Мухамед Хакунов живет в селе Хабез Карачаево-Черкесии всю жизнь. Окончив химико-биологический факультет, он много лет работал учителем, а затем — директором в родной школе. Выйдя на пенсию, занялся садоводством — продолжает дело своего покойного брата, доктора сельхознаук Барасбия Хакунова. С особым энтузиазмом он выращивает черкесский сорт — говорит, что хотя плоды у него мельче, чем у других грецких орехов, зато калорийность выше, а скорлупа тоньше. Специально для орехов расчистил овраг недалеко от дома и высадил два десятка саженцев, привезенных из разных регионов. А еще он увлекается этнографией, изучает прошлое и настоящее своего народа и считает, что орех занимает в культуре адыгов особое место.
— Адыги (черкесы) называют грецкий орех черкесским, и английский словарь Вебстера называет этот сорт ореха Circassian walnut. Впервые он был описан в IV веке до нашей эры греческим ученым, ботаником Теофрастом. Но родина растения — не Греция и не Кавказ, а Средняя Азия: Персия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан. Там до сих пор много диких ореховых лесов. Когда Македонский отправился покорять Индию, он встретил этот орех, собрал плоды, привез в Грецию — так в Европе и появился «грецкий» орех. А когда это дерево появилось на Кавказе — никто не знает, но я уверен, что очень давно, потому что оно вошло в наш фольклор, в наши обряды.
— В домусульманские, языческие времена орех был у адыгов священным деревом. Под ним проводились обряды, молились божеству Тха. Считалось, что все, о чем попросишь у Тха под орехом, сбудется. Дерево огромное, солидное, растет в высоту до 30 метров, живет сотни лет. Встречались экземпляры, которые жили и тысячи лет. Под их сенью всегда тихо и спокойно, особенный запах листьев отпугивает насекомых.
Адыги вообще одушевляли деревья, и у каждого рода и племени было свое «тотемное» дерево. У кабардинцев, например, это тополь серебристый, у шапсугов — тис. Родовое дерево Хакуновых — ясень. Наш род издавна занимается пчеловодством, а пчелы, когда роятся, выбирают исключительно ясень.
Когда рождается девочка, черкес сажает в ее честь вишню, родился сын — нужно посадить яблоню или грушу. И каждая новая семья высаживает за воротами своего дома дэшхо — грецкий орех.
— Английский путешественник XIX века Эдмунд Спенсер (не путать с поэтом шекспировских времен. — Ред.), побывав в Черкесии, описал, как адыги добывают ореховый сахар. Когда у дерева начиналось сокодвижение, они собирали сок в большом количестве, очищали, отстаивали несколько дней, он густел, и из него делали сахар.
Упоминания об ореховом соке мы встречаем и в нартском эпосе: нарта Батараза вскормили соком грецкого ореха.
Из ореха на Кавказе делают халву, пахлаву, добавляют его в различные блюда. Измельчив орех до состояния муки, черкесы готовили дэшхо шыпс — курицу с ореховой подливой. Это блюдо стало очень популярным в Болгарии, там его так и называют — курица по-черкесски.
Современные хозяйки сегодня делают разнообразную выпечку, заменяя пшеничную муку на ореховую. Это и вкусно, и полезно.
Во многих черкесских семьях на завтрак по традиции пьют чай с орехами, вымоченными в меде.
— Считается, что в цитрусовых аскорбиновой кислоты много, но в грецком орехе его в 50 раз больше, чем в лимонах. Орех содержит большое количество масла, оно полезно для печени, почек, содержит весь ряд витаминов В, витамин Е, из микроэлементов цинк, магний, железо. Грецкий орех входит в десятку продуктов растительного происхождения с высоким содержанием цинка.
Полезные свойства ореха, обусловленные его химическим составом, сегодня изучаются для разработки лекарств против онкологических заболеваний и болезни Альцгеймера.
— Хотя плоды грецкого ореха вкусны и полезны, ореховые деревья не сажают во дворах или в саду — их высаживают подальше от других растений. Во-первых, у них мощная корневая система, она высасывает из земли все полезные вещества, и другим саженцам ничего не достается. Во-вторых, листья, кора, корни ореха выделяют токсичное вещество юглон, которое накапливается в почве и вредит соседним растениям. Кстати, народная примета, дошедшая до нас через века, гласит: «Посаженное во дворе ореховое дерево приносит зло мужчинам семейства». Согласно другой примете, нельзя спать под ореховым деревом, потому что там водится нечистая сила, и уснувшему грозят кошмары.
— Дэшхо занимает в культуре адыгов особое место. Его плоды (дэ) используются в обрядовой игре во время празднования черкесского Нового года. Игра состоит в том, что на наклонную плоскость — доску или ровный склон холма — бросают горсть орехов. Чьи орехи укатятся дальше, тот и победил. В семейном кругу загадывали загадки, задавали каверзные вопросы, а ответившего награждали орехом. В этих играх принимали участие и взрослые, часто они подыгрывали детям, давая им возможность собрать больше призовых орехов и передавая им свой опыт и знания.
— Орех является важным атрибутом свадебных обрядов у адыгов. Распорядитель церемонии, джагуако, берет в руки дэ баш — палку из орехового дерева длиной один метр — и с ее помощью без всяких слов руководит танцевальным кругом. Опущенная вниз палка приглашает очередного танцора в круг, а приподнятый наверх конец предупреждает о завершении танца. Палка поменьше, украшенная орехами и кусочками разноцветных тканей, в конце вечера вручается девушке — лучшей танцовщице. Из нанизанных на прочную нить орехов, грецких и фундука, делают символические подарки для новых родственников — дэ пыэ (ореховая шапка) и дэ бэрак (ореховый флаг).
В том, что черкесы широко используют орех в свадебных обрядах, есть свой глубокий смысл. Орех, который плодоносит всю свою жизнь, символизирует плодородие, изобилие, достаток, его скорлупа — крепкую семью, а ядро, напоминающее человеческий мозг, — мудрость.