Молодежь
Чечня читающая
9 апреля, 2019
1596
Instagram возвращает моду на чтение. Во всяком случае, среди чеченской молодежи. Что читают в Чечне — рассказывает владелица книжной лавки в Грозном Дженнет Умарова

Дженнет Умарова имеет два образования: психологическое и юридическое, но уже много лет занимается продажей книг. Во-первых, потому что сама любит читать, а во-вторых, потому что мечтает вернуть землякам домашние библиотеки, а Чечне — статус самой читающей республики.

Бизнес как хобби

— Я с детства любила книги. В пять лет умела читать. В этом большая заслуга моих родителей. Они у меня были педагогами, а отец вообще филологом. Он был без ума от литературы и меня этим заразил. У нас была большая библиотека. Помню, как вечерами у отца собирались друзья, читали и обсуждали книги. В один из таких вечеров, мне было 11 лет, я услышала, как он читает первую главу «Мастера и Маргариты». С такой экспрессией, как будто это произошло рядом с ним, когда он шел с работы. Я взяла роман и начала его читать. Он сказал: «Ты слишком мала для этой книги. Но ты читай! Что непонятно — скажи, я объясню». Непонятно было много, но я ее прочитала и сейчас перечитываю периодически. Она стала моей любимой книгой.

Я работаю в книжном бизнесе уже более 15 лет и не хочу менять его на что-то другое. Книги — это и способ заработка, и хобби. Я успокаиваюсь среди книг. Когда-то Чечня была одним из самых читающих регионов. Я знала людей с очень богатыми библиотеками. Но после войны стало не до книг. Каждый заботился о жилье, о предметах первой необходимости. Книги, в основном, покупали студенты и непоколебимые книголюбы. Конечно, война много чего унесла. Не только любовь к чтению. Столько редких книг было сожжено и потеряно!

Когда я начинала свой бизнес, книжные магазины можно было на пальцах сосчитать. Мне часто заказывали новинки, редкие и подарочные издания, и я их находила. Сначала создала аккаунт в Instagram и там продавала книги. Но долго так продолжаться не могло, нужна была своя торговая точка. Так я открыла небольшой магазин в торговом центре «Беркат». Приходя ко мне, многие спрашивают совета, что почитать, я советую — они остаются довольны и возвращаются. Стараюсь привить покупателям литературный вкус, рекомендую отечественную и зарубежную классику. Какие сильные вещи писал Чехов, но за все время, что я работаю, никто его не спрашивал. Я сама советовала. Некоторым могу посоветовать фантастику. Научную фантастику у нас мало читают. Недавно завезли книгу «Я — робот» Айзека Азимова. Ее купил лишь один человек в республике. Но в целом книги у нас берут. Сейчас мы вышли на оптовые продажи. Работаем напрямую с издательствами, поэтому многие магазины, не только в Чечне, по всему Северному Кавказу, закупают книги у нас. За последний год наши продажи увеличились в три раза.

«Читаю — значит умный»

— Среди нашей молодежи есть очень начитанные люди. Как правило, это очень скромные ребята. Они не кричат на весь мир, мол, смотрите, что я читаю. Много фанатов японских аниме, они читают мангу и комиксы. Есть спрос на религиозную литературу, на книги по саморазвитию.

Но у большинства молодежи вкус к чтению пробудил Instagram. Стало модно выкладывать еду, кошек и книги. Я читаю, значит, я умный. Читают то, что «засветилось», что на слуху. Например, у какого-то блогера увидят список книг — и все! Начинают читать по этому списку, хотя не факт, что именно эти книги им понравятся. Например, Халед Хоссейни — три его романа прочли все, от мала до велика. Эльчин Сафарли, Джоджо Мойес, Николас Спаркс. Также очень популярен «Шантарам». В России его полюбили в 2012 году, а у нас он фаворит сегодняшнего дня.

Но я ни посетителям магазина, ни подписчикам в Instagram такие книги не рекомендую. Я больше пропагандирую то, что нравится мне. Например, «Скорбь сатаны». Это редкая книга, о ней никто не знал, но после волны, которую я запустила в инсте, многие заинтересовались, стали читать. Ну и, конечно, классика: Гете, Гюго, Диккенс, Фаулз, Булгаков, Джоан Роулинг.

