Спорт
Медаль в кустах
29 августа, 2016
1970
Как родители серебряного призера Олимпийских игр Аниуара Гедуева пережили финальный поединок сына и почему на родине борца считают настоящим героем

Поток гостей в доме Бориса и Фатимы Гедуевых не прекращается уже больше недели. Приходят поздравить с олимпийским серебром, которое выиграл их младший сын — Аниуар. 29-летний борец-вольник из Кабардино-Балкарии завоевал серебряную медаль Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро в весовой категории до 74 кг. В финале он уступил Хасану Яздани со счетом 6:6 — иранец совершил последнее результативное действие. В тот полный драматизма вечер за поединком Аниуара наблюдало все его родное село Псыгансу.

«Все кричат, думаю: балл получил. А потом тишина…»

— Она была в огороде, — говорит Борис о жене.

— В кустах, — подхватывает Фатима, — убежала туда и спряталась, — смеется она, но тон тут же становится серьезным. Говорит, что никогда не смотрит поединки сына в прямом эфире.

— У нас всегда народу много, по их эмоциям угадываю… Я смотрю после награждения, а когда проигрывает, но это не часто бывает, — вообще не смотрю. В тот вечер все село здесь собралось, вынесли телевизор во двор и смотрели, а я даже не подозревала, что у него такая травма, — вспоминает Фатима. — Они все кричат, думаю: балл получил. А потом тишина… И младшая сестра идет ко мне… никогда не забуду, как она ко мне подошла и говорит: «Серебро». Я не хотела верить, переспрашиваю: «Как серебро?» «Ты бы видела, в каком состоянии он это выиграл…» Утром проглядела только фотографии, а схватку ни за что и никогда не посмотрю.

С первой минуты финальной схватки в Рио Аниуару Гедуеву пришлось выступать с рассеченной бровью. Медики несколько раз перевязывали борцу голову, к концу поединка спортсмену было тяжело и видеть, и дышать, но он выстоял до конца, вел в счете, но на последней минуте все же уступил противнику из Ирана.

В Кабардино-Балкарии Гедуева встречали как настоящего героя. Кортеж поклонников парализовал движение транспорта от границы республики со Ставропольским краем до Нальчика и дальше — до родного села борца. На многих встречающих были футболки с фото спортсмена сразу после финальной схватки.

«У него и пальцы сломаны, и рука, и ноги…»

— Он к этому шел 20 лет. Тяжело далась схватка в финале Олимпиады, — говорит отец призера Борис, — да и вообще, вся карьера складывается очень сложно.

В секцию вольной борьбы Аниуар пошел во втором классе — и в первый же день тренировок сломал руку.

— Я предлагал больше не ходить, но он был полон решимости и сказал, что должен своего обидчика победить, а уж потом решит, — вспоминает Борис. — Мать никогда не хотела, чтобы он спортом занимался, потому что травм много. У него и пальцы сломаны, и рука, и ноги… в Осетии мениск оперировали… Тяжелый у него путь! Это профессиональный спорт, просто так с неба ничего не падает.

Основал детско-юношескую спортивную школу, в которой рос будущий олимпийский призер, его дядя — старший брат Бориса, Анатолий, мастер спорта СССР по классической борьбе.

— Он был уважаемым человеком, его опыт и мастерство высоко ценили. Брату выделили квартиру, и он занялся воспитанием подрастающего поколения. Как-то Анатолий увидел, что собираются снести старое здание детского сада, но стены были настолько мощными, что бульдозер не мог их сломать. Он попросил не трогать здание, взяв на себя обязательство переоборудовать его и сделать там спортзал. Так и появилась спортивная школа в Псыгансу, еще в советское время, — рассказывает отец медалиста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Денег нет, но вы играйте
На Кавказе почти некому играть на духовых инструментах — старшие уходят, молодежь на смену не спешит. Во Владикавказе решили возродить школу деревянных духовых, сделав ставку на детские ансамбли

Школу обустраивали всем миром.

— Были секции греко-римской борьбы (тогда она называлась классической), вольной борьбы, кикбоксинга, бокса. Аниуара привел в секцию старший брат Алим, он в то время активно занимался спортом, но позже забросил. Их тренером был Арсен Хасанов, — добавляет Борис.

