Приэльбрусье — одно из самых популярных мест в России у любителей зимних видов спорта, но все же курорт пока «диковат» в плане развлечений апре-ски, в переводе с французского это слово означает «после лыж». Здесь не будут наперебой предлагать гостям то и другое. Между тем есть немало способов хорошо провести время — рассказываем, чем же еще заняться в горах.
В округе Эльбруса и Чегета — около сотни заведений. Названия не оригинальны: в духе «У Мадины» или «У Аслана», в меню везде шурпа, лагман, хычины и шашлыки. Но все-таки каждая шашлычная-хычинная со своей атмосферой: с камином и без, под хижину горца или под советский ресторан с белыми скатертями. А значит, вы можете поисследовать все это, перемещаясь из одного места в другое в поисках идеального хычина.
Почему именно хычин? Ну, во-первых, этот тонкий пирог в Кабардино-Балкарии как пряник в Туле. О Приэльбрусье можно рассказывать с помощью индекса хычина: по пути на горнолыжный курорт в лавочках у трассы балкарские хычины продаются за 70−80 рублей, на Чегете — по 90−100 рублей за штуку, на Эльбрусе у канаток — по 100−120 рублей, а вот на самой высокой точке канатной дороги — Гарабаши — 150 рублей (чем выше горы — тем дороже хычины).
А во-вторых, балкарские хычины только на вид как близнецы, а на вкус везде разные. И еще их можно съесть много: за вечер, обходя заведения, вы легко осилите четыре-шесть лепешек с сыром, с сыром и картошкой, просто с картошкой, с творогом и зеленью, с мясом, с мясом и зеленью… В общем, как бар-хоппинг в городе, только без шотов и лонгов, а с хычинами.
Горная река у Чегета не замерзает даже в сильные морозы, когда лес заваливает снегом. Местные спасатели не советуют идти на пешую прогулку по сугробам. А вот горские лошади, привыкшие выкапывать корм из-под снега, ходят по этой местности лучше, чем люди-альпинисты.
Конная прогулка по лесу стоит 500 рублей за полчаса или тысячу рублей за час. Инструкторы посадят в седло любого — и взрослого, и ребенка. Кормить коня сахаром и гладить по пушистой холке — бесценно.
Получаса с головой хватит для неискушенных ездоков. Есть и многочасовые маршруты — к долине нарзанов или по экологической тропе у реки, но они больше подходят для теплой погоды.
Склон для санок и «ватрушек» находится рядом с большой автопарковкой у Эльбруса. Это горка, выделенная специально для таких «матрасных» и детских покатушек. Еще пять-шесть лет назад саночники пугали лыжников и сноубордистов на обычных склонах на Эльбрусе и Чегете, но теперь кататься можно только здесь — к всеобщему счастью.
Можно прийти «со своим», можно взять «ватрушку» или санки напрокат, это обойдется максимум в 300 рублей. Большинство катающихся — дети.
Если выбрать правильный отель, можно устроить себе созерцательный вечер: в некоторых есть бассейн на этажах с панорамными окнами.
На Booking.com указаны восемь приэльбрусских гостиниц с бассейнами. Такие есть и на поляне Азау, и на Чегете, и между ними. Цены на проживание выше, чем в среднестатистическом отеле в округе, но отель на Поляне Азау без бассейна с видом может стоить дороже, чем отель со всем вышеперечисленным в 5−10 километрах от подъемников.
Бани в Приэльбрусье тоже находятся в отелях — и их десятки. Поэтому можно сразу искать гостиницы по этому критерию. Впрочем, можно остановиться где угодно, а баню арендовать на вечер — это стоит в среднем от тысячи до двух тысяч рублей.
Местные выделяют банный комплекс «Горный родник», он включает три бани и открытый проточный горный пруд, куда ныряют, выбежав из парилки.
В Приэльбрусье, как и везде, есть заведения «со своей атмосферой».
Спасатели (на местном сленге «спасики»), гиды и инструкторы по горнолыжке живут тут месяцами и точно знают, где вкусно и дешево. В этом сезоне они облюбовали три заведения: кафе «Южный» на Чегете, «Панораму» на станции «Мир» и «Озай» на поляне Азау. Познакомиться с матерыми катальщиками и найти хорошего инструктора — это сюда.
«Орехи» — это альпинисты «старой школы», те, кто ходил на Эльбрус еще в 80-х. Они приезжают под конец активного сезона — в феврале или в марте — и любят собираться в кафе «У Визбора» на Чегете. Гитара, споры о Высоцком, байки о Черном альпинисте и об Эльбрусской деве — стандартная программа вечера вместе с олдовыми любителями гор.
Стартовая площадка, откуда вы взлетаете в тандеме с инструктором, — станция «Мир» на высоте 3500 метров. Полет длится около 15 минут. Вы поднимаетесь над канатной дорогой, видите, как внизу бегают туры, а рядом с вами в воздушном потоке кружат орлы и грифы-бородачи.
Важно одеться очень тепло и быть в удобной треккинговой обуви. И нельзя однозначно рассчитывать на то, что вы приедете на выходные и полетаете: погоду приходится «ловить». Стоимость полета — 6 000 рублей.
Вы не пройдете мимо «Чегета» — это один из самых старых и больших отелей в Приэльбрусье. А рядом есть огороженный ледовый каток с прокатом коньков и инструкторами.
Лед, разумеется, настоящий, не «парафин», как в городских торговых центрах, хотя и не такой ухоженный. Стоимость проката — до 350 рублей, зависит от сезона. Со своими коньками дешевле. Большинство посетителей — дети.
Кавказские туристические рынки колоритные и живописные, художники приезжают сюда на пленэры, фотографы — за историями, а обычные туристы легко зависают у пестрых прилавков на пару часов.
Что здесь можно найти? Шерстяные носки, шапки, шали и свитера, папахи, мягкие игрушки из валяной шерсти (например, милых баранов), растаманские вязаные шапки. А еще 50 видов варенья и горный мед. Туристы часто покупают варенье из шишек, оно кажется наиболее экзотичным, но вкус у него на любителя, шишки — горьковатые. Если вы любите послаще, берите варенье из барбариса. Или ищите совсем оригинальные — из одуванчиков, чеснока, лепестков роз.
Лайфхак: на Чегете все дешевле, чем на поляне Азау. Так, шерстяные носки стоят 180 рублей на Чегете, 200 рублей — у канаток на Азау. И торговых лавок с колоритными товарами в первом месте побольше. А еще есть сувениры, которые прикольно обыгрывают созвучие «Чегет» и «Че Гевара».