{{$root.pageTitleShort}}

«В старости на завалинке нет ничего хорошего»

Многочасовые тренировки вместо телевизора и мягкого дивана, Instagram и здоровая диета. Вот что отличает от сверстников 61-летнего атлета из Черкесска, попавшего в Книгу рекордов России

Руслан и Азрет-Али Шидаковы

Сам Азрет-Али признается, что еще несколько лет назад чувствовал себя как его ровесники: одышка, головная боль, постоянная усталость. До тех пор, пока сын — известный боец ММА, действующий вице-чемпион мира Руслан Шидаков — не уговорил отца записаться в спортзал! За несколько лет тренировки стали для Азрет-Али серьезным увлечением. Настолько серьезным, что его результатами заинтересовались даже в Книге рекордов России.

Недавно 61-летний атлет даже зафиксировал уникальный рекорд — самое большое количество отжиманий на брусьях с утяжелением 20 кг в возрастной категории 60+. Теперь в его планах — покорить Эльбрус, вырастить атлетку из двухгодовалой внучки и мотивировать сверстников вставать с дивана.

«Рекорд — без подготовки»

— Никакой специальной подготовки к рекорду не было. Отжимания на брусьях я делаю на каждой тренировке, с разным весом. Однажды сын спросил, смогу ли я выполнить его с утяжелением в 20 кг — для записи. И я сказал, что смогу.

Буквально через пару дней приехали журналисты и представители Книги рекордов, они же и обозначили этот вес — 20 кг. Видимо, чтобы не задирать планку сразу, поскольку это первый подобный рекорд в такой возрастной категории. В этом зале мы его и зафиксировали. Всего получилось 18 отжиманий.

Результатом я недоволен, далеко не лучший мой показатель, на обычной тренировке я и больший вес поднимаю, и отжиманий больше делаю. Так что следующий рекорд тоже за мной!

«Взялся за свою форму, чтобы сыну не было стыдно за меня»

— Ничего нового я не открыл, это у нашего поколения считается, что 60 лет уже старость и пенсия. А в старину в Карачае мужчина до 70 лет был военнообязанным. Должен был участвовать в походах, защищать родину.

Мне тоже было с кого брать пример. Мой отец — долгожитель, прожил 108 лет, в 82 года он наравне со мной пас овец в горах, поднимался и спускался пешком на Пхию (высокогорный поселок на границе с Абхазией. — Ред.), и я за ним еле поспевал.

Ну и сын в каком-то смысле добавил мотивации. Я ездил с ним на соревнования. И так получилось, что на его боях мне приходилось самому быть секундантом, а вид у меня тогда был, мягко выражаясь, не очень спортивный. Пришлось взяться за свою форму, чтобы Руслану не было стыдно за меня.

«Не могу смотреть свои фотографии 10-летней давности»

— Со спортом я вообще-то дружу давно. Спортивной гимнастикой начал заниматься еще в школе, тогда же получил первый разряд. В армии занялся боевым самбо. А на втором курсе стал мастером спорта СССР — я учился в Воронежском технологическом институте. Совмещал учебу с тренерством. Но после вуза устроился по специальности — инженером-технологом по деревообработке, и спорт постепенно отошел на второй план. Появилась семья, дети, обычная жизнь, как у всех. К 55 годам чувствовал себя так же, как и все ровесники: одышка, быстро уставал, болела голова, спина, мучали боли в суставах.

Руслан Шидаков
вице-чемпион мира по ММА 2018 года

«Отец всегда был активным, бодрым, но около 10 лет назад у него был перитонит с осложнениями. Долго болел, лечился, сильно сдал. Я убеждал его, что нужно реабилитироваться, встать с постели, заняться спортом. Начали мы с укрепления мышц корпуса, потом добавили упражнения для сердечной мышцы. Постепенно самочувствие отца улучшилось. Он стал ходить на тренировки вместе со мной три раза в неделю по 1,5−2 часа. Я так им горжусь — он подает пример всем. За ним в зал стали приходить люди постарше — 40−45 летние, которые часто почему-то стесняются заниматься спортом. Отцу постоянно звонят, пишут, с ним советуются».

Я, правда, не верил, что можно вернуться в былую физическую форму, сил не хватало. Но сын настаивал, убеждал, что все получится. И я начал понемногу заниматься. Через 4 месяца уже мог подтягиваться, отжиматься. Стал чувствовать себя гораздо бодрее, сильнее, как будто помолодел. Сейчас не могу смотреть на свои фотографии 10-летней давности. Не хочу обратно! В старости на завалинке нет ничего хорошего.

