит известный в городе коммерсант и просит найти его людей, которые собираются его убить. И через несколько дней купца находят задушенным на Николаевском проспекте. Адвокат начинает поиски преступника.
— Ардашев — принципиальный человек. Он берется за дело, только если уверен в полной невиновности клиента, — поясняет Любенко.
— А вы, Иван, тоже только невинных защищаете?
— Нет, вы перепутали, это не я, — улыбается он. — Это Ардашев.
Предложение об экранизации трех романов Любенко поступило около года назад — от кинокомпании «Бумеранг».
— Одновременно мне позвонила и «Россия-1». Но «Россия» то появлялась, то исчезала, — вспоминает автор. — А продюсер «Бумеранга» приятно удивил: он прочитал мои книги до того, как мне позвонить, задавал вопросы по существу, и мне легко с ним было общаться.
Снимать «Адвоката Ардашева» начали только в конце августа, а сейчас уже закончены три части по 4 серии. У каждой из частей — свой режиссер. Продюсер придумал такой ход: каждый из них привнес в историю что-то свое.
«Зачем нам тут кровавое убийство?»
Роль главного героя исполнил опытный актер Антон Хабаров — его часто можно увидеть в отечественных сериалах. Любенко признается: выбором продюсера он остался доволен.
— У меня вообще нареканий к актерскому составу нет никаких. После того, как Антон был утвержден на роль, он мне позвонил, и мы с ним сорок минут разговаривали. Он расспрашивал, а я рассказывал об Ардашеве, — говорит Любенко. — Потом мы часто общались на съемках. Оказалось, что у нас с Антоном очень много общего: взгляды на жизнь, отношение к искусству, литературе. Он умен, харизматичен, увлекается биологией — вылитый Ардашев! А еще никакого тщеславия, зазнайства.
Впрочем, консультировал Любенко не только Хабарова, но и остальных актеров — каждому рассказывал всю подноготную героев. Сам редактировал все сценарии, а первые десять дней съемок присутствовал на площадке. Ивану Ивановичу даже удалось самому попробовать себя в качестве актера.
— Не хватало массовки. Сначала меня переодели в пьяницу. Но режиссер сказал оставить меня на другую роль. В «Маскараде смерти» я снялся в двух амплуа: прохожий на улице, там меня практически не узнать, и делопроизводитель. Я провел 12 часов на смене, в гриме на жуткой жаре. Я никогда теперь не позавидую актерам. Писать книги гораздо проще, чем сниматься в кино.
Первую, вторую и частично третью часть сериала снимали в подмосковном поселке Горки Ленинские. Оказалось, что там воссоздать атмосферу небольшого патриархального города гораздо проще, чем в самом Ставрополе (хотя основные действия по сюжету происходят именно там). Не обошлось, правда, и без сложностей.
— Горки Ленинские находятся в 30 км от аэропорта Домодедово — самолеты взлетают каждые десять минут, — поясняет Любенко. — Сцену нужно снять именно в этот промежуток, чтобы не было слышно рева моторов. Часть «Убийства на Водах» снимали на Кавминводах. Но столкнулись с проблемой: собственники Цандеровского института механотерапии, например, не сразу согласились пускать к себе киношников — зачем нам тут кровавое убийство? Но потом, слава богу, их удалось убедить. И съемочная группа им благодарна.
О первом читателе, первом гонораре и о последнем романе
Иван Любенко в детстве много читал, увлекался спортом и музыкой. Поступил на исторический факультет — стал учителем с правом преподавания английского языка. Потом была армия. Вернувшись, пошел работать учителем истории. Но на учительскую зарплату семью не прокормишь, начались девяностые. Появился довольно успешный бизнес, который, правда, долго не просуществовал.
— Кто прошел через девяностые и выжил — дорогого стоят. Вокруг сложилась довольно сложная ситуация, но лично я никак не мог на нее повлиять. Надо было просто ждать. Я нервничал. И тут вспомнил американскую поговорку: если не можешь повлиять на ситуацию, займи себя чем-то новым. И я решил написать рассказ. У меня их получилось целых три. И все напечатали в местных газетах.
Тогда Любенко написал еще три рассказа, которые забрала газета «Совершенно секретно», довольно популярная тогда. Гонорар автора обрадовал, но прожить на него все равно было нельзя. Иван, как и герой его романов, выучился на адвоката и всерьез занялся адвокатской практикой.
— У меня были разные, в том числе громкие, дела. Я работаю по экономическим преступлениям и по другим делам, в частности связанными с убийствами.
Иван Любенко утверждает, что пишет книги для удовольствия, но и о гонорарах не забывает.
— Я расцениваю свое литературное творчество как хобби, как игру на бильярде, я ведь ни копейки не трачу. У кого-то хобби — рыбалка, например, а у меня — книжки писать. И хорошо, что оно приносит еще и деньги.
Как признался Любенко, чтобы прожить на гонорары от книг, необходимо представлять издателю хотя бы три новых романа в год, а у него только на создание сюжета уходит около двух месяцев.
— Жена всегда первый мой читатель. Иногда ей что-то не нравится. Она меня часто критикует, а вот дочь более благожелательна, но тоже без критики не бывает. Я, бывает, злюсь, но в итоге с ними соглашаюсь.
Клим Ардашев по книге тоже женат, но в сериале жена адвоката умирает при родах, и очаровательный «адвокатъ» остается совсем один. Кстати, Ардашев стал героем не только романов, но и пьес, которые шли в Ставрополе и в Пятигорске. Иван Любенко надеется, что вслед за кино на его героя появится спрос и у столичных театров.
— Сейчас я заканчиваю роман, действие которого происходит в Праге в 1919 году, когда Ардашев эмигрировал из Ставрополя. И там создал детективное агентство «1777» (1777 — год основания Ставрополя, — Ред.).
Ни одно дело, описанное в романах, Иван Любенко не взял из своей адвокатской практики. Ардашев расследует дела сплошь выдуманные. Писатель открыл секрет: дело в том, что он любит придумывать преступления.
— Мне приходится консультироваться в нашем медицинском институте, у докторов наук, у физиков, математиков: как рассчитать траекторию пули, как действует тот или иной яд, как убить человека в закрытой комнате или собрать опасное механическое орудие убийства из простого будильника… Да, я придумываю преступления, но лишь для того, чтобы увлечь читателя.