![](https://cdn-media.tass.ru/etokavkaz/7/c/7c9b0e1ce0c7a76a9860ca8f0e86c7d140cf3c45.png)
Фото: Амир Магомедов
Село Хушет расположено на высоте около 2000 метров над уровнем моря у самой границы с Грузией — до нее рукой подать. Добраться сюда непросто: автомобильной дороги нет. И летом, и зимой людям нужно преодолеть около 10 километров пешком по крутому перевалу. Грузы перевозят на ослах — здесь можно встретить целые караваны этих животных. На их спинах все: от мешков с продуктами до стиральных машин.
Цумадинский район — один из самых отдаленных районов Дагестана. Путь в Хушет из Махачкалы займет 4,5−5 часов — это только до перевала и в лучшем случае. В ином можно попасть на строительные работы: на участке Нижнее Хваршини — Верхнее Хваршини расширяют дорогу. Буровые машины проделывают в скалах отверстие глубиной в 20 метров, в них закладывают взрывчатку и приводят ее в действие. После взрыва порода обрушается — и завал надо расчистить. Возможности проехать мы прождали три часа. А незадолго до нашего приезда дорога была закрыта две недели.
Так как до Хушета на автомобиле не добраться, транспорт оставляют на стоянке. Но это название условное: тут нет оборудованной площадки для машин, магазина и туалета, как логично предположить. Это просто место неподалеку от тропы, ведущей на перевал Жирбак, за которым и скрывается Хушет. В наш приезд там стояла только пара автомобилей.
Саму тропу легко не заметить и проехать мимо «стоянки» дальше — в тупик. В Хушет ведет пеший серпантин с набором высоты около 500 метров. При подъеме на перевал открывается вид на Хушетскую долину и само село. По прямой до него отсюда около пяти километров. Спуск по тропе в долину проходит через лес. Здесь стоят палатки пограничников: над селом находится погранзастава. У всех проверяют паспорта и пропуски. Впрочем, если последнего нет — то вас развернут обратно еще задолго до Хушета. Граница настолько близко, что жители пользуются грузинскими сим-картами, российская связь здесь не ловит. Весь путь от «стоянки» до села занимает около двух часов.
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/5/c/5c34063f34aa12cbb14b6de40eafd535da4b16c1.png)
Фото: Амир Магомедов
Бригадир Газимагомед руководит работой по расширению дороги на участке Нижнее Хваршини — Верхнее Хваршини
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/c/3/c34a563630e2771581abd4bcac8068c77bdf6604.png)
Фото: Амир Магомедов
Спуск по тропе в долину ведет через лес
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/3/a/3ad8ba7aa1d3fa6a664067815ec6ad9de3d6927d.png)
Фото: Амир Магомедов
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/c/4/c41d89568e2543e0e8cf9e3a65de5cacd3dc4742.png)
Фото: Амир Магомедов
Караван на дороге в село
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/e/8/e8e7994c3ab9213c08f5a44dacbe185256801a4d.png)
Фото: Амир Магомедов
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/2/b/2b8ecedbbce7a7a96f28b9fc8fc3fc9b4b105cfa.png)
Фото: Амир Магомедов
Первые дома села показались с дороги
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/8/e/8eb5bd374b07a0644236b25656eadfc3bd048f82.png)
Фото: Амир Магомедов
Вертолетная площадка
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/3/c/3cdb00bce62981e8aef4424d717f8e18728fc7e2.png)
Фото: Амир Магомедов
Надгробия на окраине села
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/d/c/dc9fd295c18ca9ac608ec7430d6c6fc17fbad355.png)
Фото: Амир Магомедов
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/5/0/507e8eca65e9b1764eca3d4216f0f62aedfc2904.png)
Фото: Амир Магомедов
Хозяйственная постройка — амбар с сеновалом
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/2/9/2972ab2b3af0fdbae43092bb649db096f8f2bc9a.png)
Фото: Амир Магомедов
Старинное приспособление для обмолота зерна на току
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/5/5/553db97be859f9461735f27da2b9d6725b42d9f4.png)
Фото: Амир Магомедов
Годекан — место для общественных сборов — располагается на крыше одного из домов. Мужчины приносят с собой бинокли и наблюдают за округой
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/e/7/e7e0ec40d09d0b1a059dc5c5c083c6dcfe034c10.png)
Фото: Амир Магомедов
Дорога в соседний Цунтинский район. В селе рассказывают, что именно из Цунты пришел когда-то основатель Хушета
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/6/2/6253b83d7503283e7317c1373db6ad30398ac640.png)
Фото: Амир Магомедов
Один из двух автомобилей в селе
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/1/1/111eda3b65a63e5df2b5de9fd90821161b934946.png)
Фото: Амир Магомедов
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/a/2/a24235f2588ef5309c3ed029ce3f20a1c90fee10.png)
Фото: Амир Магомедов
Многие строения покрыты каменной черепицей
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/3/f/3f49b951c42ebaa09c2f1a56279a3487805206a0.png)
Фото: Амир Магомедов
На крыше лежит валик для ремонта. Крыши покрывают смесью глины с соломой. Когда глина вымывается и крыша начинает течь, глину снова наносят и утрамбовывают валиком. На террасе сушится шерсть
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/6/f/6fd809c38c87bda530a644c73a4884ce7ccfd245.png)
Фото: Амир Магомедов
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/5/f/5faf9824bc468ee31506a6f4e8e833f9aaaab140.jpg)
Фото: Амир Магомедов
Директор школы Магди Закарьяев на годекане
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/2/1/2126e898aa1d9ca49269a79f0b87c4f58b7f4a66.png)
Фото: Амир Магомедов
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/0/3/035413ee04c952103a069cb6b481414248c407b2.png)
Фото: Амир Магомедов
Колокольчик на дереве — старый школьный звонок. Сейчас его используют, если в селе отключают свет. Это случается часто: здесь бывают сильные ветра, и линии электропередач не выдерживают
![](https://cdn-media.tass.ru/width/1200_4ce85301/etokavkaz/0/c/0cf9aa5b2fa06bc347b13ea2065ea2e3b61511b8.png)
Фото: Амир Магомедов
Старый корпус хушетской школы
Несмотря на сложные условия, в Хушете живет около 900 человек — для высокогорного удаленного села это немало. Причем население не сокращается, а растет. Люди в основном живут натуральным хозяйством — держат скот, разводят огороды и сады. В селе работает средняя школа, есть фельдшерско-акушерский пункт. В прошлом году появилась футбольная площадка. Теперь по вечерам устраивают жаркие спортивные баталии.
Один из видов сообщения с «большой землей» — вертолет. Для него есть специальная площадка, ее построили пограничники. На вертолете возят в Махачкалу людей, которых нужно срочно госпитализировать. На нем же в село доставили два автомобиля — других тут нет. В селе улочки слишком узкие, машине не проехать. Так что дорога из села для автотранспорта всего одна — к реке. Оттуда на УАЗах возят заготовленные с лета дрова.
Сейчас в село прокладывают грунтовую дорогу. Сделать это на свои деньги обещал местный депутат в случае победы на выборах — и сдержал слово. Пока рабочие продвинулись только на два километра. Всего понадобится проложить не меньше пятнадцати. Сделать это удастся не раньше, чем через два года — в том числе из-за погоды. Через неделю после нашего отъезда выпал обильный снег, и работы прекратились.