Интеллектуальные игры — тот же спорт: без тренировок никуда, только работать приходится головой. Об этом хорошо знает команда «Эсквайры» из Махачкалы — второй год подряд они становятся победителями в международном фестивале МГТУ имени Баумана по спортивной версии игры «Что? Где? Когда?», одолев больше пяти десятков команд со всего мира.
О том, зачем дагестанцам борьба умов, «эсквайры» рассказали «Это Кавказ».
— В прошлом году мы сами этого не ожидали. Просто играли-играли, и вдруг в конце нас объявляют победителями! В этом году мы уже более системно подошли к соревнованиям, и тоже получилось, — рассказывает один из «Эсквайров» предприниматель Таир Кулиев.
«Эсквайры» состоят в Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда», как и еще более 30 тысяч игроков по всему миру. Команда из шести человек собралась четыре года назад на базе местного интеллектуального клуба «Идальго». Пока они единственные в Дагестане, кто регулярно играет и выигрывает на соревнованиях по «Что? Где? Когда?». На их счету, к примеру, три кубка на турнире по интеллектуальным играм среди республик Северо-Кавказского федерального округа и второе место в зачете кавказских команд в международном фестивале «Эх, Владикавказ».
Мы беседуем с обладателями Гран-при в фойе Национальной библиотеки имени Расула Гамзатова. Мимо ходят посетители, кто-то заглядывается на расставленные и разложенные на столе кубки и медали. Своего помещения у ребят нет, а конференц-зал, где проходят тренировки и заочные этапы игры, администрация библиотеки открывает ровно в три — к началу тренировки. Раньше не положено.
Умные тренировки проходят по воскресеньям — в будни все члены команды заняты: кто-то работает юристом, кто-то — бухгалтером, инженером, журналистом. Сегодня помимо постоянного состава за столами еще несколько человек — пришли проверить свои способности. Кто-то заинтересовался случайно, кого-то привели сами «эсквайры». Игроки делятся на две группы: новички против «бывалых».
В роли ведущего выступает один из участников «Эсквайров» — Шамиль Азиев.
— На обдумывание ответа дается одна минута. Потом каждая команда сдает листочек со своей версией, — объясняет он.
Всего командам надо ответить на 36 вопросов из разных областей знаний — их получают от редакторов игры «Что? Где? Когда?». В конце ведущий подсчитывает правильные ответы — за каждый начисляется один балл — и объявляет победителя. На все уходит около двух часов и плитка шоколада, съеденная знатоками.
В этот раз побеждает команда профи, новички смогли дать лишь несколько правильных ответов.
— Все так, как обычно бывает в заочных турнирах игры, — поясняет Таир. — Чемпионат в МГТУ, где мы победили, проходил по такой же системе.
Всем командам — их было больше 50 из разных стран, в том числе США, Германии, Канады, Нидерландов и Израиля, — выслали одинаковые вопросы. Команды сыграли и отправили редакторам ответы на оценку — и так шесть турниров. Затем был очный турнир в Москве — первый в новом сезоне, где и объявили победителей соревнований 2018 года.
Так как игры проводят заочно, контролировать честность выполнения заданий невозможно. Но никто не бежит гуглить ответы, уверяют игроки.
— Вопросы рассчитаны не на знание конкретных фактов, они на умение мыслить. Загуглить ответы на такие вопросы проблематично. В общем-то, игроки могут жульничать, но если какая-то команда всегда отвечала на 30 из 36 вопросов, что очень круто, а потом приехала на очный чемпионат — и ничего не показала, то становится все понятно. К тому же на соревнованиях не бывает миллионных призов, все играют на интерес и для саморазвития, —поясняет Таир.
Чтобы за минуту суметь найти нужный ответ — не обязательно штудировать десятки энциклопедий, считают «эсквайры».
— Редко требуются какие-то суперзнания. Школьная программа плюс умение сопоставлять факты. Просто это дело привычки. Когда человек впервые приходит играть, он говорит: «О, сложно, много знать надо», — делится еще один игрок команды Шамиль. — Но в любом виде спорта у новичка после первой тренировки будут болеть мышцы. Если ты вольешься, будешь учиться, это станет в удовольствие, и ты уже будешь играть не из любопытства, а для того, чтобы побеждать.
Несмотря на успехи команды, интеллектуальные соревнования в Дагестане не пользуются большой популярностью, говорят игроки. Клуб «Идальго» еженедельно проводит игры интеллектуальной лиги «Игра с умом», где призовой фонд обеспечивается за счет взносов участников, и время от времени «Брэйн-ринг» среди сельской молодежи от 14 до 35 лет. Но еще одной крепкой команды пока не сложилось, объясняет Таир.
— В городе-миллионнике, как Махачкала с агломерацией, должно быть три-четыре команды высокого уровня, а всего — больше десятка. В Хельсинки, к примеру, около 30 регулярно играющих русскоязычных команд, и это за границей.
Ребята признаются, что не все в их окружении понимают, для чего они играют в «Что? Где? Когда?».
— Когда говоришь, что потратишь выходной на игру, встречаешь недоуменный взгляд: «Тебе больше заняться нечем?» — рассказывает Амина Магомаева, выпускница факультета филологии. — Для меня это личностный рост. Это игра ради игры, но для молодого поколения это и возможность себя проявить, — считает девушка.
Чтобы популяризировать интеллектуальный спорт и привлечь свежую кровь в команду, игроки однажды пошли на эксперимент.
— Как-то наш капитан Артур Кайтмазов решил просто подходить к людям на улице и сообщать им, что в библиотеке проходят игры в «Что? Где? Когда?». Из любопытства пришли один или два человека, надолго они не задержались, — сетует Таир. — Проще уехать, на самом деле, отсюда, но мне хочется чуть-чуть лучше сделать там, где я живу.
Иногда команда по финансовым причинам не может выехать на игры или выступает в неполном составе.
— Конкретно с просьбой: «Дайте нам денег» — мы никуда не обращались, — говорит Таир. — Мы играем для себя и будем продолжать независимо от того, будут нам помогать или нет. О наших успехах знают в администрации главы республики, в Минмоле, в Минобре. Но все ограничивается поздравлениями в соцсетях или обещаниями вроде «Мы вас пригласим на разговор за чашкой чая к министру». Это прекрасно, но мы были бы очень благодарны, если бы нам, например, оплатили поездку на соревнования. Когда мы приезжаем, другие игроки на нас смотрят вот такими большими глазами, полными изумления: «Чего чаще не ездите?» Просто денег нет.
Иногда, говорит Таир, на помощь приходят предприниматели. Но эта поддержка не может сравниться с той, которую получают победители спортивных чемпионатов.
— Это порочный круг. У государства нет запроса на успехи в интеллектуальных видах спорта. И если борцам-вольникам после соревнований вручают ключи от автомобилей от руководства города, района, села, то куда побегут ребята, которые это видят? В спортзал. Поэтому в республике сотни спортзалов, а у нас нет собственного помещения. Мы делаем то, что мы можем делать. Но этого недостаточно. Нужны другие люди и системная государственная поддержка.