Дети
Физкультура на морозе и никаких споров с учителем. Как живет высокогорная школа
22 апреля, 2019
1394
Здесь всего три выпускника и по-настоящему спартанские условия учебы, но люди говорят: сегодня жаловаться грех. Репортаж из одной из старейших сельских школ в Дагестане

В этом году выпускной в селе Корода отпразднуют только три одиннадцатиклассника. Многие здесь предпочитают не дожидаться ЕГЭ — уходят после 9-го, стараются поступить в училище или колледж. В остальных классах учеников тоже не много — 5−12 человек. В городах педагоги и не мечтают о такой наполняемости, но в сельских школах маленьким классам не радуются. Здесь другая цель — выжить в условиях оттока молодежи в города.

В селе Корода на высоте около полутора тысяч метров над уровнем моря, согласно последней переписи, живет немногим больше девяти сотен человек. Люди уезжают с берегов горной реки Куяда в поисках более легкой жизни. Старая часть села полностью заброшена — совсем недавно умерла последняя ее обитательница, бабушка Патимат. А руководство кородинской средней школы всегда с тревогой ждет сентября: того и гляди, из учебной сетки выпадет один, а то и несколько классов.

Возводили единственную на весь аул школу 90 лет назад всем селом. Первые занятия шли на аварском языке еще с использованием арабской графики. Вначале это было небольшое помещение только для начальных классов, затем школа стала семилеткой, а первые выпускники с полным средним образованием вышли из этих стен в 1957 году. Школа с интернатом при ней считалась одной из лучших в округе, рассказывают аксакалы. Здесь училось больше 300 учеников со всего Гунибского района Дагестана. Но сейчас все иначе.

Учителя-старожилы вспоминают, что некогда парты в кабинетах стояли в три ряда. Сегодня в это верится с трудом. Большой класс теперь — это 10−12 учеников. Есть и классы по пять человек.

Помимо обычной школы в селе работает медресе. Учатся там только мальчики. Во многих исламских учебных заведениях в Дагестане уроки по нерелигиозным дисциплинам проводят приглашенные учителя. В Короде поступили иначе: в первой половине дня мальчики ходят в обычную среднюю школу, а во второй — в мусульманскую. Противопоставлять светское и религиозное образование не видят смысла, объясняют в селе. Благодаря этому союзу список учащихся школы в Короде пополнился 35 новыми учениками. Всего в этом году учебное заведение посещают 108 детей.

К селу, как и ко многим высокогорным аулам Дагестана, не подведен природный газ. Вопрос с отоплением каждый решает как может. В школьной котельной топят углем и дровами. Циркуляцию горячей воды в отопительных трубах обеспечивают с помощью насоса. Случится отключение электричества — и процесс встает. В ветреную или снежную погоду такое здесь не редкость, так что кородинские школьники, за исключением самых закаленных, сидят на уроках в верхней одежде.

Еще одна типично сельская особенность кородинской школы: многие учителя сами когда-то здесь учились. Большая часть из них имеют стаж более 10−15 лет, есть и те, кто работает почти полвека. Многие рады бы уйти, но смены нет. Зарплатами в 11−13 тысяч рублей молодых в школу не заманить. Те, кто набирает баллы для стимулирующих выплат, могут рассчитывать на 20−22 тысячи. А кто-то поддерживает семейный бюджет, ведя подсобное хозяйство.

Учительница начальных классов Патимат Гаджиева работает в школе 45 лет. В этом году у нее первоклашки.

— Старательные попались дети, все схватывают сразу, — говорит педагог. — Но в первое время были сложности — языковой барьер. В селе ведь все на родном говорят, а в школе уроки на русском. Нередко приходится объяснять малышам что-то на аварском. Плохое знание русского часто и в старших классах мешает детям выражать свои мысли.

Хотя Дагестан считается краем спортсменов, спортзалы есть не всех школах. В Короде аварийный спортзал разрушили и на его месте начали строить новый. Открыть его собирались в 2013 году, но стройку заморозили — денег в бюджете муниципалитета нет.

