Туризм
Канатки, лечебницы и глэмпинги: чем привлечет туристов Северная Осетия
30 ноября, 2021
460
Республику называют неограненным алмазом: огромный туристический потенциал пока используется не полностью. И вот как это планируют изменить

Северная Осетия — это живописные природные пейзажи, около полутора тысяч памятников истории и архитектуры и запрятанные в горах старинные поселения. В прошлом году республику посетило 275 тысяч туристов, на 12 процентов больше, чем годом раньше. Власти республики намерены удерживать этот интерес у путешественников. Рассказываем, как именно.

На лыжах по склонам

Мамисонское ущелье — одно из самых труднодоступных мест в Северной Осетии — представляет собой широкую горную долину с протяженными склонами, идеально подходящими для горнолыжного спорта. Именно поэтому два года назад здесь решили создать особую экономическую зону для строительства всесезонного горнолыжного курорта «Мамисон». По замыслу, он станет точкой притяжения для туристов из разных уголков не только страны, но и мира.

— Преимущество «Мамисона» — продолжительный сезон горнолыжки, что обеспечат ледники и большая высота над уровнем моря. Это уникальные природные условия, позволяющие использовать курорт круглогодично, развивая как зимние, так и летние виды отдыха — альпинизм, парапланеризм, рафтинг. В ущелье сосредоточено 47 памятников, включенных в реестр исторического наследия, среди них — православные храмы и родовые башни, — говорит председатель республиканского Комитета по туризму Заурбек Кодзаев.

Потенциал курорта оценивается в 73 км горнолыжных трасс, 18 канатных дорог и не менее 7 тысяч мест размещения для туристов к 2030 году. Первый этап проекта должен быть сдан в 2023 году — это запуск 8 трасс общей протяженностью почти 20 км и двух подъемников.

— В прошлом году мы завершили проектирование первой очереди канатных дорог, на эти цели было направлено порядка 100 млн рублей. В этом году будет заказано оборудование на сумму порядка 2,3 млрд рублей. Уже проведены все конкурсные процедуры по оборудованию кресельных канатных дорог, сейчас идет согласование. С начала следующего года подрядчики должны приступить непосредственно к строительству, и планируется, что сможем принять первых лыжников в начале 2023 года, — комментирует министр экономического развития республики Заур Кучиев.

На первом этапе до конца 2022 года в окрестностях села Калак возведут две пассажирских подвесных канатных дороги и 14,9 км горнолыжных трасс. Современное оборудование поставят ведущие производители Швейцарии или Австрии. Планируется установка десятиместной гондольной пассажирской подвесной канатной дороги протяженностью около 3,4 тыс. метров и шестиместной кресельной подвесной канатной дороги протяженностью 1,7 тысяч метров.

— Говорят, что курорт состоялся, когда построена первая канатная дорога. Даже еще если пока нет гостиниц, но созданы условия для катания, значит, курорт уже есть. Он стал точкой притяжения для туристов. Что касается первых гостиниц, они появятся в 2023 году. Мы рассчитываем, что строительство курорта будет продвигаться строго по графику, и приложим для этого все усилия, — говорит Заур Кучиев.

Туризм в цифрах

На курорте планируют открыть свыше 700 гостиничных номеров, построить рестораны, магазины, прачечные, химчистки, объекты транспортной инфраструктуры — все, что нужно туристам для комфорта. По подсчетам, частные инвестиции в возведение первой очереди «Мамисона» превысят 10 млрд рублей. Якорным инвестором строительства объектов на территории комплекса выступает уроженец Северной Осетии бизнесмен Владимир Гуриев. Желание принять участие в строительстве курорта уже высказывают еще несколько предпринимателей как из Осетии, так и из других регионов страны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Едем на Кавказ: Северная Осетия
Место, где побывали многие классики русской литературы и родились звезды современного классического искусства

В целом проект строительства курорта до конца 2024 года оценивается в сумму около 19 млрд рублей. Она будет увеличиваться по мере реализации проекта: возведение гостиниц и ресторанов повлечет за собой инвестиции в сервисную инфраструктуру. Власти региона ожидают, что благодаря «Мамисону» толчок к социально-экономическому развитию получат и соседние территории региона. На первом этапе проекта планируют создать дополнительно около 700 рабочих мест, а при выходе на проектную мощность число трудоустроенных может составить порядка 3,5 тысяч человек.

