Молодежь
«Мона Лиза» в платье горянки
29 июля, 2022
584
«Звездная ночь» над Эльбрусом, «Постоянство памяти» с хычинами — это все «Кавказский ренессанс», проект молодых дизайнеров, мечтающих сделать Карачаевск культурной столицей республики

А что, если бы знаменитые художники прошлого жили на Кавказе? Как тогда могли бы выглядеть их шедевры, слегка приправленные кавказским колоритом? Об этом задумались две выпускницы факультета дизайна Карачаево-Черкесского государственного университета — Мадина Чотчаева и Анжелика Каракетова. Они стали создавать стрит-арт объекты на одной из центральных улиц Карачаевска, вовлекая в творческий процесс разных и совсем далеких от мира искусства людей.

Нескучный Карачаевск

Анжелика: Идея создать что-то подобное возникла давно. В Карачаевске много стен с рисунками сомнительного характера, и кто-то предложил: «А давайте на улицах порисуем? Закрасим все это!» Сначала думали нарисовать что-то «кавказско-красивое»: девушек в танце, горы. Окончательно мысль оформилась в проект в 2019 году, когда в Черкесске проходила Школа социальных проектов по урбанизации малых городов России. Там нам рассказали, что на Северном Кавказе в каждом регионе есть разные интересные арт-объекты. Мы обсуждали, что подобное можно сделать в республике, и решили остановиться на Карачаевске, поскольку мы здесь живем и хотелось своими силами повлиять на облик родного города. Мы выбрали большую стену на одной из центральных улиц и сначала планировали каждый фрейм заполнить репродукциями мировых шедевров, но подумали, что так будет скучно. Решили их немного видоизменить.

Наш преподаватель Дина Казиева помогала нам во всем. Договаривалась с администрацией, чтобы дали разрешение на работы, с ректоратом. Руководство КЧГУ нас поддержало, купили материалы, краски, оборудование. Тогда, в 2019 году, мы отрисовали три картины: на «Звездной ночи» Ван Гога появился двуглавый Эльбрус, «Мона Лиза» предстала в образе горянки, а «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера сменила аксессуар на традиционное кавказское украшение. Радует, что за это время изображениям не потребовалась реставрация, краски держатся хорошо.

Если бы Дали рисовал хычины

Мадина: В 2021 году мы приняли участие в конкурсе молодежных проектов Росмолодежи. Получили грант на реализацию проекта «Кавказский ренессанс». Выбрали такое название, хотя не все картины относятся к эпохе Ренессанса. Мы стараемся брать самые известные полотна из разных периодов истории искусства. Мне, к примеру, очень хотелось изобразить «Утро в сосновом бору». Но оно явно не вписалось бы. Картины должны быть не только известными, важно, чтобы они «дружили между собой»: подходили по цветам, сюжету, был общий ритм. Так что мы тщательно отбираем варианты.

Потом замеряем стены, зачищаем, шпаклюем неровности, грунтуем поверхность. Затем начинаем примерку в графических редакторах, что и куда можно добавить, дополнить, подгоняем размер. Так появляется эскиз. Контуры крупных элементов и более мелкие детали переносятся на стену карандашом, и только потом мы беремся за краски. Для разных элементов подходит водоэмульсионная краска или акриловая эмаль.

В этом году на центральной улице Карачаевска появилось еще восемь изображений. К примеру, «Сыну человеческому» кисти Магритта вместо яблока лицо закрывает пролетающий кавказский орел, среди «Стогов» Моне бродит карачаевский фольклорный персонаж Теке, а в «Постоянстве памяти» Сальвадора Дали свисающие часы заменила гастрономическая визитка нашей республики — хычины.

Клуб любителей искусства и шпаклевки

Мадина: Сначала цель была сугубо художественная — украсить Карачаевск, создать стоящий арт-объект в городе. Вокруг нас много ребят из университета, друзей, которые рисуют, имеют общие взгляды, увлечения, хотят себя как-то проявить. Но нет площадки, общей тусовки. И мы подумали: было бы круто собрать всех вместе в своего рода художественный клуб. Ребята научатся рисовать, будет практика, в том числе опыт работы в команде.

