Село Хушет расположено на высоте около 2000 метров над уровнем моря у самой границы с Грузией — до нее рукой подать. Добраться сюда непросто: автомобильной дороги нет. И летом, и зимой людям нужно преодолеть около 10 километров пешком по крутому перевалу. Грузы перевозят на ослах — здесь можно встретить целые караваны этих животных. На их спинах все: от мешков с продуктами до стиральных машин.
Цумадинский район — один из самых отдаленных районов Дагестана. Путь в Хушет из Махачкалы займет 4,5−5 часов — это только до перевала и в лучшем случае. В ином можно попасть на строительные работы: на участке Нижнее Хваршини — Верхнее Хваршини расширяют дорогу. Буровые машины проделывают в скалах отверстие глубиной в 20 метров, в них закладывают взрывчатку и приводят ее в действие. После взрыва порода обрушается — и завал надо расчистить. Возможности проехать мы прождали три часа. А незадолго до нашего приезда дорога была закрыта две недели.
Так как до Хушета на автомобиле не добраться, транспорт оставляют на стоянке. Но это название условное: тут нет оборудованной площадки для машин, магазина и туалета, как логично предположить. Это просто место неподалеку от тропы, ведущей на перевал Жирбак, за которым и скрывается Хушет. В наш приезд там стояла только пара автомобилей.
Саму тропу легко не заметить и проехать мимо «стоянки» дальше — в тупик. В Хушет ведет пеший серпантин с набором высоты около 500 метров. При подъеме на перевал открывается вид на Хушетскую долину и само село. По прямой до него отсюда около пяти километров. Спуск по тропе в долину проходит через лес. Здесь стоят палатки пограничников: над селом находится погранзастава. У всех проверяют паспорта и пропуски. Впрочем, если последнего нет — то вас развернут обратно еще задолго до Хушета. Граница настолько близко, что жители пользуются грузинскими сим-картами, российская связь здесь не ловит. Весь путь от «стоянки» до села занимает около двух часов.
Несмотря на сложные условия, в Хушете живет около 900 человек — для высокогорного удаленного села это немало. Причем население не сокращается, а растет. Люди в основном живут натуральным хозяйством — держат скот, разводят огороды и сады. В селе работает средняя школа, есть фельдшерско-акушерский пункт. В прошлом году появилась футбольная площадка. Теперь по вечерам устраивают жаркие спортивные баталии.
Один из видов сообщения с «большой землей» — вертолет. Для него есть специальная площадка, ее построили пограничники. На вертолете возят в Махачкалу людей, которых нужно срочно госпитализировать. На нем же в село доставили два автомобиля — других тут нет. В селе улочки слишком узкие, машине не проехать. Так что дорога из села для автотранспорта всего одна — к реке. Оттуда на УАЗах возят заготовленные с лета дрова.
Сейчас в село прокладывают грунтовую дорогу. Сделать это на свои деньги обещал местный депутат в случае победы на выборах — и сдержал слово. Пока рабочие продвинулись только на два километра. Всего понадобится проложить не меньше пятнадцати. Сделать это удастся не раньше, чем через два года — в том числе из-за погоды. Через неделю после нашего отъезда выпал обильный снег, и работы прекратились.