В самом начале весны мне предложили участвовать в трехдневном туре в Карачаево-Черкесию. Целью был курорт «Архыз», а поскольку встать на горные лыжи — моя давняя мечта, я немедленно согласилась. Но программа поездки включала не только заснеженные склоны — для нас приготовили развлечения на любой вкус.
Дорога из Минвод в Архыз мучительно длинна — двести с лишним километров (особенно автобусом, особенно если пришлось встать до рассвета, чтобы успеть в Шереметьево, а потом лететь два с половиной часа). Чтобы сократить путь, в Карачаево-Черкесии хотят построить свой аэропорт возле станицы Кардоникской, в 70 км от Архыза. Говорят, земля под него уже выделена, в этом году утвердят проект.
Погода выдалась пасмурная, окрестные горы спрятались в облака, так что ехать было скучно. Чтобы мы не окостенели, пока сидели в автобусе четыре часа, и в полной мере прочувствовали комфорт его кресел, организаторы тура придумали дорожное приключение. Завезли в село Красный Курган, посадили на мохнатых карачаевских лошадей, объяснили, как ими рулить, и погнали на прогулку.
Мне достался «транспорт» по имени Габар. В прошлой жизни он, вероятно, возил катафалк, потому что, как я его ни понукала, как ни лупила каблуками по бокам, он и не думал переходить на рысь. Смирившись, я достала было фотокамеру, но тут перед нами возникло ущелье, и наш предводитель Расул (импозантный мужчина, хозяин конного проката, говорит исключительно тостами, но при этом не пьет) повел нас вниз по крутой тропке, которая, как мне показалось, могла бы стать испытанием и для горного козла. И вот тут-то мой флегматичный Габар преобразился и резво припустил вниз! А за ним и остальные кони!
Если они надеялись, что мы потеряемся по дороге, то они зря надеялись. Все остались живы. Прогулка получилась замечательной: мы несколько раз форсировали речку Аликоновку, что течет по дну ущелья, остановились на фотосессию в живописном месте (вообще-то, там все места красивые, но как-то не довелось их рассмотреть: лично я больше смотрела на свои руки, вцепившиеся одна в уздечку, другая — в луку седла), потом выбрались наверх и полюбовались на табун лошадей, за которыми символически, как бы на что-то намекая, увязалась бойкая корова.
Увидев впереди родной автобус, кавалеристы хором зарыдали от счастья. Тем более что он должен был отвезти нас на обед в ближайшее кафе. Кони тоже облегченно фыркали.
Совет: как бы вы ни были голодны, никогда не заказывайте в местных кафе и ресторанах сразу и шурпу, и шашлык. Лучше что-нибудь одно плюс овощи (они тут очень вкусные), ну и конечно, айран. И еще хычин с зеленью, а потом чай из горных трав с вареньем из белой черешни. Хотя как можно отказаться от шашлыка из знаменитой карачаевской баранины? Нет, решительно невозможно.
Если у вас много денег, остановиться лучше в поселке Романтик. Тут вышел из отеля — и сразу оказался на центральной площади курорта, откуда просматриваются оба склона — Северный и Южный, где начинаются все три канатки и расположены главные объекты: сервис-центр с кассами и прокатом, каток, хычинные, ресторан. Правда, места в отелях надо заказывать сильно заранее. Если же мест и лишних денег нет, можно остановиться в поселке Архыз, где местные жители сдают койко-места всех конфигураций и иногда даже предоставляют трансфер к подъемникам в Романтик.
Поселок оживает к девяти утра. Купив ски-пасс (только не с рук — это считается мошенничеством!), идем в прокат, берем лыжи с палками, ботинки, шлем с очками, получаем ключ от шкафчика, где можно оставить обувь и другие лишние вещи, переобуваемся и… пытаемся идти в горнолыжных ботинках. С непривычки чувствуешь себя Нилом Армстронгом на Луне, делаешь маленький шаг для человека, но огромный — для всего горнолыжного человечества, к которому ты сейчас примкнешь. Если дойдешь. Где-то на двадцатом шагу понимаю, что разухабистая походка лыжников — это не от веселья и пьянящего горного воздуха. Просто, если чуть приседать и размахивать руками, легче идти в этих негнущихся сапогах.
У канатки «Спутник», что поднимает новичков на «зеленую» трассу, местная биржа инструкторов. Они вроде таксистов в аэропорту — вылавливают взглядом вновь прибывших и предлагают свои услуги. Но мы заранее договорились с лицензированным инструктором курорта по имени Нелли.
Хрупкая девушка уверяет меня, что за час вполне можно научиться главному — тормозить. И еще радуется, что я впервые встала на горные лыжи: «Переучивать не придется!» Сначала краткий инструктаж: как правильно стоять, почему лыжи кривые и где у них кант (тут до меня доходит, что горнолыжная школа в Москве названа «Кантом» вовсе не в честь Иммануила).