— В республике уже приступили к подготовке специалистов соответствующего профиля. В частности, их готовит кафедра туризма Северо-Осетинского государственного университета. Во Владикавказском торгово-экономическом техникуме обучают специалистов среднего звена по двум направлениям — туризм и администрирование отеля. Нам потребуется обширный штат сотрудников, задействованных в сфере обслуживания, транспорта, связи, энергетики, — констатирует Заур Кучиев.

Уже определены все категории отелей и места их расположения, разрабатываются архитектурные решения с учетом национального колорита и мировых стандартов. Власти региона освободили коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей — резидентов особой экономической зоны «Мамисон» - от уплаты транспортного налога.

Сила воды

Во времена СССР в кавказскую республику приезжали для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, мочеполовой, сердечно-сосудистой систем, за грязелечением и минеральными ваннами. Параллельно со строительством курорта «Мамисон» в Северной Осетии будут возрождать и бальнеологическое направление. Это позволит привлекать стремящихся к оздоровлению гостей в регион в любое время года. «Концепция развития бальнеологии» предполагает в том числе изучение около 20 уже известных в республике источников минеральных вод.

— Есть медицинское заключение, для чего эти воды подходят, но требуется их изучение, апробирование, что позволит понять, какой именно лечебный эффект они приносят. Это нацелено на строительство в республике санаториев, лечебниц. Погружаемся в тему, общаемся с гидрогеологами, со специалистами, которые очень много лет в этом направлении работают, а они нам подсказывают, какой источник рассмотреть, где существуют проблемы, наличие перспективных точек и какие из них уже сейчас можно использовать. И вот с этим багажом мы пойдем к инвесторам, уже имеющим опыт создания, ведения работы санаториев, — делится планами руководитель республиканского комитета по туризму Заурбек Кодзаев.

Сейчас комитет планируют наделить функциями развития бальнеологического направления. По словам чиновника, самое главное здесь — деньги. Планируется использовать финансирование из бюджета, в том числе льготные кредиты и получение субсидий. А если инвестор решит самостоятельно оплатить возведение санатория, вложиться в бурение скважины, то она может быть его собственностью при получении разрешения на использование воды.

В единственном пока в Северной Осетии республиканском реабилитационном центре, где с 1925 года в здании возрастом 121 год лечат взрослых и детей с заболеваниями легких, решено провести модернизацию. Строительство нового корпуса центра и реконструкция старых корпусов войдут в адресную программу модернизации здравоохранения.

По единому маршруту

Поток туристов с разными финансовыми возможностями Северная Осетия получит благодаря созданию туристического кластера и единого турмаршрута, планируют в регионе. Маршрут свяжет все топовые рекреационные точки республики. Чтобы их посетить, понадобится хотя бы четыре-пять дней. Туристы смогут выбирать места для длительных остановок, и тогда путешествие может продолжаться и до двух недель.

Мастер-план проекта планируют завершить к середине следующего года. Он, в частности, позволит властям определить, где потребуется смена статуса земельных участков с земель сельхозназначения на рекреационные. Впоследствии на этих территориях разместятся четырех- и трехзвездочные гостиницы, маленькие коттеджные домики и глэмпинги.

Акцент сделают на пешие маршруты, чтобы туристы могли посмотреть хвойные леса, ледники, нацпарк, объекты архитектуры. При этом мастер-план детально определит, где разместятся места для ночевки, отдыха, санитарные зоны. Комитет по туризму региона уже разработал около 50 идей проектов для путешественников — от сбора грибов и ягод до строительства инфраструктуры для активного туризма.

