Традиции
Свадебный сундук
25 сентября, 2023
Когда-то он был неотъемлемой частью приданого каждой дагестанской невесты. Но сегодня его можно увидеть не только в музеях и в спальнях у бабушек, но и на рынках, в модных гостиных и вновь на свадьбах

Пять сундуков Айдемировых

Село Губден славится своей приверженностью традициям и особой «модой»: в каждом доме здесь хранят, собирают и дают в приданое антикварную мебель, дорогие сервизы, старые ткани и украшения.

Местный плотник Айдемиргаджи Айдемиров вспоминает, как выдавал замуж дочерей:

— В то время сундук 60−70 тысяч рублей стоил. Но если я сам умею, зачем деньги отдавать? Да и память им останется. Решил сделать им по сундуку и один на продажу, чтобы работать интереснее было.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Губден — это красиво
Считается, что в Губдене женщин баловали и берегли. Им не приходилось работать так, как горянкам. Возможно, поэтому село славилось красавицами и модницами и там все так же живут «модные» ремесла

Люди приходили посмотреть на работу Айдемиргаджи, торговались, старались сбить цену.

— Все говорили: красивый такой, не как у других, а сами хотели дешевле. За 60 тысяч не отдал, а через полтора года жена за 45 продала, потому что перестали их давать девочкам, мода поменялась. Сейчас сельчане вместо сундуков дают комоды «румынской мебели».

В огромной гостиной Айдемировых много дерева: на полу дубовый паркет, двери, столы и стулья ручной работы. У стены стоит массивный деревянный резной сундук, густо покрытый лаком. Он попал в дом с приходом снохи. Если провести рукой по поверхности, прощупывается орнамент. Золотые гвоздики немного выпирают, словно россыпь бусинок, сложившихся в замысловатый узор. Изнутри он обит алым бархатом. Отсеков нет, только с одной стороны расположена узкая полочка для хранения мелких вещей.

— Мастера часто используют готовые детали, — продолжает Айдемиргаджи. — Копируют чужие работы. Я сам вырезал весь орнамент. Просто из головы. Или увидел чужое и дополнил от себя.

Улангерек, жена плотника, показывает свой сундук — не такой нарядный, обитый железом, с узором, коваными ручками и замком.

— 42 года назад мне мама его дала. Тогда такие были в моде, — рассказывает женщина. — Во время пожара он обгорел. Я покрасила его, но он не принимает новую краску. А старшей сестре достался сундук нашей бабушки, с «музыкальным» замком — он уже антиквариат. Когда открываешь замок на старинных сундуках, пружина такой звук дает — «дзинь». Замки были ручной работы. А младшей сестре дали глянцевый сундук с золотыми ромбиками, они тогда только вошли в моду.

— Мода — она преходящая, сегодня одно, завтра другое, — философски вставляет Айдемиргаджи. — Когда стареешь, начинаешь понимать, что все равно за ней не угонишься, лучше старинное, антикварное.

Деревянное прошлое

Неподалеку от заброшенного аула Аймази можно увидеть три камня, один из которых напоминает женскую фигуру. По легенде, когда-то давно юную девушку решили отдать за старика. Когда свадебная процессия вышла из родительского дома, она стала молиться, чтобы ей не пришлось переступать порог ненавистного жениха. Небо сжалилось над ней, и невеста обратилась в камень, а вместе с ней — ее свадебный сундук и поднос с халвой.

В некоторых даргинских селах до сих пор сундук из родительского дома выносят с выходом невесты. Ключи хранятся у главной сопровождающей ее женщины, после завершения торжеств она вручает их невесте лично в руки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Медные кувшины Ичичали
Медные и латунные кувшины ручной работы — бренд села Ичичали. Раньше они были в приданом невест по всему Дагестану, а мастеров в ауле было не счесть. Сейчас тайну ремесла хранят лишь два аксакала

Деревянные сундуки с резными узорами встречались у всех сословий. По ним можно было судить о достатке дома. На переднюю стенку шли лучшие доски — нередко орех и дуб, а остальные элементы делались из менее ценных пород: липы, чинары. Орнамент был такой же, как у опорных столбов, ларей, домашней утвари — символы плодородия, солярные знаки-обереги. Для декора и долговечности сундуки покрывали черной краской из проваренной смеси толченого жженого ячменя, трута и сажи.