Все здесь абсолютно добровольно. Мы всем рады. В соцсетях вешаем объявления, и желающие сами находятся. Зачастую люди, прохожие сами подходят, начинают интересоваться: что это за стиль, кто придумал? Просятся поучаствовать, что-то нарисовать, стремянку перенести — так и вливаются. Ежедневно приходят до десяти человек. Как видите, другие важные цели сформировались уже во время проекта: вовлечь как можно больше людей, вызвать у них интерес к живописи, создать мост между мировым искусством и кавказским колоритом.

Анжелика: Самое сложное лично для меня — это состыковаться с командой. Когда ты один, ты сам все контролируешь: палитру, размеры, сам отвечаешь за результат. В команде нужно взаимодействовать, полагаться на других. Нужно доверить свой замысел, его воплощение кому-то еще. При этом так происходит, что у кого-то хорошо получается штукатурить, у других — рисовать, кто-то может создать крутой контент для соцсетей. То есть сложности становятся преимуществом.

Как изменить мир

Анжелика: Обычно окружающим нравится наша работа. Правда, однажды нам сказали, что мы украли чужую придумку. Но чью именно, так и не объяснили. Мы понимаем, что сама идея не такая уж и гениальная, любой мог бы додуматься до такого. Но одно дело придумать, а другое — взять и сделать.

Мадина: Хочется делать Карачаевск уютнее, в том числе силами его жителей. Люди бережно и с любовью относятся к тому, что они делают своими руками, во что вкладывают себя. Было бы здорово, если бы сами горожане дворами или объединяясь по интересам создавали какие-то арт-объекты. В городе могла бы появиться такая аллея, к примеру. Интересно было бы для приезжих, да и сами жители любовались бы результатами своего труда, чувствовали сопричастность. Хотелось бы вернуть Карачаевску его первоначальный имидж — города художников, поэтов, культурных деятелей. Пусть Черкесск остается деловым и административным центром республики, а Карачаевск станет ее культурной столицей. Нашим высокогорным Петербургом.

Молодых людей, которые хотят изменить мир вокруг себя через самовыражение, на самом деле, очень много. Но, как правило, они зажаты. Нужно дать им возможность, место и понимание, что у них все получится. После завершения проекта мы хотим создать еще одно изображение, более масштабное и серьезное. Посвятить его истории республики, города, событиям и личностям. При этом не хотим ограничиваться рисованием, а планируем работать и в других техниках: лепнина, мозаика, витражи. Идей у нас много, еще больше — желания. Останавливаться мы не намерены.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Древние храмы Алании. Идея для мини-путешествия на Архызе
500 ступеней к Лику Христа, древние храмы IX века и руины города Маас — что можно увидеть недалеко от горнолыжного курорта
Юбилей СКФО. Факты и рекорды Северного Кавказа за 15 лет
В честь 15-летия Северо-Кавказского федерального округа собрали все самое интересное о его культуре, достижениях и природных достопримечательностях
И лыжнику, и сноубордисту: 10 советов тем, кто только начинает осваивать склоны
От выбора инструктора до правильной экипировки. Как сделать первые спуски безопасными и комфортными
Мэр Махачкалы Юсуп Умавов: «Главное — у нас люди очень добрые, гостеприимные»
Об увеличении турпотока до 1,5 млн, решении проблем ЖКХ, будущих морских круизах и чуде чуду — эксклюзивный разговор с главой столицы Дагестана
Мой город: Нальчик. Рассказывает Максим Пушкарев
О магии городских дворов, тайных терренкурах и местах силы
Шулюм: горский суп из баранины
На Кавказе этот суп имеет почти ритуальное значение: без него не обходится ни одно карачаевское или балкарское застолье. Наверное, в первую очередь из-за его простоты
Полная версия