Клуб любителей фантастики

— Идея создать читательский клуб Jeanne books появилась давно. Я хотела найти единомышленников, чтобы обсуждать необычную литературу, те книги, что редко у нас читают. Клубу почти 5 лет. Теперь у него другая цель — популяризация чтения. У него нет аккаунта в соцсетях, это группа в Telegram. Сейчас там 19 участников. Кто-то работает, кто-то учится, но это одна семья — нас объединяет любовь к книгам. Есть среди нас коллекционеры: одни собирают фантастику, другие — мангу, третьи — одну и ту же книгу от разных издательств. Раньше мы встречались в реале и обсуждали прочитанное. Но со временем к клубу присоединялись люди из других городов и стран. Поэтому мы перешли в интернет. Встречи вживую бывают редко. В 2016 году клуб выиграл интернет-премию «Признание» в номинации «Книжный блог, блогер, клуб». Желающих попасть к нам много, но отбор строгий, я лично его провожу. В клубе есть два табу: не обсуждать политику и религию.

Мы в клубе задаем моду на определенных авторов. В течение года читаем цикл произведений, потом обсуждаем. Кроме того, 1−2 раза в неделю мы читаем по одному рассказу. Объявляем открытое обсуждение прочитанного на моей странице Jeanne books, и отзыв, набравший больше всего лайков, получает от меня приз — книгу. И не всегда призером бывает член клуба.

Из больших произведений в прошлом году мы прочитали «Темную башню» Кинга, сейчас читаем «Ведьмака» Сапковского. Те книги, что мы рекламируем на моем аккаунте, молодежь тоже начинает читать.

В основном мы читаем фантастику, это моя любовь с детства. Для меня это поиск ответов, бегство от реальности, это бесконечное множество миров.

«Что у вас есть на чеченском?»

— В последнее время у наших людей очень выросло чувство патриотизма. Молодежь интересуется историей Чечни. Взрослые, которым за 50 лет, обычно покупают чеченскую краеведческую литературу и классику. Есть спрос на художественную литературу чеченских авторов. Заграничные чеченцы очень часто заказывают ее. В основном классику: трилогию Абузара Айдамирова, Канту Ибрагимова. В селах молодежь вообще читает на родном языке. Приходят в магазин и спрашивают: «А что у вас есть на чеченском?»

Есть и молодые писатели, которые пишут как на русском, так и на чеченском. Мурат Габаев, студент медицинского института, выпустил уже две книги на родном языке. «Синан д1акъастам» («Отторжение души») стала чеченским бестселлером. Действие книги происходит в 1819 году, это история о любви и предательстве, в которой очень хорошо отражены чеченские обычаи и нормы поведения. Все очень хвалят эту книгу. Автор обещал перевести ее на русский и переиздать.

Любовь с пеленок

— Как подружить ребенка с книгой? Родители должны быть примером для своих детей. Это истина. У меня во всем отцовские вкусы — что в музыке, что в книгах. Как и он, я научила старшую дочь читать в 5 лет. Еще в ее младенческом возрасте читала ей книги и могу с уверенностью сказать, что она все понимала. Я читала ей каждый день, занималась с ней. Еще до школы она знала английский язык.

Невозможно прийти к ребенку в 10 лет и заставить его полюбить чтение. Но если он с пеленок привык видеть в руках родителей книгу, то он тоже будет читать.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Кто такие кунаки на Кавказе, перевод
Куначество — это больше чем дружба. Свои люди на Кавказе в прошлом были залогом выживания, а сейчас — гарантией того, что вам всегда придут на помощь
Две свадьбы, одно уголовное дело и много трюков: как снимали «Свой среди чужих, чужой среди своих»
50 лет назад на экраны вышел первый фильм Никиты Михалкова. Снятый в окрестностях Грозного, он стал культовым для российских зрителей и судьбоносным для режиссера
7 горнолыжных курортов Северного Кавказа для новичков, профессионалов и всей семьи
Собрали актуальные цены на ски-пассы, проверенные отели, кафе и выяснили, куда лучше отправиться новичкам и семьям с детьми, а куда — опытным спортсменам
Кто такие нохчи? Как переводится слово и почему чеченцы так называют друг друга
Лингвисты и историки объяснили, откуда появилось слово и что оно означает
Топ-7 непереводимых слов, которые помогут понять чеченскую культуру
Как правильно назвать настоящего мужчину и почему друзья познаются в белхи
Мэр Грозного: «Каждая улица кажется мне особенной»
Хас-Магомед Кадыров — о районе Путина, новой церкви, лучших туристических локациях города и миллиардах Wildberries
Полная версия