Делали их разных размеров, но всегда на ножках, чтобы днище не касалось земляного пола и не портилось от влаги.

— Сундуки — важная часть горского быта. Неверно считать их только частью свадебной символики. Они был хранилищем ценных вещей, которые нужно было держать под замком, — рассказывает Зубалжат Мирзаева, директор Акушинского историко-краеведческого музея. — В них хранили одежду, платки, ткани, Коран, дорогую посуду. Крупные вещи складывали поверх сундука. Для хранения домотканых паласов, бурок использовали потолочную жердь. Туда не добирались мыши. Хранящиеся вещи прокладывали полынью и другими травами, защищая их от моли.

В начале ХХ века появляются сундучные мастерские и новые, заимствованные приемы и техники. Изделия начинают обивать жестью или покрывают белым железом с тиснением. Иногда жесть окрашивали в разные цвета. У нынешних бабушек в домах стоят именно такие сундуки, и молодежь считает их традиционными горскими, хотя им немногим больше 100 лет.

Со временем отделка таких сундуков становилась проще, кованые детали исчезли. Вместо дерева в ход пошла фанера, вместо харбукских замков ручной работы стали использовать фабричные. В 70-е в сундучную моду вошли украшения в виде тонкой полоски золотистой жести.

Возвращение сундука

В 90-е годы сундуки перестали быть обязательной частью приданого. Если их и давали невесте, то заказывали под стиль остальной мебели — с тем же фасадом, чтобы они выглядели как часть гарнитура. В горной части республики традиция и сундучное дело сохранились дольше.

— На какое-то время сундук оказался ненужным. Однако ремесло и традиция свадебного сундука возвращаются. В селе Усиша и в других местностях есть хорошие мастера. На воскресном Ая-Базаре можно увидеть целые сундучные ряды, и на Манасском рынке сундуки есть, и на «Авито». Их делают похожими на современную мебель, чтобы вписывались в интерьер. За эти годы были попытки делать из разных материалов, к примеру обитые тканью со стеганным рисунком, но они не прижились, — говорит Зубалжат Мирзаева.

Городские невесты «по последней моде» укладывают приданое в коробки и чемоданы из искусственной кожи. Их изготавливают местные мастера и продают целыми наборами. В последнее время появились чемоданы-сундуки того же дизайна.

— Сначала мы ориентировались на чеченских невест: у них чемоданы — обязательная часть свадьбы. Но сейчас стали брать и местные. Девушки хотят иметь в доме запирающуюся вещь, — говорит продавец из Хасавюрта.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Туризм
20485
Гамсутль в Дагестане: история аула-призрака и инструкция для туристов
Аул-призрак Гамсутль за несколько лет превратился из забытого села в одно из главных туристических мест Дагестана. И его действительно нужно спешить увидеть — вот почему
Игла в подоле и веник для невесты. 10 необычных и важных ритуалов ингушской свадьбы
Ингушские свадебные традиции полны символов, мудрых подсказок и скрытых способов защитить молодую семью от зла. Расскажем о некоторых из них
Что посмотреть в Дагестане туристу самостоятельно: 12 лучших достопримечательностей
Что посмотреть в самой большой и многообразной республике Северного Кавказа, если вы только — наконец! — начинаете с ней знакомиться
Что посмотреть в Каспийске: 20 лучших достопримечательностей
Где побывать в городе и куда съездить в окрестностях
Абдулрашид Садулаев: «Спорт — как женщина. Если уделять ему мало времени, начинает капризничать»
Шестикратный чемпион мира по вольной борьбе — о вкусе победы, друзьях и соперниках и о том, почему не посвящает победы жене
Бархан Сарыкум в Дагестане: как образовался, легенды, интересные факты
Как добраться в «дагестанскую пустыню» и что там посмотреть
Полная версия