Пять сундуков Айдемировых
Село Губден славится своей приверженностью традициям и особой «модой»: в каждом доме здесь хранят, собирают и дают в приданое антикварную мебель, дорогие сервизы, старые ткани и украшения.
Местный плотник Айдемиргаджи Айдемиров вспоминает, как выдавал замуж дочерей:
— В то время сундук 60−70 тысяч рублей стоил. Но если я сам умею, зачем деньги отдавать? Да и память им останется. Решил сделать им по сундуку и один на продажу, чтобы работать интереснее было.
Люди приходили посмотреть на работу Айдемиргаджи, торговались, старались сбить цену.
— Все говорили: красивый такой, не как у других, а сами хотели дешевле. За 60 тысяч не отдал, а через полтора года жена за 45 продала, потому что перестали их давать девочкам, мода поменялась. Сейчас сельчане вместо сундуков дают комоды «румынской мебели».
В огромной гостиной Айдемировых много дерева: на полу дубовый паркет, двери, столы и стулья ручной работы. У стены стоит массивный деревянный резной сундук, густо покрытый лаком. Он попал в дом с приходом снохи. Если провести рукой по поверхности, прощупывается орнамент. Золотые гвоздики немного выпирают, словно россыпь бусинок, сложившихся в замысловатый узор. Изнутри он обит алым бархатом. Отсеков нет, только с одной стороны расположена узкая полочка для хранения мелких вещей.
— Мастера часто используют готовые детали, — продолжает Айдемиргаджи. — Копируют чужие работы. Я сам вырезал весь орнамент. Просто из головы. Или увидел чужое и дополнил от себя.
Улангерек, жена плотника, показывает свой сундук — не такой нарядный, обитый железом, с узором, коваными ручками и замком.
— 42 года назад мне мама его дала. Тогда такие были в моде, — рассказывает женщина. — Во время пожара он обгорел. Я покрасила его, но он не принимает новую краску. А старшей сестре достался сундук нашей бабушки, с «музыкальным» замком — он уже антиквариат. Когда открываешь замок на старинных сундуках, пружина такой звук дает — «дзинь». Замки были ручной работы. А младшей сестре дали глянцевый сундук с золотыми ромбиками, они тогда только вошли в моду.
— Мода — она преходящая, сегодня одно, завтра другое, — философски вставляет Айдемиргаджи. — Когда стареешь, начинаешь понимать, что все равно за ней не угонишься, лучше старинное, антикварное.
Деревянное прошлое
Неподалеку от заброшенного аула Аймази можно увидеть три камня, один из которых напоминает женскую фигуру. По легенде, когда-то давно юную девушку решили отдать за старика. Когда свадебная процессия вышла из родительского дома, она стала молиться, чтобы ей не пришлось переступать порог ненавистного жениха. Небо сжалилось над ней, и невеста обратилась в камень, а вместе с ней — ее свадебный сундук и поднос с халвой.
В некоторых даргинских селах до сих пор сундук из родительского дома выносят с выходом невесты. Ключи хранятся у главной сопровождающей ее женщины, после завершения торжеств она вручает их невесте лично в руки.
Деревянные сундуки с резными узорами встречались у всех сословий. По ним можно было судить о достатке дома. На переднюю стенку шли лучшие доски — нередко орех и дуб, а остальные элементы делались из менее ценных пород: липы, чинары. Орнамент был такой же, как у опорных столбов, ларей, домашней утвари — символы плодородия, солярные знаки-обереги. Для декора и долговечности сундуки покрывали черной краской из проваренной смеси толченого жженого ячменя, трута и сажи.
Делали их разных размеров, но всегда на ножках, чтобы днище не касалось земляного пола и не портилось от влаги.
— Сундуки — важная часть горского быта. Неверно считать их только частью свадебной символики. Они был хранилищем ценных вещей, которые нужно было держать под замком, — рассказывает Зубалжат Мирзаева, директор Акушинского историко-краеведческого музея. — В них хранили одежду, платки, ткани, Коран, дорогую посуду. Крупные вещи складывали поверх сундука. Для хранения домотканых паласов, бурок использовали потолочную жердь. Туда не добирались мыши. Хранящиеся вещи прокладывали полынью и другими травами, защищая их от моли.
В начале ХХ века появляются сундучные мастерские и новые, заимствованные приемы и техники. Изделия начинают обивать жестью или покрывают белым железом с тиснением. Иногда жесть окрашивали в разные цвета. У нынешних бабушек в домах стоят именно такие сундуки, и молодежь считает их традиционными горскими, хотя им немногим больше 100 лет.
Со временем отделка таких сундуков становилась проще, кованые детали исчезли. Вместо дерева в ход пошла фанера, вместо харбукских замков ручной работы стали использовать фабричные. В 70-е в сундучную моду вошли украшения в виде тонкой полоски золотистой жести.
Возвращение сундука
В 90-е годы сундуки перестали быть обязательной частью приданого. Если их и давали невесте, то заказывали под стиль остальной мебели — с тем же фасадом, чтобы они выглядели как часть гарнитура. В горной части республики традиция и сундучное дело сохранились дольше.
— На какое-то время сундук оказался ненужным. Однако ремесло и традиция свадебного сундука возвращаются. В селе Усиша и в других местностях есть хорошие мастера. На воскресном Ая-Базаре можно увидеть целые сундучные ряды, и на Манасском рынке сундуки есть, и на «Авито». Их делают похожими на современную мебель, чтобы вписывались в интерьер. За эти годы были попытки делать из разных материалов, к примеру обитые тканью со стеганным рисунком, но они не прижились, — говорит Зубалжат Мирзаева.
Городские невесты «по последней моде» укладывают приданое в коробки и чемоданы из искусственной кожи. Их изготавливают местные мастера и продают целыми наборами. В последнее время появились чемоданы-сундуки того же дизайна.
— Сначала мы ориентировались на чеченских невест: у них чемоданы — обязательная часть свадьбы. Но сейчас стали брать и местные. Девушки хотят иметь в доме запирающуюся вещь, — говорит продавец из Хасавюрта.