{{$root.pageTitleShort}}

Десять символов Северной Осетии

Арт-объекты установили в самых живописных уголках республики. Рассказываем, как правильно читать «осетинские знаки» и где их искать

Проект реализовала творческая группа «Мах Конд» при поддержке местного комитета по туризму. Цель — повысить туристическую привлекательность региона. И вот на что предлагают посмотреть путешественникам.

Буква æ

  • Между Фиагдоном и Даргавсом

Буква — символ осетинского языка, выполненная из дерева и металла. В 1844 году филолог Андреас Шегрен создал то, что можно назвать современной осетинской письменностью. Многие буквенные знаки он заимствовал из латиницы. Почти век спустя — в 1923 году — весь язык перешел на латинскую основу, а в 1938 году был переведен на кириллицу. Все буквы алфавита приобрели иное начертание, кроме одной — Æ/æ.

«Танец с кинжалами»

  • Селение Верхний Згид

Скульптурная композиция посвящена, пожалуй, самому захватывающему из кавказских танцев. Танец с кинжалами считался признаком особого мастерства. Танцор должен блестяще владеть холодным оружием и уметь исполнять сложные па, стоя на носках. Предания говорят: изначально это был парный танец и исполняли его двое молодых танцоров, чередуя медленное кружение и стремительный темп. Количество кинжалов росло во время исполнения. В руках танцора всегда оставалось два клинка, остальные он удерживал за воротом, во рту, за шапкой, метал в землю. Число кинжалов могло доходить до четырнадцати.

«Колесо Балсага»

  • Окрестности села Даргавс

Огненное, крушащее все на своем пути колесо родом, конечно, из нартского эпоса и символизирует культ Солнца. Колесо Балсага — это живое существо, небожитель, состоящий на службе у высших сил. Этот герой сказаний имеет необычную форму, способен к перевоплощению, обладает даром речи, хитер и наделен большой силой. Именно Колесо Балсага становится причиной смерти нарта Сослана: оно отсекает герою ноги за оскорбление, нанесенное им дочери Солнца Ацырухс.

«Къоста»

  • Окрестности водохранилища Зарамагской ГЭС

Металлическая сборная конструкция под определенным ракурсом становится портретом великого осетинского поэта, драматурга и публициста Коста Хетагурова. Место для установки объекта выбрано не случайно: поэт родился и рос в селении Нар, недалеко от Зарамага, в семье прапорщика царской армии. Коста Хетагурова в Осетии знает действительно каждый. Именно с его стихотворений начинается знакомство с родным языком. Кому, как не основоположнику осетинского языка и литературы, зафиксировавшему всю красоту и глубину национального языка, ставить памятные знаки в этих местах?

«Рог изобилия»

  • Поселок Бурон

Гигантская конструкция подвешена прямо к скале. Натуральный рог, инкрустированный драгоценным металлом, — частое украшение в интерьере местных домов и популярный у туристов сувенир. Раньше он выполнял у осетин бытовую и ритуальную функции: из рогов пили в повседневности и во время ритуальных застолий. Теперь это скорее символ.

«Хъисын фæндыр»


  • Окрестности Галиатского водопада

Кишын фандыр — струнный смычковый инструмент, под аккомпанемент которого старцы-сказители напевали свои истории про легендарных героев и другие предания старины. Широко использовать его начали в конце XIX века, заменив им традиционную двенадцатиструнную арфу. Считается, что кишын фандыр также помогал в поисках тел при сходе снежных лавин и позволял предсказывать погоду по изменению его звучания. Инструмент напоминает скрипку, но способ игры отличается: музыкант держит его вертикально, на коленях. Арт-объект в горах недалеко от Галиатского водопада кишын фандыр таким, каким его воссоздал современный мастер — исследователь старинных инструментов Сослан Моураов.

«Зеркальный барс»

  • Кадаргаванский каньон

Барс — символ Осетии в буквальном смысле этого слова. Именно он красуется на гербе республики. Но это не тот снежный барс, которого мы привыкли себе представлять, а переднеазиатский леопард, животное желтого окраса с черными пятнами. Именно эти дикие кошки водились до середины XX века на территории Северного Кавказа, но практически исчезли из естественной среды обитания. Сегодня силами экологов и волонтеров популяцию хищников на Кавказе восстанавливают.

Переднеазиатский леопард — животное красивое и крупное, однако предпочитает обособленный образ жизни и искусно скрывается в природной среде. С этим связан выбор материала для арт-объекта — это зеркало. Заметить притаившегося между скалами в Кадаргаванском каньоне зеркального барса удается не сразу.

«Скифский акинак»

  • Долина Мидаграбинских водопадов

Короткий меч акинак — вспомогательное вооружение воинственных кочевников. Он был непременным атрибутом скифского воина, но стратегической роли не играл. Скифы предпочитали дистанционный бой с использованием стрел и дротиков. Однако если уж доходило до ближнего боя, то акинак всегда был под рукой. Это клинок с двумя лезвиями, треугольными или плоскими, сужающимися к острию. Делали его обычно из железа, реже — из бронзы. А рукоять клинка могла быть как простой формы, так и замысловатой — к примеру, изображала лапу зверя.

«Стрелы нарта Сослана»

  • Селение Мацута

По частоте упоминания среди видов оружия в нартских сказаниях лидируют лук и стрелы. Именно они — основные орудия героев и в бою, и на охоте. Создатели арт-объекта не случайно сделали отсылку именно к нарту Сослану. Солярные символы сопровождают героя на протяжении всей жизни и даже в смерти: Сослана губит Колесо Балсага. Лук же представляет собой полукружие колеса-солнца. Стрелы — его спицы.

«Стилизованная скамейка в виде рога»

  • Каньон Ахсинта

Авторы объекта вновь взяли за основу ритуальный рог и попытались перевести его эстетическую функцию в практическую — получилась скамейка для усталых туристов и путников. Правда, простояла она недолго: к сожалению, попросту сломали.

Карина Бесолти

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Смена ориентиров: как осетинский дизайнер сочетает моду и секонд-хенд

Расхламляет шкафы, помогает планете и использует передовые технологии — Тэка Бандурова не только дает вторую жизнь старой одежде, но и реализует уникальный проект по разумному потреблению вещей