— Смотрите: вот тут на нашей туркарте зеленым выделены локации, вызывающие у наших гостей большой интерес. Выезжаем из Владикавказа, и на нашем пути везде раздельные ущелья. От города турист может поехать по разным направлениям — например, на Мидаграбинские водопады, которые производят впечатление потоков, льющихся прямо с неба. Самый высокий водопад Европы — Большой Зейгалан — находится в Геналдонском ущелье, его название переводится с осетинского как падающая лавина, перепад воды — 750 метров. Вот Даргавский некрополь — город мертвых, который посещают в любое время года множество туристов, — рассказывает председатель республиканского комитета по туризму Заурбек Кодзаев.

Даргавс, отмечает он, сегодня рассматривают как территорию для развития конных прогулок, джиппинга, парапланеризма. В ближайшие годы он превратится в центр активного туризма. Среди топ-мест республики — и Кармадонское ущелье. Здесь начинается восхождение на гору Казбек (5033 м).

В одном стиле

Изменится и Владикавказ, который для многих туристов становится началом путешествия по Северной Осетии. Центр столицы практически полностью состоит из памятников архитектуры XIX века. Власти уже приступили к реставрации фасадов особняков на центральной улице — проспекте Мира. Здесь в свое время жили, гостили, работали знаменитости — Александр II с сыновьями, Антон Чехов, Михаил Лермонтов, Евгений Вахтангов. Сейчас на многих зданиях — рабочие леса, дорогу на пешеходном проспекте мостят гранитом. Трамвайчики — символ Владикавказа — временно не ходят.

В центре города рядом с суннитской мечетью находится самая крупная по номерному фонду в республике гостиница «Владикавказ». К концу года к ней, по планам инвестора, примыкнет первый на Северном Кавказе отель всемирно известной сети Hilton.

В международном аэропорту Владикавказа возводят новый аэровокзал для внутренних линий. Частные инвестиции в объект составляют 1 млрд 815 млн рублей. Новый комплекс планируют открыть в 2022 году, уточнил Заур Кучиев. Это поможет перераспределить потоки гостей республики.

Все преобразования среды в регионе при этом выполнят гармонично, уверяют власти.

— Создавая «Мамисон» и другие объекты инфраструктуры, мы хотим добиться гармоничной застройки в едином архитектурном стиле, с учетом сохранения окружающего природного ландшафта. Хаос ломает ощущение «вау» у туристов, — говорит Заурбек Кодзаев. — Это шанс республики заявить о себе как о конкурентом туристическом регионе, который будет пробуждать желание возвращаться вновь и вновь.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Мечты сбываются. 7 мест, где можно загадывать желания на Северном Кавказе
От «Мать-горы» до носа Кисы: куда отправиться, чтобы просить счастья, денег или любви — советы гидов
Поляна Таулу: «дикий отдых» на Архызе
Таулу — это «горный транспортный узел» и одно из самых популярных мест для кемпинга на Архызе. Как и чем живет стихийный курорт — в нашем фоторепортаже
Истории туристок, которые в одиночку отправились в Дагестан
Истории девушек, которые в одиночку поехали на Кавказ
Туризм
21841
Фиагдон: самое туристическое место Осетии
У жителей Северной Осетии есть одно правило: в любой непонятной ситуации отправляйся в Фиагдон и вези туда своих гостей. Красиво, горы, воздух и ехать недалеко — каких-то 48 км от Владикавказа
Ушкалойские башни-близнецы: в чем их загадка и как до них добраться
Представить себе Чечню без башен невозможно: их здесь очень много. Но, пожалуй, самые известные — Ушкалойские башни-близнецы, спрятанные в Аргунском ущелье на древней транскавказской дороге
Село
14707
Галиат: история российского Мачу-Пикчу
Древнее село Галиат — одно из самых загадочных поселений Кавказа. Эти многоэтажные укрепления в горах поражают воображение. Но кто и зачем их построил, а потом бросил?
Полная версия