Первого успеха Аниуар достиг в шестом классе — выиграл первенство России.

— После этого он говорил: «Если буду в тройке первенства России среди взрослых, тогда остановлюсь». Потом говорил: «Я буду доволен тогда, когда на международных соревнованиях буду стоять на пьедестале и зазвучит гимн России». Говорит, в этот момент все трудности забываются, — рассказывает отец спортсмена и вспоминает самую тяжелую, по его мнению, схватку сына — во время Кубка мира по вольной борьбе в 2010 году.

— В финале за Кубок мира сборная России боролась с командой Ирана и победила. Тогда была большая ответственность за всю команду, за Россию. По мне, самую серьезную первую победу он одержал там, — говорит Борис.

«Из спорта уходить не собирается»

По профессии отец героя Рио сварщик. Всегда работал на производстве, участвовал в больших стройках республики. Руководил бригадами таких же, как и сам, трудяг, шесть лет строил ГЭС. Сейчас на пенсии. Фатима до замужества трудилась на заводе полупроводниковых приборов, затем в кооперативных цехах, на других заводах, а позже открыла маленький магазинчик. Да и хлопот по дому всегда хватало. Говорит, помогали сыновья: Алим, Амир и Аниуар.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Ингушетия ликует!
Республика сегодня не спала: до глубокой ночи болела за своего земляка дзюдоиста Хасана Халмурзаева и до утра праздновала его олимпийское золото

— У нас же дочери нет, а ребята мне особых хлопот не доставляли, во всем помогали. Мальчики сами и приготовят себе еду, и вещи свои постирают, а вся мужская работа и так всегда была на их плечах, — рассказывает Фатима.

Все трое сыновей получили высшее образование.

— Старший — Алим — сейчас собирается защищать кандидатскую диссертацию. Все, слава Аллаху, хорошо! Вот теперь только среднего, Амира, женим… — мечтательно продолжает мать.

Рассказывает, что у Аниуара в еде предпочтения разные, но мамин шипс — кабардинский соус к мясным блюдам — борец любит больше всего.

— Он очень любит мой медовый торт, вообще, любые торты. Всегда в холодильнике у него их несколько сортов. А еще мясо и морепродукты, но это у спортсменов такая диета. А когда приезжает домой, то заказывает мой шипс… с домашней курочкой очень любит.

У Аниура и его супруги Залины трое детей. Старшему Идару исполнилось четыре с половиной года, средней Ясмине — два с половиной, а крохе Расиму — только год.

— Маленький отца почти не знает, Аниуар же все время на сборах, — сетует Фатима.

Спутницу жизни спортсмен выбирал сам, без помощи родителей.

— Они все решили, заказали ресторан, выбрали платье, купили кольцо и только после этого нам сообщили, — рассказывает мама спортсмена.

Сейчас Аниуар находится в Чечне («В гости позвали, не смог отказать!» — поясняет Фатима), а потом собирается в санаторий в Кисловодск.

— Подлечится, отдохнет, а потом с тренерами сядут и решат, что дальше делать, — объясняет Борис. — Из спорта он уходить не собирается.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Мастер-классы с кавказским колоритом. Чему можно научиться в отпуске
Хычины и сыр, изделия из кубачинского серебра и кайтагская вышивка — все это можно не просто купить на память об отдыхе, но и сделать своими руками. А бонусом — побывать в гостях у ремесленников
Юбилей СКФО. Факты и рекорды Северного Кавказа за 15 лет
В честь 15-летия Северо-Кавказского федерального округа собрали все самое интересное о его культуре, достижениях и природных достопримечательностях
И лыжнику, и сноубордисту: 10 советов тем, кто только начинает осваивать склоны
От выбора инструктора до правильной экипировки. Как сделать первые спуски безопасными и комфортными
Сила слова. Как кавказской прессе удается процветать в цифровую эпоху
В День российской печати рассказываем о региональных газетах и журналах, притягивающих литераторов и культурных деятелей со всей страны и вдохновляющих читателей уже не одно десятилетие
Тайна «Приюта 11»: как исчез легендарный отель на Эльбрусе и получится ли его возродить
На месте сгоревшей гостиницы, когда-то самой высокогорной в СССР, построят новый отель. Но повторит ли он успех оригинала?
Полная версия