Многоэтажные фасады Дербента обретают новый облик — на них изображены мотивы восточных сказок, бытовые и исторические сюжеты, абстракция. Пять новых муралов украсили город в рамках III стрит-арт-фестиваля «Стена». Гигантские граффити создавали молодые художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Махачкалы и Инджии (Сербия). Живописцы уверены: галерея под открытым небом поможет гостям и туристам проникнуться атмосферой древнего города и познакомиться с его обычаями.
Муралы московского художника Данилы Шмелева встречаются в Италии, Германии, Эмиратах и многих городах России. Дербенту автор подарил уже вторую картину — «Скрытая красота».
— Этот эскиз я хотел сделать еще в первый приезд, но организаторы настояли на более доступном сюжете. Написал натюрморт «Разговор». А в этот раз я все-таки сделал геометрическую абстракцию. Она основана на узорах с чибты, циновки, из села Урма (село в Левашинском районе Дагестана. — Ред.). Я пересмотрел много ковров, посуды, но именно этот орнамент больше всего «зашел». Так я хотел вернуться к истокам исламского искусства, где нельзя было изображать практически ничего, кроме узоров, паттернов. Сильно вдохновился этим в южной Испании — там смешение христианской и исламской культур. Увидел мечети, которые были перестроены в христианские соборы, потом обратно, и обратно, и все они испещрены узорами — это цепануло и сидело во мне. Я решил выплеснуть эту энергию.
Дербентские муралы Шмелева выполнены в разных жанрах, но почерк и стиль автора узнаваем: Данила работает в технике тромплёй (trompe-l`oeil) и 3D.
— Работа выполнена в фирменном стиле, объект как будто находится за матовым стеклом, — поясняет он. — Четко видно то, что на первом плане, отдаленное — размыто, в таком блере. Поэтому название мурала «Скрытая красота».
Василий Каптырев приехал на фестиваль «Стена» из Иркутска. В Дербенте художник никогда не был, первые впечатления от города он и собрал в единую композицию, название которой пока не придумал. А вдохновиться на создание мурала помогли прогулки по цитадели Нарын-кала, музеям, рынкам и общение с местными жителями. Теперь, поднимаясь со стороны моря по улице Пушкина, прохожие видят не унылый фасад девятиэтажки, а живописный фрагмент дербентской стены.
— Идея сюжета появилась после того, как мы посетили крепость, — говорит художник. — Экскурсовод рассказывал о событиях, которые там происходили. Очень увлекательно! Так и сложилась композиция в голове: я решил изобразить фрагмент крепости и дополнить образ символами. Вдалеке, в арке, нарисовано дерево — это символ новой жизни. Почему оно проросло через камни? Крепость — это сооружение, которое имеет защитный характер: оберегает отечество, жизнь народа.
В процессе работы художник столкнулся с такой особенностью фасада, как кондиционер. Не проблема закрасить, подумал Василий, но делать так не стал.
— Кондиционер совпал с расположением вазы, а ваза, как и крепость, — вещь абсолютно рукотворная. Это символ человеческого труда, созидания. Кондиционер — это про современные достижения. Именно поэтому ваза у меня изображена разбитой: как бы прочно технологии ни входили в нашу жизнь — сотовые телефоны, фотоаппараты, они зачастую имеют негативный характер, чересчур бесцеремонно вторгаются в нашу жизнь. Мы теряем исторические памятники, меняются наши ценности. Здесь как раз посыл такой: нужно стараться сохранить прошлое, найдя компромисс с днем сегодняшним.
Мальчишка в бейсболке, отдирающий монохромный фасад с пятиэтажки, — арт-коллаборация Ильи Роби и Андрея Калугина. Это единственный мурал третьего фестиваля «Стена», выполненный двумя авторами.
— Очень сложно разным художникам делать совместную работу. Решили, что какая-то часть моей графики будет взаимодействовать с персонажем Андрея. А его персонаж просто так на фон не поместишь. Родилась идея о мальчике, который открывает для себя новый мир, — рассказывает Илья.
Илья Робе — стрит-художник из Санкт-Петербурга. Он влюблен в моря, океаны, горы, потому именно стихии главенствуют в его картинах. А их автор создал муралы в разных уголках страны — от Калининграда до Камчатки.
— Люди часто думают, что другие культуры, течения, направления разрушают ортодоксальную составляющую их жизни. Это совершенно не так: они, как правило, привносят что-то новое. Этот смысл мы и постарались вложить в совместную работу, — поясняет художник.
— В этом мальчике можно увидеть любого человека, который пытается что-то узнать. Он сдирает этот фасад, и открывает для себя другой мир: горы, Кавказ, другую реальность. Познает мир, — дополняет соавтора Андрей Калугин.
Андрей Калугин — первый и пока единственный создатель муралов в Дагестане. На фестивале в Дербенте Андрей расписал фасад здания на улице имени 345 Дагестанской стрелковой дивизии. Бедуин, везущий товар на верблюде, напоминает мотивы восточных сказок. Это второй мурал Андрея в Дербенте, первый — под названием «Жизнь» - украсил набережную в прошлом году.
— Я решил, что погружу зрителя в прошлое, когда через Дербент проходил Великий шелковый путь. Использую яркие краски. Хочу, чтобы у прохожих, которые посмотрят на мой мурал, поднималось настроение. Жители привыкли, что фасады города меняются, становятся полотнами для художников. Пока я работал, прохожие часто останавливались, интересовались сюжетом картины, спрашивали, что за разметки, крестики-нолики? Но я сохранял интригу.
— Я ел бы этот чурек каждый день! — делится эмоциями сербский стрит-художник Деян Иванович.
На стене пятиэтажки он изобразил женщину, выпекающую хлеб. Сюжет для фрески на улице Ленина автор взял из повседневной жизни.
— На мурале я хотел показать традиционную сцену из Дагестана. Что именно — я уже знал, потому что читал и смотрел видео о регионе, его национальных особенностях. Мне лишь нужно было найти героиню. Мы зашли в ресторан, где готовят традиционные блюда, там я и увидел женщину у печи с чуреками. Сфотографировал ее, а потом нарисовал на стене. Хлеб она печет отменный!
Деан — известный в Сербии пейзажист. Он украсил своими фресками фасады высоток в Греции, Италии, Германии, Болгарии, на Балканах, в Минске, Нижнем Новгороде и теперь в Дербенте — городе, который в народе уже называют Городом муралов.