Спортсмен из Карачаево-Черкесии Марат Узденов установил национальный рекорд. Он протащил тринадцать с половиной метров два привязанных стальным тросом к шее внедорожника весом 5,4 тонны. Почему 38-летний спортсмен приравнивает этот поступок к попытке суицида, но уже планирует следующий рекорд?
«Объелись бышлак биширген и пошли тягать лексусы»
— Марат, поздравляю вас с таким достижением! Скажите честно — было очень больно?
— Очень! Поверьте, никакого наслаждения здесь нет. Человек, у которого нет силы воли, не сможет протащить даже один автомобиль.
В шее сильная режущая боль, тонкий стальной трос давит на сонную артерию. Ощущение, будто гортань вдавлена в позвонки и ломается, а в ушах и голове — звон. Он обычно появляется перед тем, как человек теряет сознание. Три раза я чуть было не вырубился. В эти моменты я думал только о Всевышнем. Я тащил автомобили и молился.
— Боже! Как же ваша семья на такое согласилась?
— А никто не знал! Да и я не стал предупреждать. Все были бы против, потому что мой поступок практически добровольный суицид. Умереть было очень реально.
И это касается не только семьи. Когда впервые тянул автомобиль — летом в Архызе — пришло очень много людей, которые меня ругали. Они говорили: «Что ты делаешь? Ты же можешь умереть, сломаешь себе гортань». Я сразу понял отношение людей к моим выступлениям и решил ставить рекорд, как говорится, втихаря. А когда все случилось, меня больше никто не ругал — даже те, кто раньше это делал. Наоборот, говорили, что я красавчик. Мнение обо мне резко поменялось.
— А как вам вообще в голову пришла идея этим заняться? Все знают вас как бойца ММА.
— Летом у меня гостил товарищ Александр Дубровин, по прозвищу Пересвет. Ему принадлежит похожий рекорд: он протащил аналогичный вес на расстояние 10 метров 80 сантиметров, правда, весовая категория у него другая — до 105 кг.
Так вот мы с ним вместе отправились в реабилитационный центр для детей «Надежда», у них был лагерь возле Архыза в селе Даусуз. Там мы устроили для детей силовое шоу: ломали у Пересвета на животе кирпичи, надували медицинские грелки, ломали кружки и многое другое.
Потом заехали в кафе, наелись от души бышлак биширген (национальное блюдо, представляющее собой густой картофельно-сырный соус — Ред.). И за обедом Пересвет меня и уговорил — сказал, что у меня получится. Вселил в меня веру в свои силы. Тогда я и протащил свой Лексус на шестимиллиметровом тросе. Оказалось, что для меня в этом нет ничего сложного. Сложилось ощущение, что я был уже подготовлен к силовому экстриму. Ну и помог свежий архызский воздух. Хотелось чуть ли не бежать с этим внедорожником на шее. Тогда же Пересвет уговорил меня подать заявку на рекорд, и я начал готовиться.
— И все же — у вас уже так много успехов в единоборствах. Зачем было так резко менять профиль?
— Я хотел сделать в своей жизни что-то, о чем можно было бы рассказывать потом своим детям. Спортивные соревнования — это не то. Всегда найдутся люди, которые скажут что-то плохое. К примеру, заявят, что ты поехал и купил медаль, хотя сами никогда даже не выходили на ринг или в октагон. Поэтому я решил совершить поступок, который будет признан официально, и после него никто не сможет сказать ни одного плохого слова в мой адрес или усомниться в моем достижении.
— Ладно, убедили! Тогда почему вы выбрали именно такой способ — именно шеей и тонким тросом? Остальные рекорды уже заняты?
— Именно! Силачи российского и мирового уровня протащили уже все, что только можно было. Некоторые из них пробовали тащить шеей внедорожник на трехмиллиметровом тросе, но у них ничего не вышло. Понимаете, это не получилось у людей, которые тянут без проблем танки, паромы и самолеты. Они попросту засыпали и вырубались, протащив автомобиль несколько метров. Многие останавливались, понимая, что сейчас потеряют сознание. Потому я и решил совершить то, чего не смогли сделать другие силачи.
«Я буду счастлив, если представитель моего народа побьет мой рекорд»
— А много времени ушло на подготовку? Наверное, уделяли особое внимание шее?
— Сначала мне казалось, что я готовился полгода. А подсчитал и понял, что на самом деле — два месяца. Так что, видимо, я поставил рекорд даже по времени подготовки. Люди-то годами тренируются.
Да и на самом деле — не было особой подготовки. Я просто брал и тянул каждый раз. Ну и готовил определенное место на шее, чтобы оно привыкло к стальному тросу. А вот мышцы шеи не качал, хотя мне многие об этом говорили. Занимался только коленными мышцами: постоянно разминал их и пользовался мазями, чтобы не было растяжения.
Я же всю жизнь чем-то занимался: вольной борьбой, самбо и дзюдо, боксом, рукопашным боем и многим другим. Каждый вид спорта что-то во мне оставил. Так что буквально месяц тренировки — и я смогу выступить в любом виде спорта. Это все мышечная память, накопленная мной за всю жизнь.
— Ну не может быть, чтобы все так — без сучка, без задоринки.
— Конечно, без сюрпризов не обошлось. В день установки рекорда, 20 октября, выяснилось, что владелец одного из внедорожников приехал без буксировочного троса, которым надо было привязать его ко второму автомобилю. Мы ищем-ищем этот трос, а найти не можем. И вот через 15 минут должны приехать эксперты фиксировать рекорд, а у нас его до сих пор нет. Потом мы нашли что-то вроде резинового пожарного шланга… Технически очень усложняет задачу, нужен-то стальной трос. Так что я был готов, а вот автомобили — не очень-то, поскольку я понадеялся на их хозяев.