Пожалуй, не смогу пересказать этот урок во всех подробностях: все было как в тумане. Помню, как из-за меня пришлось остановить бегущую дорожку в «лягушатнике» — я свалилась, едва на нее ступив. Как, стоя у начала трассы, сожалела, что так и не собралась написать завещание. Как тормозила в Нелли, как меня поднимали втроем и не могли поднять… Нет, не стоит. Главное — я жива, никого не убила, скатилась со склона, а потом, уже без инструктора, скатилась еще раз. Поворот вправо пока получается хуже, чем влево, зато торможение плугом выполняю виртуозно. Как настоящий плуг.
Потом у меня были спа-процедуры: сауна, хамам и бассейн с гидромассажем. Через каких-то полчаса коленки перестали дрожать. Через час я решила, что вечером пойду кататься на коньках. И пошла. Пошла, постояла у бортика, посмотрела, как народ катается, и поняла, что коктейль все же лучше. Фирменный коктейль «Трамплин 1650», рекомендую.
Позавтракав, мы засобирались в обратный путь. Программа у нас была насыщенная: сначала обсерватория с уникальным телескопом, потом древние христианские храмы в живописной долине, подъем к лику Христа, нарисованному на скале неизвестным художником в неизвестные века, и, наконец, аэропорт в Минводах — и возвращение домой.
В Архызскую астрофизическую обсерваторию стоит подняться хотя бы из-за дороги-серпантина, с нее открываются прекрасные виды на горные хребты и долину реки Архыз. Сама обсерватория, честно сказать, произвела впечатление не храма науки, а, скорее, музея. Наверное, туристам показывают самое допотопное, чего не жалко. Хотя где-то в недрах скрыты мощнейший телескоп БТА с 6-метровым зеркалом и ученые, исследующие звезды, галактики и темную материю. Сюда следует приезжать тем, кто действительно интересуется астрономией, потому что экскурсии проводят настоящие научные сотрудники.
Карачаево-Черкесия вообще заповедник телескопов. Горы, безоблачные ночи, отсутствие крупных городов вокруг — все это создает хорошие условия для наблюдения за вселенной. Вокруг обсерватории есть несколько таких наблюдательных пунктов, а чуть подальше расположен еще один уникальный объект — радиотелескоп РАТАН, величиной со стадион.
Самое интересное, что уже после строительства обсерватории неподалеку нашли остатки круглого сооружения — местный аналог Стоунхенджа. Археологи полагают, что это было и культовое сооружение, и солнечная обсерватория-календарь. Во всяком случае, в круге отмечены точки летнего и зимнего солнцестояния. К сожалению, до наших дней сохранился только фундамент диаметром 88,5 метра и каменный столб.
Круг находится на территории Нижне-Архызского городища, где археологи нашли еще много интересного: остатки древнего города, могильники, захоронение с золотым кладом, статуи, менгиры. Но то археологи, а неспециалисты, вроде нас, нашли здесь три христианских храма. Северный и Средний, несмотря на реставрацию и пристройки, сохранили свой великолепный, строгий, гармоничный облик. Они не действуют, кое-где стены испачканы надписями вандалов, но здания настолько прекрасны, что даже окружающие горы кажутся не более чем достойным фоном для них. А какие фото можно сделать для Instagram!
Южный храм изуродован реставрацией, над ним возвышается нелепый грибообразный купол, зато он действует, чем и привлекает паломников.
Все три храма расположены на таком расстоянии друг от друга, что осмотр их стал идеальной прогулкой — мы налюбовались видами, надышались свежим воздухом, сделали сто тысяч снимков и совсем не устали.
Но нам предстоял еще один must-see — лик Христа, написанный прямо на скале на склоне горы. «Спас Нерукотворный» был обнаружен 20 лет назад, споры о датировке этой необычной иконы еще продолжаются, но даже если это фейк, он стоит того, чтобы к нему подняться. К смотровой площадке ведет металлическая лестница из 526 ступеней, и это серьезное испытание, если вы не спортсмен. Помимо самого чудесного изображения (его видно только при определенном освещении, поэтому перед ним установили под наклоном специальное стекло) меня поразили решетки и другие меры против вандалов — и не лень же им лезть на такую высоту, чтобы напакостить!
У подножья лестницы расположен небольшой базарчик с сувенирными лавками, где я, наконец, дала волю шопоголизму. Возле папах, вязаных носочков, магнитиков, безделушек и разноцветных банок с вареньями еще держалась. А потом попался прилавок с украшениями из местных поделочных камней — эдакий филиал геологического музея. Вот тут я зависла надолго. Но самый весомый вклад в мой чемодан сделали грибники. Получив багаж в аэропорту, я, конечно, прокляла свои аппетиты, но, когда открыла дома первую баночку с архызскими опятами, поняла, что все сделала правильно. И еще — что обязательно приеду в Карачаево-Черкесию снова.