Чеченский спортсмен Рустам Очерхаджиев, занявший четвертое место на недавнем чемпионате мира по бодибилдингу в Объединенных Арабских Эмиратах, не просто показал прекрасный результат, ставший, по оценке Федерации бодибилдинга России, «безусловным и уникальным для нашего региона успехом». Он совершил своего рода переворот в умах тех чеченцев, кто считал этот вид спорта неприемлемым для кавказца и мусульманина. И возможно, проложил дорогу будущим чеченским чемпионам-бодибилдерам.
— Успех абсолютно не изменил мои мысли, поведение, образ жизни… Даже не знаю, что я сегодня здесь делаю и зачем даю интервью.
— На самом деле в Чечне массово занимаются бодибилдингом. Все тренажерные залы забиты. Но на соревнования идти никто не рискует, стесняются. Он не популярен из-за формы, которая не приемлема для Чечни. В семье тоже сначала говорили: «Что мы скажем людям? Ты выступаешь в шортах…» Но перед чемпионатом в Эмиратах меня поддержал Рамзан Ахматович Кадыров. Я ему очень благодарен, ведь это означает, что бодибилдинг в Чечне признается как вид спорта.
— Я одного не понимаю: люди искренне радуются победе борцов и боксеров. Но они же не в дубленках выступают. Бойцы выходят на взвешивание в трусах, а на бой в шортах. Почему же мой вид спорта получает потоки негативных комментариев со ссылками на религию и менталитет, а бокс и борьба в таких же шортах вызывают бурю патриотизма и невероятный восторг?
— Я с детства понял, что просто так мне никто ничего не даст. Любой свой путь надо начинать с веры в Аллаха и с уверенности в свои силы.
— Кавказский мужчина должен быть гордым, но без гордыни: она губит человека.
— Для меня существует только одна причина не идти к своей цели — смерть. Пока живой, здоровый и свободный, есть шанс сделать все, что наметил.
— На одном из чемпионатов парень из Украины занял девятое место. К нему подбегает жена, обнимает, плачет: «Мы так долго мечтали об этом!» А мне обидно даже за второе место. Если я еду на турнир, то только за победой. Неважно, получится или нет, но цель должна быть такой. Именно это и сделает из тебя Чемпиона.
— Моя цель на данный момент — стать Мистером Олимпия. В бодибилдинге это самый крутой турнир, он проходит ежегодно в Америке. Это много контрактов, много денег, карьерный рост. Но чтобы туда попасть, надо стать чемпионом мира, заработать профкарту и с ее помощью накопить баллы для квалификации на турнир.
— Минимум один человек в мире уже пришел к тому успеху, которого ты сегодня ждешь. Если это получилось у кого-то, то получится и у тебя.
— Чем отличается бодибилдинг от боевых искусств? Только тем, что мы не колотим друг друга и не разбиваем друг другу лица в кровь.
— Каждый должен видеть только свои грехи.
— Если человек чем-то занимается и чего-то добивается, у него нет времени заходить к тебе в Инстаграм и писать там оскорбления. Только тот, кто сам ничего не достиг, будет писать гадости другим.
— Негатив находят даже на легендарного Рональдо. Дворника никто обсуждать не будет.
— Мышцы — дорогой аксессуар. Расход очень ощутимый. Зал, одежда, регулярное спортивное питание, качественное и сбалансированное полезное питание. Например, красная рыба. 1 200 рублей за килограмм. Она нужна в рационе. Когда у меня не было постоянной работы, я работал на стройке, чтобы поесть ее хотя бы раз в неделю.
— Очень редко могу позволить себе поспать до обеда. Только когда очень уставший. А так всегда сам, без будильников, просыпаюсь в семь. Может, это смешно, но я просыпаюсь от голода.
— Спортивное питание включает в себя биологические добавки: рыбий жир Омега-3, витаминно-минеральные комплексы, аминокислоты, протеин. Совсем другое дело — анаболики. Никому не советую принимать их без назначения врача. Особенно молодежи. Подростки вообще могут сломать свой гормональный фон.
— Я люблю поесть. Особенно мясо и мороженое. Но когда я ем что-то не то, внутренний голос всегда на страже: «Нельзя! Стой! Не ешь!»
— Каждый день по 30 раз становлюсь на весы. Контролирую даже граммы.
— Чтобы выступать на соревнованиях по бодибилдингу, надо иметь идеально пропорциональную фигуру. Для этого надо не один год ходить в зал и строить свое тело. Упорно работать с железом, с диетами, заниматься утром и днем. Это кардиотренировки, аэробика, кроссфит, бег, ходьба, плавание, растяжки, различные массажи.
