Именно такую пробу сил предлагает Казбек Абдурахманов из Махачкалы. Программист по профессии, пять лет назад он начал ходить в горы, получил первый разряд по альпинизму и теперь организует туры-восхождения на дагестанские горы.
Казбек рассказал об одном из своих маршрутов на гору Гитиндаг (2 788 м). Трехдневное путешествие не требует особой подготовки и включает в себя не только восхождение, но и поход по альпийским лугам через древний заброшенный аул.
Точкой отправления служит Махачкала. В 16 часов на одной или двух машинах (в зависимости от состава группы) едем в сторону города Избербаш к горе Пушкин-Тау, где есть небольшая площадка для первой остановки на кофе с «чудушками».
Следующая остановка — у аула Верхняя Филя, где разбиваем палаточный лагерь. В горах в это время уже стемнело, а значит, всех ждут костер, походный ужин, гитара и рассказы про Гитиндаг.
Кстати, у этой вершины много названий: Гатункук, Гестинкиль, Кет, Гатундаг. Гора стоит на стыке четырех дагестанских районов, и почти каждое село называет ее по-своему. Но большинство имен переводится одинаково: «Летняя гора».
На рассвете станет видно, какая красота окружает лагерь: «альпийские луга», речка, руины старого селения, горные вершины. Очень атмосферное место.
После завтрака («овсянка, сэр!» и бутерброды) спускаемся к Роднику невесты. Говорят, раньше именно здесь местные парни знакомились с девушками. Молодой человек просил дать ему напиться, и если девушка протягивала кувшин, это означало, что у парня есть все шансы стать женихом.
После недолгой прогулки сворачиваем палаточный лагерь и идем 5−6 километров по старой дороге через аул-призрак. Он не так знаменит, как Гамсутль, но, пожалуй, даже более интересен. Историки не знают, когда он был основан, но в XIX веке это было одно из самых крупных селений Кюринского округа.
По поводу этимологии есть несколько версий: кто-то говорит, что село названо в честь погибшего здесь полководца Фила, кто-то склоняется к лезгинскому переводу слова «слон». А кто-то считает, что Филя произошло от «вилер» — «глаза». В самом центре аула хорошо сохранились стены древней мечети с арабскими надписями, можно различить, в каких домах жили богачи, а в каких — бедняки. В этом заброшенном месте сейчас живут только две семьи, которые держат скот и занимаются огородами.
Из аула с тяжелыми рюкзаками идем по горному хребту, с которого открывается вид на зеленые долины и еще на одно заброшенное село — Бахцуг. И уже на склоне Гитиндага, почти под самой вершиной, разбиваем штурмовой лагерь. На ужин макароны, тушенка, чуду с разными начинками или фирменное блюдо от Казбека — яичница с крапивой и щавелем.
Подъем на штурм Гитиндага в четыре утра. Путь до верхней точки занимает 3−4 часа. Последние 200 метров — отвесная скала, здесь необходимо альпинистское снаряжение. Первым поднимается Казбек, вбивает крюки и ставит страховочные тросы, затем — все остальные. В будущем гид планирует установить там стационарные перила, тогда штурм станет быстрее и легче. Вид, открывающийся на высоте почти 3000 метров, завораживает. И шоколадные батончики, захваченные из лагеря в дорогу, кажутся особенно сладкими.
Обратный путь быстрее и проще. Уже к обеду успеваем вернуться в штурмовой лагерь. Приятным бонусом станут свежие овощи и фрукты, которые Казбек несет с собой в горы в специальной пятилитровой емкости. Для многих бывалых путешественников это покажется странным, ведь в поход принято брать легкие сухпайки, но для нашего гида главное — забота о своей группе. А после обеда контейнер заполняют полевыми цветами, которые еще несколько дней будут напоминать об этом невероятном приключении.
В Махачкалу обычно возвращаются в тишине: уставшие восходители отсматривают фотографии и делятся эмоциями в соцсетях и мессенджерах, рассказывая близким о том, что они обязательно вернутся сюда еще раз. Ведь лучше гор могут быть только горцы, которые покажут все самые красивые места Дагестана.