25-летний Ингисхан Оздоев из Ингушетии — успешный спортсмен. Четырехкратный чемпион мира по карате, чемпион России по боевому самбо и боец международной лиги ММА. Но мало кто знает, что основное время он проводит в общеобразовательной школе № 3 города Сунжа и преподает детям математику.
Днем он в строгом костюме объясняет школьникам свойства смешанных и десятичных дробей, заполняет журнал и выставляет оценки. А вечером — спешит на очередную тренировку в родной спортзал, где оттачивает удары до седьмого пота.
— Будучи подростком, я был ярым фанатом Брюса Ли и Жан-Клода Ван Дамма. Мне нравилось карате, и в 13 лет я впервые на него пошел — тайком от родителей. Они бы меня не пустили: учеба всегда была на первом месте.
Вечером я пулей летел с тренировки и садился за уроки — надеялся, что мое отсутствие не заметят. Через две недели все же сказал отцу. Он поставил условие: «Если у тебя появится хотя бы одна четверка в четверти, то можешь попрощаться со спортом». Когда эта четверка у меня все-таки появилась — по английскому языку, я целый год сидел дома. Такие жесткие санкции в деле.
Но потом родители заметили, что я делаю успехи в спорте. На первых соревнованиях я стал победителем. И тогда мама сама сказала: «Ну, может, из этого что-то получится. Хотя мало верится».
После 9 лет в спортивной школе я уже был чемпионом мира по карате. Родители к учебе больше не придирались, но я сам старался ее не забрасывать, да и спорт видел больше как хобби. Особенно любил точные науки — алгебру, геометрию, физику, астрономию. Решил поступать на физмат Ингушского госуниверситета, по специальности «Математика».
Первые два месяца на первом курсе я пропустил из-за сборов — и поначалу ничего не понимал. Плюс у преподавателей сработал стереотип о недалекости спортсменов: «Что ему делать на физмате?» Но потом они реально удивились, что боец может учиться на отлично.
Смешанные единоборства появились в моей жизни на третьем курсе. Мне позвонили и попросили выступить на чемпионате республики. К тому моменту пришлось на год оставить спорт. На предложение я откликнулся, хотя до соревнований оставалось всего пару дней. Я усиленно тренировался и стал победителем.
Через некоторое время меня снова позвали на турнир по ММА, на этот раз международный — «Битва в горах», который регулярно проходил в Ингушетии. Месяц подготовки, и я снова выиграл.
Совмещать учебу и профессиональный, уже новый, спорт оказалось непросто. Тренировался я меньше положенного, поэтому после первых побед в ММА последовало сразу три поражения.
Но математика всегда мне помогала. Здесь же нужно обмануть соперника, а для этого необходимо все просчитать в голове — своего рода теория вероятности. Так что мозг должен быть натренирован. А еще наш декан подбадривал меня перед каждым боем. Говорил: «На факультет без победы не заходи».
Тем временем вуз был благополучно окончен, и я пошел работать в школу. Помню свой первый рабочий день. Я волновался, как первоклашка. Я думал: «В 20 лет у меня уже есть свой пятый класс». Прошло 45 минут урока, я выставил ребятам оценки, затем был второй урок, третий, четвертый, пятый — и я привык.
Сначала думал, что останусь в школе только на год, а потом найду другую работу. Но уже через полгода вошел во вкус. Сейчас, если я уйду, ученики меня камнями забросают. Да и мне не хочется их оставлять.
Все начиналось с того, что приходилось мирить между собой мальчиков и девочек. Я учил их тому, что они братья и сестры. Мы полтора года строили «классную семью». Теперь ребята все понимают, дружат, а некоторые даже влюблены друг в друга. Вот такие у нас страсти!
Ученики меня очень поддерживают, смотрят бои. Однажды даже записали видеообращение с пожеланиями перед одним из моих боев и выложили днем в соцсеть. Я написал: «Вы почему не на уроке?», а они в ответ: «Учитель не пришел — к бою готовится».
А на день учителя ребята встретили меня в дверях — с плакатами, стихами, песнями и тортом. На видео снимали. «Это настолько мило, что просто нокаут», — писали мои друзья под роликом. В таком случае я готов быть нокаутированным каждый раз.
Когда я выхожу из кабинета, то частенько остаюсь на некоторое время у двери. В классе начинается шум, захожу — а они, восьмиклассники, борются. Однажды ученики попросили меня показать заднее сальто от стенки. Уговорили научить.
Чтобы поддерживать желание изучать предмет, нужно знать вкусы школьников. Я частенько приношу им нестандартные примеры и задачи, которые отчасти придумываю сам. А еще учу их не бояться сказать: «Я не понял, объясните, пожалуйста, еще раз». Мы с ребятами сразу договорились, что работаем, как в спорте, на результат, а не на формальную оценку в дневнике.
Во время урока я могу перейти с русского языка на ингушский. Ребята не всегда понимают, что означает «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов»
А еще мы устраиваем математические соревнования между классами среди наиболее продвинутых учеников. Тут разворачивается нешуточная борьба, ребята рьяно болеют за одноклассников. В этом есть присущее нашей культуре понятие «яхь» - чувство здорового соперничества.
Да, профессия учителя в республике не так престижна. Случались разговоры, что преподавание — немужская работа. Но я никогда не обращал на это внимание. Считаю, что если мужчина грамотно преподает, то это замечательно, какой бы предмет он ни вел.
Весна у меня планируется насыщенной. Планирую до начала Рамадана провести хотя бы один бой. Буду готовиться в республике с нашим тренером, с ребятами, такими же действующими чемпионами ММА: Абубакаром Местоевым, Мовсаром Евлоевым.
Сейчас у меня больше 100 различных наград — медалей, кубков, грамот. Изначально было на порядок больше, но я начал их дарить. Каждая из них досталась мне через изнурительную работу в спортзале, поэтому они равны между собой. Но есть та, что точно выделяется среди остальных, — это награда от моих учеников как «Лучшему классному руководителю».