— Минутных слабостей у меня не бывает. Например, ты выигрываешь чемпионат СКФО, России, проходишь отбор, чтобы выступать на мире. Но это еще не все. Вдруг не дадут визу или с финансами проблема возникнет. В конце концов, все есть. Ты готов к самому важному турниру в карьере… И взять с друзьями от души отдохнуть? Нет. Я лучше отвыступаю, а потом в два раза больше отдохну.
— В бодибилдинге сначала надо сделать себе имя, потом имя будет работать на тебя. Сейчас мне уже предлагают разные контракты — реклама спортивного питания, одежды. Но сперва имя должно стать медийным.
— Я никогда не присматриваюсь к соперникам. Когда смотришь на других, кажется, что кто-то мощнее и сильнее тебя.
— На соперника можно полушутя-полусерьезно надавить. У меня такой прием: «Слушай, еще бы месяц, и ты был бы в отличной форме!»
— На чемпионатах мира по бодибилдингу есть допинг-контроль. Но он проводится по типу русской рулетки — из шести листочков с фамилиями финалистов жюри наугад выбирает два-три, и их проверяют на допинг. Я считаю, что рисковать нет смысла. Смысл в том, чтобы выкладываться по полной.
— Детей надо приучать к спорту. Сначала просто приводить в зал, на поле. Пусть смотрят, влюбляются в атмосферу. Спорт в жизни всегда пригодится.
— Если девушка-вайнашка хочет следить за собой, она может, конечно, в отдельном зале заниматься фитнесом, еще каким-либо спортом. Выступать ли ей на соревнованиях, должны решать ее родители. Я бы свою дочь на соревнования не отправил.
— Тренером работать не хочу. У спортсменов хромает дисциплина. Расписываешь им по часам тренировки и диеты, а у них то день рождение бабушки, то застолье у друга. Если не соблюдать режим — нет результата. А твоя команда — это твой статус.
— Чем ты сильнее, тем сдержаннее и скромнее должен быть. Ввязаться на улице в какую-нибудь разборку я мог лет в 17−18, сейчас — нет.
— Все проблемы надо решать, как говорится, на трезвую голову, а не сгоряча. По религии, когда мы злимся, нами владеет шайтан.
— Ошибки и неудачи не должны тебя ломать. Они даны для того, чтобы все анализировать и пробовать снова и снова.
— Если ты слабый, надо переходить к плану «Б». Какой он? У каждого — свой. У меня его нет. Если бы у меня был план «Б», то я не выступал бы на чемпионате мира. Завязал бы с бодибилдингом лет пять назад, когда меня все осуждали и говорили: «Какой бодибилдинг?!»
— Чтобы слишком рано не постареть, надо ко всему относиться спокойно.
— Сейчас многие пользуются понятием «менталитет». Даже те, кто не знает, что это такое.
— В любой ситуации надо быстро ориентироваться. Когда я в Фуджейре вошел в шестерку лучших, где участников отделяли друг от друга 1−2 балла, я после произвольной программы рассчитывал быть в тройке. Но музыку мою перепутали, а я стою и жду свой трек. По лицам судей вижу, что мне пора начинать. Пришлось ориентироваться на ходу. Может, поэтому снизили балл — я стал четвертым.
— Не люблю лицемеров. В лицо улыбаются, а за спиной осуждают. Многие из них, когда я добился успеха и обо мне заговорили, стали мне хвалебные сообщения писать, искать встречи. Я ни на кого не обижаюсь, отношения поддерживаю. Но по принципу «Доверяй, но проверяй».
— Для меня не важно, в какую фирму одет человек. Вообще не обращаю внимания на это. Сам я люблю безделушки всякие. Вот заметил у тебя на руке часы, но не их фирму.
— Самый сложный вопрос для меня, это когда надо высказать свое мнение о чеченских девушках — что нравится, что раздражает… На эту тему не буду рассуждать.
— Не надо считать себя выше других. Мы все равны перед Всевышним. Надо считать себя скромным, обычным, простым парнем.
— Для меня в общении с людьми должна быть золотая середина. Если человек нудный, тусклый, с ним неинтересно. Если человек постоянно смеется и болтает, с ним тоже неинтересно.
— Слава, она сегодня с тобой, завтра с другим. А семью, если один раз профукаешь, больше ее не будет.
— Красота важна первые пять минут. А потом, если человек гнилой, ты эту красоту уже не видишь. Если хороший, то ты уже не с красотой общаешься.
— Я могу слушать любую музыку. Главное — чтобы мне нравилась композиция.
— В Чечне мне нравится все: мой тренажерный зал, семья, друзья. Бывают трудные моменты, но я стараюсь их переносить спокойно. Уезжать куда-нибудь в Нью-Йорк из-за косых взглядов не собираюсь. Буду жить дома.
— Только время покажет, кто тебе друг.