С Яной мы встречаемся в ее домашней мастерской в Ессентуках. На светлых стенах развешены картины. Самый частый сюжет изображений — это горы и их обитатели: местные жители в традиционных нарядах, животные, растения и особенно много птиц.
— Птицы — это, наверное, моя основная болезнь, — улыбается Яна. — Да и вообще, люблю природные мотивы. Не сказать, чтобы прямо кавказский колорит, но здешние горы и растительность меня очень вдохновляют.
Свою необычную профессию — эмальера — девушка освоила в Железноводске, в филиале Южного федерального университета. А теперь сама преподает студентам, обучающимся мастерству горячей художественной эмали.
Свои изделия — броши, серьги, колье — Яна делает больше для души. Выпускает коллекции, иногда экспонирует их (хотя, как правило, для выставок делаются более крупные работы и в другой технике). И только если ее просят повторить что-то конкретное — делает такое же изделие на заказ. Покупатели находят эмальера в Instagram. Заказов пусть немного, но все же приходят они регулярно — по несколько в месяц.
— В основном обращаются поклонники творчества или те, кто собирает коллекции, связанные с природой, — говорит Яна. — Мое творчество как раз посвящено связи человека и природы. Я не разделяю мнения, что человек в ней доминирует. У меня, к примеру, в одной из работ образы женщины и лошади — равноценны. Это то, что я хочу показать: равнозначность и важность бережного отношения к природе.
Создание одного небольшого изделия занимает около полутора-двух дней. Каждая вещь проходит многократный обжиг: в печь она отправляется 5−7 раз.
— Этапов производства очень много, — объясняет Яна. — Сначала отрисовывается эскиз, потом по нему специальными инструментами вырезается металлическая пластина — из меди, серебра или из золота. Я, как правило, работаю с медью. Потом молоточком форме придается выпуклость. На нее выкладывают тоненькие металлические проволочки, которые образуют рисунок, и уже в эти ячейки закладывается цветная эмаль.
Затем заготовка обжигается, полируется, эмаль закладывается повторно, и ее снова запекают — всего делается примерно три забивки цветом. Потом специальными красками добавляются дополнительные элементы: узоры или детали. И наконец, финальный обжиг.