Первый театральный фестиваль «Легенды Ингушетии» стартовал 30 ноября в республике. По плану организаторов, он продлится неделю. Почти каждый день артисты Русского государственного музыкально-драматического театра будут давать для зрителей небольшие представления в горах под открытым небом. В качестве декораций — знаменитые ингушские родовые башни.
День открытия проходил в башенных комплексах Бейни и Духургишт неподалеку от горнолыжного курорта «Армхи». Первая постановка у стен комплекса Бейни, «Уциг Малсаг», перенесла зрителей в 1857 год. Она повествует о жизни и смерти Малсага Уциговича Долгиева, штабс-ротмистра Лейб-гвардии, который погиб, направляясь на переговоры с имамом Шамилем. Отряд Долгиева попал в засаду, а сам он был убит. Для ингушей Долгиев — один из национальных героев. В конце постановки у многих зрителей даже выступают слезы.
— С самого детства этот персонаж был для меня примером мужества, стойкости, благородства, — рассказал заслуженный артист республики Лом-Али Торшхоев, исполнивший главную роль. — Я чувствовал огромный груз ответственности перед потомками Уциг Малсага. Важна была каждая деталь. Одно неправильное движение, мимика могли стать камнем в огород Долгиевых и неправильно осесть в головах молодых зрителей, которые, возможно, не знакомы с историей этого легендарного человека.
Для следующей постановки зрители переместились в башенный комплекс Духургишт (примерно в километре от Бейни). Еще находящиеся под впечатлением люди собрались в башне и бурно обсуждали увиденное. Но внезапно воцаряется звенящая тишина. Зрители замирают в ожидании. «Черси едут, черси. Князя выбирать будем!» — послышался голос где-то вдалеке. Все понимают: «Началось второе действие!»
Подойдя к балкону, зрители видят, что к башне приближается конница — это приехали гости, те самые «черси». Затем зрителям подробно демонстрируют ингушский обычай гостеприимства: младшие отводят лошадей в стойло, затем по традициям делается подробный хаттар (приветственный набор вопросов, которые нужно было задавать каждому гостю, чтобы выказать ему свое уважение), и, наконец, гостей зовут к столу, накрытому прямо в одной из башен.
— На сегодняшний день эти уникальные памятники древней архитектуры в горной Ингушетии лишь схематично изучены и занесены в реестр. Для их популяризации делается крайне мало, — объясняет задачи фестиваля его организатор, заслуженный деятель искусств республики Микаэл Базоркин. — В Европе даже обыкновенным средневековым крепостям, которые практически идентичны во всех странах, уделяется значительно большее внимание. Популяризация ингушских башен ограничивается словами «красивые», «гордые», «расположены в красивых местах, где полезны и воздух, и вода». Все скучно, сдержанно и серо. И никакой философской, художественной подоплеки. Никакого глубинного осмысления. Данным проектом мы подводим художественно-философский и эпический фундамент под наше прошлое, наши традиции и наш уникальный менталитет. А в мире, возможно, прибавится загадок и легенд.
После фестиваля гости не спешили расходиться: кто-то оставался побеседовать с актерами или режиссером пьесы, а кто-то — сделать себе пару памятных снимков.
В воскресенье, 1 декабря, в комплексе Духургишт также состоялась постановка «Любовь Калоя» по мотивам знаменитого романа классика ингушской литературы «Из тьмы веков» Идриса Базоркина. В течение недели представления также пройдут на курорте «Армхи» и у башенного комплекса Эгикал.