Молодежь
«Молодежь хочет взять свою судьбу в свои руки прямо сейчас»
29 ноября, 2018
550
Как рабочие специальности превращаются в билет в успешное будущее

Один из стереотипов о Кавказе — работы здесь нет. Для молодежи — в том числе. Однако профессионалы уверяют, что это не так. Только смотреть надо не в сторону привычных специальностей юриста и экономиста, а в сторону рабочих специальностей. Спрос на них стабильно высок.

О рабочих профессиях рассказывает лидер дагестанской команды на национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Патимат Омарова — ученый-дефектолог, профессор, декан факультета специального (дефектологического) образования Дагестанского педуниверситета, замминистра по делам молодежи Дагестана.

***

— Есть стереотип, что в рабочие идут только те, кто не смог поступить в вуз.

— Так было раньше. Сегодня в России количество бюджетных мест в вузах почти сравнялось с количеством выпускников 11-х классов. Проблемы получить высшее образование практически не существовало бы, не будь пресловутого ЕГЭ. Ведь если ты не способен взять порог по баллам — в вуз не поступишь. В этих условиях средние специальные учебные заведения стали обходным маневром для молодых людей, потому что выпускники ссузов могут поступить в вузы не по результатам ЕГЭ, а по результатам вступительных экзаменов.

— Если на рабочие специальности поступают из-за страха ЕГЭ, то с чем связана популярность этих профессий?

— Родители определяют детей в техникумы, чтобы они потом пошли получать высшее образование. Но то, чему учат в средних специальных учебных заведениях, вдруг оказывается студенту интересным. Он начинает понимать: вот чем я хотел бы заниматься всю жизнь. И видит реальную востребованность на рынке труда, тогда как его друзья-выпускники юристы и экономисты маются без работы. Бывший министр образования России Дмитрий Ливанов всех предупредил: мы выпустили столько специалистов в области юриспруденции и экономики, что на ближайшие 20−25 лет в стране нет работы для новичков в этих профессиях. А вот для рабочих есть! Популярность профессии — это всегда ответ на спрос. Здесь сошлись интересы государства и родителей. В итоге мы имеем много студентов, которые скоро выйдут на рынок труда и будут востребованными в полученных рабочих профессиях. И еще: хорошим юристом человек станет значительно позже, чем отличным сварщиком. И молодежь понимает это — им не хочется ждать долгие годы, а хочется взять свою судьбу в свои руки прямо сейчас.

Стране на самом деле не нужно столько людей с высшим образованием. А вот хороший сварщик или мастер по ремонту автомобилей очень даже нужен. Переквалифицироваться на рабочего — довольно быстро и просто. При этом в регионах хороший, к примеру, сварщик зарабатывает больше 100 тысяч рублей. Все это мотивирует идти в рабочие.

— Каких рабочих не хватает на рынке труда?

— Я могу рассуждать о Дагестане. Постоянно слышу, как Шамиль Магомедов, руководитель Республиканского центра занятости молодежи «Успех», говорит про сварщиков — их сильно не хватает. Невооруженным глазом видно, что не хватает лифтеров, даже сомневаюсь, есть ли они вообще. Нет профессионалов по уборке города. Это очевидно, когда по улицам едет машина, которая с одной стороны подметает, а с другой стороны мусорит. Не хватает специалистов по озеленению: то, что у нас изредка высаживают, очень часто гибнет. Когда мы едем по нашим дорогам, мы понимаем: необходимы профессиональные водители общественного транспорта. Лично мне очень сильно не хватает в школах подготовленных профессиональных тьюторов, их тоже можно готовить в профессиональных училищах.

— Как чемпионат рабочих профессий WorldSkills помогает их популяризировать?

— Это не только чемпионат, но и красивое, увлекательное шоу. Школьников приводят туда на экскурсии, и они как завороженные смотрят на творящееся действо. Даже я, профессор, декан, человек с полностью сформированной мечтой о том, чем хочу заниматься в жизни, глядя на то, как работают разные площадки, например веб-дизайна, кондитерского дела, выпечки, начала думать: «Господи, я не тем занималась в жизни, я хочу делать эти потрясающие графические изображения, печь этот восхитительный хлеб, делать эти прекрасные торты». Подобные яркие события сильно меняют взгляд на рабочие профессии.

Важно и то, что участники чемпионата побывали в разных регионах — это расширило их кругозор. На Сахалин мы пролетели всю страну. Это способствует формированию у молодых людей общероссийской идентичности: «Я часть этой огромной страны, она заинтересована во мне настолько, что организует все это для меня, я могу найти себе применение». Это очень сильно меняет мышление.

Нашим ребятам представители сахалинского «Газпрома» предлагали контракты — и очень выгодные. Так Саид Джалаев, студент, мастер по ремонту автомобилей, заключил контракт — сразу после училища он едет работать на Сахалин на таких потрясающих условиях, что мне тоже захотелось заняться ремонтом автомобилей. Он приедет и расскажет другим ребятам на курсе, что ему предложили впечатляющую зарплату, жилье, которое за несколько лет работы станет его собственностью, служебный автомобиль, и его ровесники получат мощный стимул развиваться в своем деле.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Готовый маршрут по всему Северному Кавказу для новичков
Весь СКФО за один отпуск. Грандиозный гид по самым главным достопримечательностям Кавказа
Топ самых фотогеничных мест Северного Кавказа
От Сулака до Кольца. Составили для вас список мест в СКФО, где непременно надо сфотографироваться
Северный Кавказ: какие регионы входят, как добраться и что посмотреть туристу
Подробный гид по Северо-Кавказскому федеральному округу к 16-й годовщине его образования
Вместо карьеры в Москве — вид на горы
Четыре истории девушек из разных уголков России, которые нашли свой дом на Кавказе. Что заставило их остаться в регионе?
Локальные бренды и K-pop. Как Северный Кавказ меняет маркетплейсы
Маркетплейсы инвестируют в логистику, продавцы приходят и уходят, а покупатели ищут на площадках товары с Северного Кавказа. Разбираемся, что покупают туристы, побывавшие в регионе, а что — местные
«Я просто мама»
История женщины из горного Дагестана, которая воспитала десятерых детей, стала матерью-героиней и единственной опорой для семьи
Полная версия