Разминка, бег и легкий ужин

— Занимаюсь я по 2−3 часа несколько раз в неделю. У меня все по расписанию — тут важна регулярность.

Перед тренировкой за 15−20 минут выпиваю 1−2 стакана воды. Сперва разминка, потом беговая дорожка 40 минут: сначала просто ходьба для разогрева, потом бег около получаса. Затем делаю упражнения для шеи, спины на тренажерах — на каждом 3 подхода по 33 раза. После перехожу на силовые упражнения с утяжелением. Делаю 10 подходов по 10 раз. Потом жим лежа со штангой. Да вы сами попробуйте — ничего сложного.

После тренировки я обязательно ужинаю чем-то легким: рыбой, овощами. Чтобы были результаты от занятий спортом, нужно и питаться правильно. Я исключил из рациона сахар, могу себе позволить пару ложек меда в неделю с чаем. Ограничил мучное, жирное, сладкое, никаких тортиков, пирожков. Ем фрукты, овощи, мясо, молочку.

«20-летние наступают на пятки»

— Дома у меня есть практически полноценный спортзал, но хожу сюда. С единомышленниками интереснее, можно посостязаться, обменяться опытом. Новички смотрят на меня с удивлением, даже с недоумением. Но их отношение меняется, когда я показываю результат больший, чем они.

Когда на улице тепло, мы устраиваем забег на 10 км за городом. Бегут со мной обычно ребята 20−25 лет. Я вижу, что у многих есть задор, стремятся обогнать меня, сделать больше. Буквально наступают на пятки. Но и я стараюсь не отставать. Здоровый дух соперничества очень нужен в спорте!

«Лучше жесткая скамья спортзала, чем мягкий диван»

— Молодежь вообще очень поддерживает меня, воспринимает на равных. Непонимание как раз бывает со стороны моих сверстников. Они не верят, что можно и в нашем возрасте заниматься спортом. Да и все разговоры у них — о грыжах, больных суставах и таблетках. А все эти проблемы как раз и можно решить спортом.

Вечером, когда я занимаюсь в спортзале, мои сверстники приходят с работы, садятся на диван и смотрят телевизор. Не понимаю, как можно тратить время на бесполезный телевизор. Для меня лучше жесткая скамья спортзала, чем мягкий диван.

«Пишите в директ»

— У молодежи я научился еще одной штуке — вести Instagram. Теперь все делаю сам. Выкладываю снимки, подписываюсь на тех, чьи посты интересны и полезны, общаюсь с другими спортсменами, смотрю их тренировки.

В «директ» приходит много вопросов: сколько мне лет, какая программа тренировок, просят помочь, посоветовать что-то. Я всегда отвечаю, помогаю чем могу. И своих сверстников подтягиваю к техническому прогрессу — у них у многих до сих пор кнопочные телефоны. А я всех агитирую не отставать от молодых.

«Прекраснее наших гор нет ни в Тибете, ни на Шри-Ланке»

Учкулан, Карачаевский район

— Еще одно мое увлечение — горный туризм. Каждое лето мы с компанией таких же энтузиастов делаем восхождения, путешествуем по разным ущельям Карачаево-Черкесии. Прекраснее наших гор я не видел, честно, хотя много где побывал.

В 1993—1997 годах я работал в Красном Кресте координатором, мы помогали людям после стихийных бедствий и катастроф. Ездил работать на Тибет, Шри-Ланку, в Индию и Эмираты. Так что сравнивать есть с чем.

В этом году планируем четырехдневный переход из Учкулана в Архыз, через Дуутское и Тебердинские ущелья. А еще хочу подняться на Эльбрус, надеюсь, все получится.

«Переживаю за каждый бой сына»

— У нас вся семья спортивная, хотя, к сожалению, и не большая. Сын, Руслан — вице-чемпион мира по ММА в средне-тяжелом весе. Я езжу на его соревнования, выступаю секундантом. Если поехать не получается, то очень переживаю за каждый бой. Без команды выступать сложнее.

12-летняя дочка тоже занимается легкой атлетикой и танцами. Но все-таки главная моя надежда в спорте — внучка, ей всего 2 года, но она такие кувырки и ласточки делает — просто атлетка. Если позволит Всевышний, буду и ее тренировать.

Мариям Тамбиева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

«Мама плакала и говорила, что гордится мной». Осетинский легкоатлет — о победе на Паралимпиаде и отношении к российским спортсменам в Париже

Хетаг Хинчагов из Северной Осетии перед Играми сорвал спину и не смог показать свой лучший результат, но все же завоевал золото, став единственным чемпионом с Северного Кавказа