Амин в переводе с арабского значит «верный». Художник из Кисловодска Амин Узденов действительно верен. Своим корням, родной культуре и традициям. Вот уже больше 15 лет он посвятил древнему искусству валяния кийизы — традиционных карачаевских и балкарских ковров, которое освоил с нуля.
Кроме того, вместе с братьями он основал небольшую сувенирную фабрику, она снабжает статуэтками курорты Кавминвод, а также открыл дома музей с древностями, которые сам выискивает в карачаевских и балкарских селах.
Амин и сувенирная фабрика
— У нас вся семья рукастая. Мой дядя, глядя в телевизор, успевал нарисовать диктора, пока тот зачитывал программу передач, — улыбается Узденов. — Вот и я в художники подался.
Амин отучился в Карачаевске на художника-графика. Еще во время учебы увлекся керамикой и фарфором и вскоре устроился на самую старую в Кисловодске фарфоровую мануфактуру «Феникс», чтобы набраться мастерства.
— Помню, что тогда мечтал там модельщиком стать, — улыбается Узденов. — Я думал, как здорово, придумал одну фигурку: кружку, свистульку или что угодно. И всю жизнь прибыль с нее получаешь!
Но потом художнику пришла идея получше — организовать собственную сувенирную фабрику. Открыть ее Амин Узденов решил, конечно же, с братьями. Так и вышло. И название фабрике дали фамильное — «Узден».
Поначалу братья делали только один сувенир — знаменитую на Кавминводах фарфоровую кружку с носиком, которая всегда была очень популярна среди курортников. Дело в том, что лечебный нарзан рекомендуют пить медленно, и тоненький носик на кружке как раз очень для этого удобен. Неожиданно дело братьев Узденовых пошло — кружки расходились влет.
— У нас в городе не так уж хорошо обстоят дела с сувенирной продукцией, — объясняет художник. — Но надо же людям что-то с собой на память увезти. Вот мы и помогаем.
Скоро фабрика занялась и производством фарфоровых статуэток — горцев, горянок, казаков и казачек. Причем были среди них как демократичные безделки, так и настоящие произведения искусства, на которые уходило до полугода работы. Сейчас в арсенале «Уздена» почти 600 разных изделий: кружки всех цветов и оттенков, колокольчики, наперстки, вазы, декоративные рога для вина, а уж разнообразным фигуркам и вовсе числа нет.
«Чтобы память не пропадала»
На фабрике есть небольшой выставочный зал. Наравне с коллекцией авторского фарфора там собрано множество разных древностей, которые художник находит в балкарских и карачаевских селах — старая керамика, предметы быта.
— Я много езжу по республикам, — рассказывает Узденов, проходя по залу. — Свой первый экспонат я долго искал по всем деревням, а нашел в заброшенном сарае своего родного села. Это была бричка для волов. Разбитая. Целый месяц только чинил. Но зато теперь смотрю на нее — и как будто энергией подзаряжаюсь.
Вскоре люди прознали, что есть такой собиратель старинных вещей, и стали сами приносить Амину всякую всячину: то кувшин старинный, то колесо цельное из дерева, то кованый светец.
— Меня иногда спрашивают: тебе правда все это старье нужно? — посмеивается художник. — Я говорю, конечно, везите!
Попадались и по-настоящему редкие, ценные находки: например, старинная коновязь из села Хузрук, к которым карачаевцы привязывали лошадей, или же керамические горшки, датированные XVIII веком.
— Всего таких экспонатов у меня набралось уже штук 400−500, — рассказывает художник. — На каждую вещь я оформляю таблички, пишу, кому вещь принадлежала, кто ей пользовался, чтобы память не пропадала.
Часть узденовской коллекции хранится здесь, на фабрике, еще часть — дома. В какой-то момент экспонаты стали занимать так много места, что художник решил строить для них во дворе отдельный небольшой домик. Этакий домашний музей.
Плату за вход художник брать, конечно, не планирует. И сейчас не берет, а просто с удовольствием показывает коллекцию многочисленным гостям.
Вызвали на ковер
Главное же увлечение настигло Амина Узденова в 2003 году. Тогда на краевой выставке он познакомился с Юрием Жульевым — тогда секретарем Союза художников России. Тот был очень впечатлен, увидев на выставке национальный войлочный ковер кийиз, и вдруг серьезно сказал Амину: «Вот посмотри, это же ваше — родное, почему бы вам не возродить утерянное?»
— Вечером я рассказал об этом разговоре отцу, — вспоминает художник. — Он сказал, что кийизы делала еще его мать, моя бабушка. И дело это всегда считалось немужским. Но мы с отцом попробовали, и у нас получилось.
Первый коврик вышел небольшим — 80 на 90 сантиметров, из черно-белой шерсти. Ему дали лаконичное название «Эльбрус», и он даже попал на всероссийскую выставку прикладного искусства.
— В поисках традиций я объехал многие села, общался со старейшинами, мы смотрели, изучали. Узнавал про шерсть, про краски. Например, раньше эти ковры красили корнями разных растений, поэтому цветов было немного: оранжевый, красный, желтый. А еще все кийизы делились на три вида по орнаменту и технологии валяния.
Своим увлечением Амин заразил всю семью. Как-то пришли к Узденову гости-художники. Он показывал им свои работы. А они спросили, чьи это там войлоки скромно стоят в уголке комнаты. Амин говорит — да это жены, она стесняется кому-то их показывать. Но гостям на Кавказе не отказывают — пришлось развернуть женины ковры.
— Да она же еще лучше тебя делает! — воскликнули друзья и забрали несколько работ на всероссийскую выставку.
С тех пор жена Амина Узденова работы свои выставляет и даже сама стала членом Союза художников России.
Художник и бедность
На один ковер у Амина порой год уходит. Работа кропотливая: раньше пять-шесть женщин делали ковер неделями, а тут в одиночку. Сначала художник рисует наброски, потом катает шерсть, вымачивает ее в горячей воде. Если все сделать правильно — ковер получится настолько плотным, что из него и шерстинки не вытащишь.
Некоторые коллекционные ковры Узденова оцениваются в кругленькие суммы — до 300 тысяч рублей. А самой дорогой работой считается ковер «Аделя», сотканный в честь дочки. Стоит он порядка 500 тысяч. Все потому что попал в альбом «Изобразительное искусство России». Художник хочет, чтобы ковер достался его дочке. Деньги-то не главное.
— Самое главное — влюбиться в природу и чтобы душа играла, — объясняет Узденов. — Вот тогда и получаются лучшие работы. Душа не заиграет — ничего не сделаешь. То, что делаешь на продажу, у художника называется «халтура». Это без души. Если постоянно на продажу делать, душа замирает. Если хочешь быть художником, должен быть бедным до какого-то момента.
На мой вопрос, что он из своих увлечений любит больше всего, по-восточному мудро отвечает.
— Это как спрашивать, что ты больше любишь есть, — улыбается Узденов. — На завтрак я овсянку люблю, в обед — борщ с мясцом, а вечером айран с рисом. Всему свое время.