Событие
Восточные сказки, папаха и Рахманинов
14 октября, 2025
Впечатлились и обещали вернуться! О том, как прошел северокавказский гастрольный тур оркестра из Москвы — в нашем репортаже

Московский государственный академический симфонический оркестр вместе с художественным руководителем и дирижером Иваном Никифорчиным совершил первый гастрольный тур по городам Северного Кавказа. Выступления состоялись в Махачкале, Грозном и Владикавказе. Тур проходил при поддержке министерства культуры РФ, портал «Это Кавказ» стал информационным партнером события.

Концерт в Грозненской государственной филармонии им. Шахбулатова состоялся 10 октября.

— В этих краях очень горячая, эмоциональная публика, и мы это почувствовали уже вчера в Махачкале, — говорит директор оркестра Ирина Шигорева. — Сегодня нас с радостью и вниманием встречают в Грозном — очень вкусно накормили, обеспечили комфорт и поддержку всем 73 музыкантам оркестра! Очень профессиональная команда филармонии и отличные инструменты. Мы с легким волнением ждем начала концерта.

И праздник, и восточный колорит

Открыла концерт «Праздничная увертюра» Дмитрия Шостаковича — произведение, насыщенное жизнерадостной энергией и надеждами. По словам Ивана Никифорчина, начинать гастрольный тур по таким замечательным местам надо именно так, ведь сегодняшний концерт — настоящий праздник.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«После тяжелого рока артобстрелов просто необходима классическая музыка»
Чеченские композиторы не пишут «серьезную» музыку, а она очень нужна. Как ее слушают в Грозном и в сельских домах культуры — знает главный дирижер Чеченского симфонического оркестра Валерий Хлебников

Сольная партия Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова в исполнении солистки оркестра Екатерины Мечетиной стала настоящим украшением вечера. Этот концерт считается поворотным моментом в русской музыкальной классике: солист не соперничает с оркестром, а гармонично взаимодействует с ним, создавая поэтичное и лирическое звучание.

— "Шехерезада" — настоящая магия. Музыка перенесла меня в мир сказок и чудес, и я не могла оторваться ни на секунду, — делится впечатлениями одна из посетительниц.

Завершала программу именно эта бессмертная симфоническая сюита Николая Римского-Корсакова, сплетенная из восточных сказок и вдохновляющая богатством красок и фантазий. Решение включить «Шехерезаду» в программу — желание связать гастроли с кавказской культурой, которой особенно близка тема востока. Этой музыкальной сказкой композитор сумел передать дух восточной поэзии и причудливую музыкальную палитру, которая окрыляет слушателей всех поколений. И действительно, публика высоко оценила виртуозность музыкантов: когда угасли звуки финального аккорда, зал еще долго аплодировал стоя.

«На бис» в бурке и папахе

— Все, что есть в мире, абсолютно точно есть в русской композиторской школе. Когда мы выбирали программу, хотели, чтобы зритель открыл что-то новое для себя, — объясняет Иван Никифорчин. — При этом произведения совершенно разные по образу мышления и стилю. Мне нравится такой синтез жанров.

Дирижер отметил комфорт и красоту зала в Грозненской филармонии и выразил надежду, что этот тур станет традицией.

— Я, кстати, два года назад выступал здесь с Российским национальным оркестром. Тогда я для себя абсолютно точно решил, что хочу сюда вернуться — совершенно фантастическая филармония и публика.

Ярким воспоминанием из этой поездки для Ивана Никифорчина стал подарок от министра культуры Дагестана — бурка и папаха. Маэстро с улыбкой рассказал, что пришлось буквально «пережить несколько бань», выступая в этом наряде, и пообещал, что обязательно поместит его в своем кабинете в Москве как память о туре.

— Рахманиновская музыка не оставляет равнодушным никого, — говорит солистка оркестра Екатерина Мечетина. — Публика на Северном Кавказе особенно эмоциональна: когда после финальных нот зрители встают и долго аплодируют — это высшая награда для исполнителя. Грозный произвел на меня большое впечатление.

Она добавила, что классическая музыка — это неисчерпаемый источник эмоций, который помогает современному человеку ощутить переживания, которые не всегда доступны в повседневности.

Участники тура подчеркивают, как важно приближать классическую музыку к людям в разных регионах России, знакомить их с богатейшим наследием отечественной композиторской школы, включая широко известные произведения и реже исполняемые шедевры XX века.

Первый гастрольный тур МГАСО — настоящее музыкальное путешествие с живой энергией, глубоким смыслом и яркими эмоциями. И, по всей видимости, он лишь открывает двери для новых встреч с публикой Северного Кавказа в будущем.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Кавказские танцы под китайским небом
Руководитель ансамбля танца «Шагди» из Кабардино-Балкарии — о поездке в Китай, преодолении страхов и непростой судьбе наставника
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
«Медовые» цели пчеловода из Чечни
Основатель сети «медовых» магазинов Магомед Камаев знал, что хочет заниматься пчеловодством с самого детства. Найти призвание помог дедушка, который часто брал с собой внука на пасеку
Сталь, высота и скорость. Истории трех кавказских женщин, которые живут без оглядки на правила
Каждая из них выбрала путь, где нужна не только физическая, но и внутренняя сила, — и доказала, что хрупкость и решимость могут идти рядом
Танец как язык свободы. История танцора из Кабардино-Балкарии, который покорил столицу
Как заразить зрителя любовью к культуре Кавказа и почему лезгинка объединяет людей самых разных национальностей
Полная версия