Повсеместное обрусение кофе «американо», охватившее страну после выступления премьер-министра Дмитрия Медведева на заседании Евразийского межправительственного совета, добралось до Дагестана. На днях местная сеть кофеен Donuts Day, как и было предложено на заседании, переименовала американо в «русиано» и выложила в Instagram шутливый ролик с подписью: «Когда ты патриот своей страны! А ты за русиано или американо?» Патриотизма, правда, хватило только на переименование кофе — адаптировать название всей сети под «национальный» тренд владельцы не стали. Ничего личного, просто бизнес.
— Это, можно сказать, была идея всей нашей команды. Мы даже не знали о том, что другие кафе так делали. Потом только увидели, что «Бургер Кинг» тоже переименовал американо в «русиано». Нам начали в соцсетях скидывать видео с Медведевым, и мы решили поменять название. Это был больше маркетинговый ход, конечно, нежели патриотический. Людям было интересно что-то новое, — рассказывает сооснователь сети Юсуф Нурудинов.
Роста продаж «русифицированного» американо владельцы Donuts Day пока не заметили, однако, говорит Юсуф, подобные акции и не рассчитаны на сиюминутный эффект — так сеть завоевывает лояльность клиентов.
— На самом деле, наши клиенты очень хорошо отреагировали на эту акцию. Люди приходят, смеются. Всем интересно. Говорят: «Молодцы, очень прикольно сделали». Видео, которое мы сняли, хорошо разошлось по социальным сетям, многие выложили его у себя на страницах.
По словам Юсуфа, некоторые посетители даже придумывают свои названия для кофе.
— Бывает, что клиента спрашивают: «Вы будете американо?», а он отвечает: «Нет-нет, мне, пожалуйста, „русиано“». Иногда переделывают название на свой лад: «Дайте мне евриано, или итальяно, или туркиано»… Любое слово начинают говорить, а заканчивают на «яно» или «ано». Даже хачиано, — смеется Юсуф.
Владельцы сети не собираются оставлять название «русиано» вместо «американо» навсегда — напиток должен носить свое, правильное имя. Однако в Donuts Day может появиться кофе «русиано» с другим составом.
— Сейчас думаем как раз, из чего его можно сделать. Этот напиток должен ассоциироваться с Россией, — рассказывает Юсуф.
На предложение добавить в обычный американо рюмку водки он строго отвечает, что в Махачкале такой напиток «не поймут».
По словам Юсуфа, в Дагестане давно привыкли к тому, что владельцы заведений быстро реагируют на информационную повестку.
— До этого еще в Дагестане был бум на покемонов, и мы тоже отреагировали — делали пончики в форме покемонов. Одно время думали сделать что-то про американские выборы. Нам неважно, политическое это событие или нет, мы просто стараемся подхватывать тренд.
Говорят, первыми бороться с «неполиткорректным» кофе начали крымские кафе. Там кофе «россияно» появился еще в 2014 году. Новый вариант — «русиано» — вскоре после шутки на Евразийском совете стал встречаться в меню многих российских ресторанов и кафе. «Русифицированный» американо уже подают в Москве, Рязани, Новосибирске, Смоленске, Санкт-Петербурге и других городах.
Владельцы бара «Огонек» в Екатеринбурге, например, решили не останавливаться на кофе, переделали все меню и назвали его «Премьер». Теперь гости заведения вместо виски American Honey могут заказать «Сладкую Россию», вместо Jack Daniels с колой — «Жору и квас». Коктейли «Бронкс» и «Манхэттен» превратились в «Бирюлево» и «Марьину рощу», а B-52 в СУ-34.
Бар «Дружба» во Владивостоке придумал свое название — «русияно». Однако за ним скрывается не кофе, а коктейль «Черный русский». В заведении Opium в том же Владивостоке по-своему интерпретировали шутку и назвали свой фирменный кофе в честь новоиспеченного президента США Дональда Трампа — «трампучино».
Петербургские казаки вообще придумали свой кофейный напиток — «казачино». В кофе они предлагают добавлять мед. А депутат Госдумы Виталий Милонов предложил свой рецепт «русиано». Парламентарий считает, что напиток будет хорошо сочетаться с ягодами: брусникой или клюквой. Милонов даже предложил созвать экспертный совет во главе с самим собой, который разработает лучший рецепт «русиано» с ягодами.