— А теперь, когда все уже позади, какие у вас планы? Новый рекорд не за горами?
У меня уже готов новый рекорд. Я просто жду, пока кто-то сможет превзойти мое достижение. Тогда я сразу же поставлю новый рекорд.
У моих соперников постоянно будет стимул тренироваться, я его им обеспечу. Но в то же время я никому не советую самостоятельно повторять мой рекорд без серьезной подготовки.
Вы знаете, я же показал республике силовой экстрим. Я первый из Карачаево-Черкесии, кто совершил подобное. И если что-то с кем-то случится, все проклятья посыплются на мою голову. Никто не скажет, что это от Всевышнего. Поэтому я обращаюсь ко всем — не надо повторять то, что сделал я. Если хотите попробовать, я с удовольствием помогу и покажу. Я буду счастлив, если представитель моего народа побьет мой рекорд. В таком случае я даже не буду пытаться перебить его.
— Ладно, а допустим, если б я решил во что бы то ни стало побить ваш рекорд. С чего начать — столы, шкафы, стулья или может отечественная Нива подойдет?
Если ты хочешь побить мой рекорд, подойди ко мне, и я тебя научу всему. Не надо тянуть столы и стулья. Сразу начнем с машины, с того же самого Лексуса и шестимиллиметрового троса. Сначала потащишь один автомобиль, а потом сзади прицепим и второй. А отечественная Нива слишком легкая — ее и школьник потянет.
«Силачи из нашей республики еще не знают, на что способны»
— А своих сыновей (старшему сыну Марата Имрану — 10 лет, младшему Кемрану — 6 лет — Ред.) вы тоже в сторону спорта направляете?
— Да, постепенно приучаю их к спорту, но заставлять не хочется. Думаю, они сами должны сделать выбор. Сейчас сыновья ходят в бассейн. Старший занимается баскетболом, гандболом. Недавно обоих отправил на тхэквондо, но им не понравился этот вид спорта.
Конечно, я хотел бы, чтобы они умели защитить себя и тех, кто рядом с ними. Но важней все же, чтобы они развивались в умственном плане. Они у меня должны быть образованными и грамотными людьми, а спортом пусть занимаются для себя. Если честно, мечтаю, чтобы старший сын отучился в серьезном вузе и стал архитектором. А по его следам отправлю и младшего.
— Да и ваши собственные достижения спортом не ограничиваются. Вы и строительством занимаетесь, и в избиркоме состоите. А не так давно еще и благотворительный фонд организовали. Как это вышло?
— Фонд мы решили создать примерно в 2015−2016 годах. Я обсуждал эту идею с председателем молодежного комитета рода Узденовых Алибеком. Он предложил купить существующий уже несколько лет фонд у другой фамилии, которая не могла его содержать. Мы так и сделали, оформили фонд под названием «Возрождение».
Занимаемся поддержкой малоимущих семей нашего рода Узденовых на протяжении двух-трех лет. Выявили около десятка нуждающихся семей и ежемесячно стараемся им помогать. Отправляем продукты питания из расчета на месяц-полтора.
В фонде работает всего несколько человек. Мы скидываемся на нужды малоимущих семей из своих зарплат. Хочу подчеркнуть, что мы помогаем семьям не только из своего рода, но и из других тоже. Поддерживаем детские дома.
— Сколько человек и семей насчитывает ваш род?
— По разным мнениям, наш род насчитывает от 6 до 9 тысяч человек. Насчет численности рода есть разногласия, единой цифры нет.
— Слышал, вы собираетесь еще помогать местным силачам устанавливать рекорды. Это правда?
— Да, я планирую в республике открыть Книгу рекордов Карачаево-Черкесии, чтобы жители региона могли регистрировать свои рекорды. Мы им будем помогать расти дальше и выходить на представителей Книги рекордов России, а впоследствии — на Книгу рекордов Гиннесса.
У нашей республики огромный потенциал, есть много своих силачей. Просто они еще сами не знают, на что способны. Когда я потянул в августе внедорожник, следом за мной это повторил тебердинский парень Тимурлан. Это уже о чем-то говорит. Для человека важен пример.
Мне кажется, что многие захотят испытать свою силу. К примеру, парень не умеет драться, но он очень сильный и может потянуть целый трактор. Появятся молодые люди, которые придут в силовой экстрим, хотя он сейчас для республики является необычным видом спорта. Хочу зарегистрировать официально федерацию и ассоциацию силового экстрима Карачево-Черкесии.
Есть у меня планы по запуску в регионе благотворительного фонда по поддержке спортсменов. Хочу открыть его уже в этом году. То же самое касается и озвученных выше идей. Думаю, что в следующем году по этим трем направлениям мы будем активно работать.
Как говорит один мой знакомый, «Никогда не останавливайся на достигнутом. Только вперед и ни шагу назад. Ура!»
— Отличный девиз! Ну и главный вопрос: в чем сила, брат?
— Сила в вере. Только верой в Аллаха можно чего-то в жизни добиться. Без веры твоя сила ничего не значит, а ты — никто. Если ты веришь в Аллаха и убежден в этом, это и есть твоя главная сила. Сила в правде — только в кино.
На первом месте, словно фундамент дома, должно стоять духовное начало, затем — знания и, наконец, спорт. Это мой девиз, которого я придерживаюсь всю свою жизнь. Я всегда всем рекомендую начинать сначала с бога, а затем уже переходить к знаниям.