Уроки физкультуры проходят в спартанских условиях: на пришкольной площадке, на открытом воздухе, и зимой, и летом. Лишь в самые лютые морозы занятия отменяются. Несмотря ни на что, школьники умудряются быть в числе лидеров на районных и республиканских соревнованиях. «Сила горского духа, видимо, берет свое», — говорят учителя.

Давно закрыты и школьные мастерские, хотя все оборудование в хорошем состоянии. Надо лишь подвести электричество, а на это в районе нет средств. Станки уже больше 10 лет пылятся в закрытых помещениях.

— Здесь учили и как камень класть, и как столы и стулья мастерить. Была мастерская по металлу. На любом токарном станке работать умели дети, — рассказывает школьный историк Мурад Багилов.

Единственный сохранившийся кружок — «Юный краевед». В нем участвуют почти все дети. Благодаря им пополняется коллекция школьного музея. Несколько сотен экспонатов собраны разными поколениями учеников. Они приносят сюда найденные в заброшенных частях села предметы утвари, инструменты труда прошлых лет. Гордость коллекции — старинные деревянные ворота, которым почти 250 лет: их сняли и выкинули при обновлении мечети, а директор школы забрал в музей.

На большой перемене наступает пора обеда. Малышам гарантирован полноценный сытный прием пищи, а старшеклассники, если есть желание, приходят за чаем и свежеиспеченным хлебом.

Повар Аминат Исмаилова работает в столовой 10 лет. Раньше здесь училась ее дочка Асият, потому многие по старой памяти продолжают называть заведующую столовой Асиль-баба, в переводе с аварского — мама Аси.

— Больше всего дети любят пюре. А еще готовим каши, макароны, супы, плов. Бывают в рационе и сладости разные, фрукты, — рассказывает она.

Пообедав, дети сами убирают за собой. Маленькие девочки аккуратно вытирают столы и относят свою посуду, могут прибраться и за мальчиками. К концу обеда в столовой всегда чисто.

В горах не принято собирать деньги со школьников. Ремонт в классах учителя и профком проводят самостоятельно. Обслуживание территории директор берет на себя. Родители школьников тоже могут предложить помощь, но обязанности такой нет.

А еще в селе сильно влияние джамаата — общественности. Все знают друг друга, никто не хочет выглядеть плохо в глазах соседей, поэтому люди стремятся жить по принятым нормам. Одно из таких правил — старший прав. А потому перечить учителю никто из школьников не станет. В селе это запомнят надолго.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Диалог прошлого и настоящего: зачем идти на выставку молодого художника из Дагестана
В Махачкале представили коллекцию эстампов Калеба Шмидта, оживившего серые рельефы древних строений и надгробий красками и новыми смыслами. Какими — рассказал сам художник
«Остановитель сердец». История самого известного в Дагестане инструктора на тарзанке
Есть такая профессия — скидывать людей в каньон. Асадула Булачев делает это посредством тарзанки, зиплайна, качелей — и знает все о человеческом страхе высоты
Вокруг света без визы и загранпаспорта: что можно увидеть на Северном Кавказе
Рассказываем об известных и не очень локациях, которые вполне могут заменить, а то и переплюнуть по масштабу и зрелищности популярные заграничные
Весна приходит на Кавказ: фотогалерея
Пока в центральной части России все еще слышны отголоски зимы, на Кавказе природа уже вовсю встречает весну. В городах — белоснежными яблонями и розовыми вишнями, а в предгорьях — яркими первоцветами
Халва на Ураза-байрам: как делают самый дорогой дагестанский десерт
В день Ид аль-Фитр поздравляем мусульман с завершением поста и рассказываем о дагестанке из Каякента и ее белой ореховой халве, без которой этот праздник не был бы таким сладким
Рецепт на майские: Дагестан
Каньоны, пещеры, водопады, древние села в горах — все это можно увидеть в самой южной республике России. А еще вас ждут экстремальные развлечения, много солнца и вкусная еда
Полная версия